Трамп танцует на тарифных «граблях»

«MAGA-президент» на пошлине
В этот день центральной мишенью Дональда Трампа оказались трансатлантические страны, состоящие в Европейском союзе, которым он пригрозил 30%-ной пошлиной на экспортную продукцию, если до 1 августа проходящие сейчас вязкие переговоры по новым условиям двусторонней торговли не завершатся успехом.
Трамп в созданной им самим и нежно лелеемой соцсети Truth Social прибегнул к ставшему его фирменным стилем ультиматуму, чтобы европейцы не вздумали дать сдачи: «Или ЕС предоставит Соединённым Штатам полный и открытый доступ на (свой) рынок, или любая сумма, на которую вы решите повысить (пошлины), будет добавлена к 30%, которые мы взимаем».
Попутно президент-пошлина намерен ввести с 1 августа 50%-ный тариф на всю импортируемую медь, чтобы, в теории, поддержать отечественного производителя. «Медь - второй по распространённости материал для Министерства обороны! Почему наши глупые "лидеры" разорили эту важную отрасль?» - эмоционально заявил Трамп.
Если для России (входит в десятку крупнейших производителей меди в мире) это пустая угроза, то для Китая и Индии тарифный прессинг будет раздражающим фактором, что заставит искать альтернативные решения. В любом случае для возрождения этой и других «разорившихся» отраслей в американской экономике потребуется нечто более действенное, чем заградительные тарифные барьеры.
MAGA питается только «супер-Трампом»
Первой из пока не эпичных, но значимых неудач «нового курса» Трампа стало отсутствие массового переноса производства иностранных компаний в юрисдикцию США. Вторым разочарованием нужно считать пока не приносящий доходов тарифный прессинг на торговых контрагентов: предполагалось, что за счёт пошлин казна будет исправно пополняться по 100-200 млрд долларов в месяц, что суммарно даст прибавку до 2,4 трлн долларов в год! Не случилось.

Наконец, третьим пока отложенным невезеньем станет не снижение, а рост розничных цен из-за неспособности заставить зарубежных поставщиков скинуть отпускные цены на товары, которые давно не производятся в США.
Совокупность системных ошибок во внешнеэкономической политике администрации США объясняется тем, что частичная деиндустриализация ставшей услуго-ориентированной экономики усложняет задачу скоротечного возрождения реального сектора.
Для начала собственные и иностранные инвесторы должны поверить в неизменность выбранной стратегии развития (кто знает, что произойдёт при преемнике Трампа), в приемлемую доходность с нормой прибыли (rate of return) и достижимость поставленной цели с учётом изменившегося по итогам глобализации геоэкономического ландшафта.
По этим причинам Трамп торопится сорвать куш здесь и сейчас, сократить бюджетный дефицит, накопить стартовый капитал, чтобы запустить процесс возвращения США к славным истокам, когда в фундамент был заложен промышленный потенциал и обслуживающий его креативный класс с инновационными идеями.
Надежды на возврат в славное прошлое (отсюда и лозунг «Сделаем Америку снова великой» - MAGA) питает не только Трамп и его окружение.
Симптоматично, что инвесторы (как сообщило 13 июля информагентство Bloomberg) «до сих пор вели себя так, как будто они рассчитывают на то, что президент США отступит, увидев предыдущие развороты его администрации».
Но по горячим следам горячей новости акции компаний на большинстве бирж в Старом Свете упали в начале торгов, потянув общеевропейский индекс Stoxx 600 вниз на 0,6%. Немецкий DAX просел на 0,95%, французский CAC 40 потерял 0,8%, итальянский индекс FTSE MIB оказался почти на 0,9% ниже, а испанский IBEX недосчитался 0,7%.
Проседание, можно считать, незначительное. Почему? По прогнозу британской газеты «Гардиан» (The Guardian), «инвесторы будут оценивать шансы двух сторон достичь сделки к 1 августа».
Европа готовится к худшему
В тот же роковой день, когда Трамп Непредсказуемый разослал «письма счастья» тем, кого по зловещей иронии назвал «партнёрами», глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, избранная не всенародно, а в ходе закулисного торга неназванными кукловодами, возмущённо объявила: Евросоюз «как крупнейший торговый партнёр Соединённых Штатов предпримет все необходимые шаги для защиты своих интересов, включая принятие соразмерных контрмер, если это потребуется».

Однако на следующий день, видимо, приняв во внимание вспыльчивый характер бизнесмена-президента, смягчила угрозу, пояснив, что продлевает приостановку ответных дискриминационных мер, чтобы дождаться результатов идущих сейчас переговоров двух сторон.
Ведающий вопросами купли-продажи в Еврокомиссии еврокомиссар Марош Шефкович на переговорах с министрами иностранных дел ЕС высказался категорично: «Давайте будем честными, идея 30%-ной тарифной ставки фактически запретительна для взаимной торговли».
Задиристый «галльский петух», президент Пятой республики Эмманюэль Макрон, растерявший популярность у сограждан, был настроен воинственно, заявив, что Евросоюз должен быть готов к торговой войне с США и противостоянию лично с Дональдом Трампом.
В свою очередь, министр иностранных дел Дании Ларс Лёкке Расмуссен (бывший премьер-министр) констатировал: «Наши торговые отношения с США находятся на критическом этапе».
Примирительный тон взяла премьер-министр Италии Джорджа Мелони (её единственную из европейских лидеров Трамп пригласил к себе на инаугурацию), когда поделилась своей верой в то, что в итоге «может быть достигнуто справедливое соглашение». По убеждению трампистки европейского генотипа, «нет смысла провоцировать торговую войну между двумя сторонами Атлантики».
В Берлине избрали двуединую тактику, демонстрируя равную готовность и к компромиссам, и к возмездию. Министр экономики Германии Катерина Райхе, похоже, камлает милость от Большого Брата, который вот уже восемь десятков лет держит постнацистскую Германию в заложниках, закрепляя её вассальный статус наличием военных баз и воинских контингентов на её якобы суверенной территории. Г-жа Райхе призывает добиваться «прагматичного исхода переговоров» между Евросоюзом и США.
В противовес своей коллеги по кабинету, министр финансов Германии Ларс Клингбайль (заодно он - вице-канцлер от правящей коалиции) заявил 13 июля, что в случае провала переговоров по заградительным тарифам Евросоюз обязан нанести ответный удар.
«Наша рука протянута, но мы на цент дороже»
Для Германии с её экспортно-ориентированной экономикой, локомотива, пусть уже буксующего, европейской интеграции, даже незначительное снижение доходности поставок на внутренний рынок США (торговый контрагент номер один) обернётся упущенной выгодой.

