Европа, которая нас потеряла

Географически Россия расположена и в Европе, и в Азии, с этим ничего не попишешь, так уж сложилось. Это стало даже темой анекдотов, вроде такого:
- Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно!!! А потом мы ещё и в Азию прорубим…
- Не надо, мин херц, занавесочек не хватит!
Этот почти что пушкинский диалог между царём Петром I и его другом, князем Меншиковым, вспомнился в связи со скандальным заявлением «специалиста по России» Михаэля Туманна, который считает, что россияне мечтают жить в Европе, а президент В.В. Путин их этой возможности лишил.
«Я думаю, этот поворот на Восток, о котором он [Путин] постоянно говорит - и который усиленно поддерживают его приспешники в пропагандистском аппарате, - на самом деле нацелен на глубинное русское стремление, на историческую русскую ориентацию.
Европа всегда воспринималась в России как нечто большее: как образ жизни, к которому хочется стремиться, как символ будущего.
И мне кажется, что то, что делает сейчас Путин - он отнимает у собственного народа это будущее. Он лишает россиян европейской перспективы...
И я уверен: в итоге эта попытка обречена на провал».

Может, и не стоило обращать на это внимания, мало ли кто что скажет, но Туманн с 1996 по 2001 год работал в Москве. Он был корреспондентом немецкого издания Die Zeit. В 2002 году даже книгу о России выпустил, называется Das Lied von der russischen Erde - «Песня о русской земле». Он - лауреат многочисленных премий в области журналистики, член Российско-германского форума и считается экспертом по России. В общем, его мнение является авторитетным и может служить основанием для далеко идущих выводов.
В принципе, его слова не лишены некоторого резона.
Действительно, со времён Петра I русская культура настолько тесно переплелась с европейской, что иногда трудно разделить, где наше, исконно-посконное, а где - заимствованное.
Кто были первыми архитекторами Петербурга? Итальянцы Доменико Трезини и Марио Джованни Фонтана. За ними вслед приехали Иоганн Готфрид Шедель, Иоганн Браунштейн, Бартоломео-Карло Растрелли и другие прославленные в Европе мастера. После завершения строительства города на Неве многие из них остались в России и украшали своими творениями и большие города, и поместья знати.
Воспитанники российской Академии художеств до одури копировали работы античных скульпторов и художников эпохи Возрождения, а самые способные за счёт академии направлялись учиться за границу. Например, братья Карл и Александр Брюлловы, ставшие знаменитыми живописцами, учились в Италии.
Русский профессиональный театр в том виде, к какому мы привыкли, в России появился благодаря… прусскому королю Фридриху Вильгельму, который в 1659 году создал первый кадетский корпус. В Россию идею создания кадетских корпусов почти сто лет спустя привёз русский посланник в Пруссии, кабинет-секретарь царицы Анны - П.И. Ягужинский. И как только такие заведения стали учреждаться в России, при них, как это ни странно, начали создаваться актёрские труппы, а дворяне-кадеты - обучаться актёрскому мастерству.
Русские поэты вдохновенно переводили европейскую поэзию. Например, «наше всё» Александр Пушкин переводил Байрона, Вордсворта и Корнуолла. Это с английского. А ещё - фрагмент «Романа о лисе» со старофранцузского. Пару отрывков из «Цыганочки» Сервантеса - соответственно, с испанского, и много чего ещё.

Так что исторические и культурные связи между Россией и Европой крепкие, не обрубишь.
А вот насчёт того, что так было «всегда», немецкий «знаток России» сильно погорячился. Как мы помним из школьного курса, царю Петру пришлось попыхтеть, прививая «европейские ценности» даже своему ближайшему окружению: он и бороды боярам собственноручно резал, и на «ассамблеи» придворных сгонял под страхом наказания. А дальше высшее общество равнялось то на Германию, то на Францию, то на Британию - в зависимости от предпочтений того, кто занимал императорский трон. Народ же жил как при царе Горохе: носил кафтаны да сарафаны, водил по праздникам хороводы, ходил в церковь и работал от зари до зари. При этом и «благородные» тоже далеко не все были в восторге от западных веяний, вспомним соперничество «западников» и «славянофилов».
Кстати, те, кому Европа была милее, либо подолгу разъезжали по заграницам, либо покупали дома в Ницце, Париже, Лондоне и благополучно там проживали. Или же организовывали быт и хозяйство в собственных имениях на европейский манер. При этом многие «западники» искренне возмущались тем, что в России до 1861 года сохранялось крепостное право. Но эти же европейски ориентированные личности не испытывали угрызений совести от того, что сами владели крепостными, и не собирались давать своим крестьянам «вольную», хотя имели на то полное право.
Кстати, многие «новые русские», преклоняющиеся перед всем европейским, свои капиталы наварили не в обожаемой ими Европе, а на родине, в России.
А после революции 1917 года молодая Советская Россия сама стала маяком для всего остального мира. В советский период на Западе заимствовалось многое, но далеко не всё подряд, и уж точно не «западный образ жизни», который подвергался жёсткой критике. Индивидуализму западного общества противопоставлялся коллективизм, колониализму - право наций на самоопределение, капитализму - социалистическая модель общества равных возможностей и прав.
А вот когда рухнул «железный занавес», чужой мир ослепил нас иллюминацией европейских столиц и сверкающими витринами торговых центров, заворожил пряничными домиками провинциальных городков и видом довольных жизнью европейских пенсионеров, часами напролёт сидящих в уютных кафе.
К тому же Международный валютный фонд обещал большие кредиты, а частные инвесторы размахивали пачками долларов перед носами «красных директоров». Совместные предприятия появлялись как грибы после дождя, и те, кто устроился туда работать, чувствовал себя «белой костью» на фоне массовых невыплат зарплат.
Очарование от встречи с Европой усиливалось ещё и тем, что в Советский Союз проникали оттуда самые передовые веяния в культуре и искусстве.