Германские концерны, получавшие стабильную прибыль от продажи американцам автомобилей и их комплектующих, станков, фармакологической и химической продукции, эти недополученные доходы в условиях ускоряющейся деиндустриализации могут привести к сокращению выпуска продукции, увольнениям работников, отказу от инвестиционных планов ради модернизации и/или расширению производства. А дальше - призрак разорения и банкротства.
«Если справедливое согласованное решение найти не удастся, то мы должны принять решительные контрмеры для защиты рабочих мест и компаний в Европе», - угрожающе высказался герр Клингбайль, добавив: «Наша рука остаётся протянутой, но мы не будем со всем соглашаться».
В принципе, финансисты-экономисты на службе Еврокомиссии уже вносят последние поправки в свёрстанные два пакета дискриминационных тарифов, которые затронут экспорт американских товаров и услуг на рынки стран ЕС на сумму до 116 млрд евро в год.
Быть или не быть полномасштабной торговой войне между двумя ведущими центрами силы внутри коллективного Запада? Ответ оформится 1 августа, если только нетерпеливого Трампа не уговорят не городить огород и дать переговорщикам дополнительное время.
На американском рынке свет клином не сошёлся
Пока трансатлантические формальные союзники-конкуренты бранятся, упрямая последовательность Трампа в разрушении прежних условно соблюдавшихся правил международной торговли (включая нормы ВТО) убедила сообщество государств, неподвластных вашингтонскому обкому, озаботиться сохранением этого источника взаимного преуспевания в рабочем состоянии.
Показательна быстрота реакции тех, кто заслужил в своё время титул «азиатских тигров». Новоизбранный президент Республики Корея Ли Чжэ Мён отрядил своих эмиссаров на переговоры в Канберру и Берлин для обсуждения торгово-экономических связей.
Единственным, помимо Британии, из 90 государств (изначально в апрельском эдикте значилось 185 стран), назначенных Трампом в качестве дойных коров, оказался Вьетнам, который сумел скостить треть из 30%-ного тарифа на свой экспорт в США. Но следом заместитель министра торговли без всяких обиняков обозначил дальнейший курс: снижение зависимости от поставок на американский рынок и поиск более надёжных торговых партнёров.

В эти же дни Индия, самый быстрорастущий и перспективный поставщик и покупатель широкого ассортимента товаров, объявила о заключении соглашения с Бразилией о взаимном согласии и намерении увеличить объём двусторонней торговли на 70%.
Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва в ответ на введение Трампом пошлин в размере 50% на товары, произведённые в этой ведущей региональной державе Латинской Америки, посулил «зеркальные» меры и назвал действия гринго «абсурдом».
Одним из объяснений такой оценки служит шок и трепет, испытанный производителями энергоёмкого продукта в зёрнах: уже сейчас из-за проливных дождей во Вьетнаме и засухи в Бразилии цены на кофе могут вырасти на 40%. Трамповская наценка может оставить «Старбакс» без баксов и пустить по миру.
В бывшей Срединной империи давно готовятся к похоронам производственно-сбытового симбиоза Китая и Америки (обозначаемый термином Chimerica). Вот уже не одно десятилетие Пекин осуществляет стратегию по снижению зависимости своей экспортно-ориентированной экономики от капризов проигрывающих конкуренцию партнёров. Перспектива падения привлекательности американского рынка заставляет Пекин внедряться на региональные рынки в той же Юго-Восточной Азии, где уже работают многие китайские заводы и фабрики.
Весь мир: спасай Америку, а остальных как хочешь
Начало второй фазы тарифной, пока только вербальной, войны США против торговых контрагентов свидетельствует о двух неизменных факторах в происходящей перестройке миропорядка. Во-первых, накопленные структурные и системные кризисы американской экономической модели сужают поле для манёвра президента Трампа, и потому он прибегает к самому простому способу добиться быстрого обогащения - заставить все остальные страны сократить свои доходы от торговли с США. Иными словами, они должны оплатить финансовое благополучие Америки из своего кармана и выдать подъёмные для реиндустриализации ядерной державы с имперскими амбициями.

Во-вторых, шантаж и давление со стороны США будут и дальше размывать доверие к доллару (за последние шесть месяцев зелёноспинный потерял примерно 8% своей стоимости) и подталкивать страны к созданию замкнутых региональных альянсов.
Достижима ли идея фикс администрации США? Больше шансов на то, что Трамп наступает на тарифные грабли по второму разу.