Если проходила выставка какого-нибудь западного художника, то это было действительно новое слово в живописи. Сейчас даже вообразить сложно, какой фурор вызвала выставка работ Пикассо в 1956 году в ГМИИ, на ней были представлены картины из коллекции Эрмитажа, и ещё 40 работ прислал сам художник. Очереди в музей стояли по 5-6 часов. То же касалось и мастеров прошлых эпох. Когда через 10 лет после выставки Пикассо в Эрмитаже и в Пушкинском музее изобразительных искусств были выставлены работы французского скульптора Огюста Родена и его современников, успех экспозиции оказался ошеломительным!
Кинематограф тоже был представлен лучшими работами. Микеланджело Антониони, Жан-Люк Годар, Ингмар Бергман, Федерико Феллини, Жан Кокто, Бернардо Бертолуччи, Луис Бунюэль - эти имена были на слуху у киноманов, билеты в кинотеатрах на их фильмы разлетались мгновенно, а на спецпоказах - были такие мероприятия, на которых демонстрировали киношедевры, по идеологическим причинам не выходившие на «большой экран» - буквально яблоку некуда было упасть.
Литература общей тенденции тоже соответствовала: по крайней мере, книги, попадавшие в руки советскому читателю вызывало шок и трепет. Это была плеяда потрясающих авторов: Франсуаза Саган, Уильям Голдинг, Айрис Мёрдок, Джон Фаулз, Генрих Бёлль, Умберто Эко - их произведения до сих пор интересно перечитывать.
А что современная Европа может нам предложить?
В экономике там затяжной кризис, которому не видно конца. Это в начале перестройки «новые русские» рвались на ПМЖ в Западную Европу. Там были и роскошные особняки, и элитные школы, и вообще бомонд. А сейчас, судя по уголовной хронике, у нас иной замминистра живёт так, как не каждый британский лорд может себе позволить.
Да и в целом качество жизни в России сейчас не хуже, чем в Европе. Комфортность жилья повысилась, дома - что «человейники», что таунхаусы, что коттеджи - вполне соответствуют европейскому уровню. Школ с весьма приличным уровнем образования - много. Хоть мы и ругаем ЕГЭ, но наши школьники регулярно берут призовые места на международных олимпиадах. Медицину тоже подтянули, по крайней мере, по части технического оснащения. Фешенебельных торговых центров - и тех понастроили. Так что завистливо глядеть на Европу нет никаких причин. Всё, что есть там, есть и у нас.

Что до идеологии, то некогда привлекательные идеи свободы-равенства-братства выродились в толерантность. Это привело к запретам на установку рождественских ёлок, попыткам убрать распятия из итальянских школ и скандалам вокруг Олимпиады в Париже, о культурной части которой до сих пор невозможно вспоминать без содрогания.
Всадник Апокалипсиса, скачущий по Сене, трансвеститы и жирный смурф в «Тайной вечере», поющая отрубленная голова Марии-Антуанетты и падающий с небес Люцифер - после такого можно смело сказать: мы видели ВСЁ!!!
Кинематограф? Ну да, попадаются интересные проекты. Например, культовый сериал «Мост», шведско-норвежский, снимали с 2011 по 2018 год. Он стал таким популярным, что американцы сняли по нему римейк. Особенно удался первый сезон, но и он местами толерантен с явным перебором.
Если хорошо подумать, конечно, можно ещё вспомнить что-то захватывающе-удачное. Но в основном современное европейское кино - это глубокая философия на мелких местах. В этом виде искусства Старый Свет уступил Голливуду и азиатским дорамам.
Литература? И тут сложно вспомнить авторов, произведения которых читали бы запоем. Разве что Джоан Роулинг с книгами про Гарри Поттера и Э. Л. Джеймс и её «50 оттенков серого», но «оттенки» (их целая серия) - это уже про извращения и проблемы с головой. То есть явно не то, что обязан прочитать каждый человек, считающий себя культурным.
В общем, в Старом Свете в настоящее время мы не наблюдаем ни «экономического чуда», ни привлекательной идеологии, ни прорывов в искусстве и культуре. Ему просто-напросто нечего предложить России.

Да, наверняка и сейчас некоторые наши сограждане хотят жить в Европе. Но не в этой - осаждённой мигрантами и тужащейся представить себя чем-то великим, а в той, которая была запечатлена на открытках и в журналах конца 80-х годов прошлого века: опрятной, зажиточной и культурной. Но той Европы больше не существует. И Путин здесь ни при чём.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.