БРИКС: потенциальный могильщик американской гегемонии

Баланс в пользу БРИКС
Семнадцатый саммит БРИКС в Бразилии стал и поводом для сдержанного оптимизма для стран, которые причисляют себя к Глобальному Югу. И, соответственно, он был довольно травматичен для президента Трампа, который видит в БРИКС потенциального могильщика американской гегемонии. Однако дать однозначную оценку этому международному мероприятию сложно. Есть нюансы.
БРИКС заметно вырос в своём составе. Теперь объединение включает в себя ведущие государства Евразии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. По словам президента России Владимира Путина, выступившего перед участниками саммита по телесвязи, БРИКС обладает «огромным политическим, экономическим, научно-технологическим и человеческим потенциалом».
Каков баланс сил между БРИКС и Западом?
Совокупный ВВП объединения по паритету покупательной способности достигает уже 77 трлн долларов. А у «большой семёрки» этот показатель - 57 трлн долларов. Сейчас на страны БРИКС приходится не только треть площади земной суши и почти половина населения планеты, но и 40% мировой экономики.
Спасти рядовой доллар
Это не может не впечатлять. Именно поэтому президент США Трамп прямо в день открытия бразильского саммита БРИКС предупредил, что в отношении государств, поддерживающих политику этого объединения, будут введены дополнительные 10-процентные торговые пошлины.
А в феврале этого года было ещё более суровое предупреждение от Трампа. Он пригрозил БРИКС тарифами в 150% за попытки создать альтернативу доллару. «Страны БРИКС <...> пытались уничтожить наш доллар. <...> Они хотели создать новую валюту», - сказал он, выступая на ужине Ассоциации губернаторов-республиканцев в Вашингтоне. «Любая страна БРИКС, которая хотя бы упомянет об уничтожении доллара, будет обложена тарифами в 150%», - заявил американский президент.

К вопросу о создании валюты БРИКС вместо доллара мы ещё вернёмся. А пока напомним, что Трампу не даёт покоя сделанное пару лет назад президентом Бразилии Лулой да Силвой заявление о необходимости отказаться от доллара в международных взаиморасчётах с целью обеспечить реальную торговую свободу всех стран. Это вызвало эйфорию на Глобальном Юге и, как видим, жёсткую реакцию со стороны нынешнего главы Белого дома.
И угрозы США - не из серии простой болтовни. У США есть неубиваемый козырь в борьбе против любых поползновений в отношении изменения сил в глобальном масштабе - это сам американский доллар. Он всё ещё остаётся мировым средством расчёта при международных торговых операциях, а также средством накопления и сбережения активов. Доллар и долларовые транзакции - этот тот рычаг, с помощью которого США легко диктуют свою волю любой стране и любой компании, которые ведут расчёты в долларах. А это абсолютное большинство стран мира и практически все компании, большие и маленькие.
В России говорят, что вопрос о замене доллара пока «не созрел». Другие страны-члены БРИКС предпочитают отмалчиваться. А президент Бразилии Лула с тех пор на эту тему не высказывается, по меньшей мере публично.
Но если речь идёт о формировании новой международной архитектуры, где нынешний гегемон должен лишиться своего звания и уступить место многополярному миру, то перед странами Глобального Юга встаёт задача разработать согласованную стратегию поведения. Им нужно выработать план действий, который поможет нейтрализовать влияние доллара и в будущем полностью лишить его главенствующей роли. Собственно, это главный вопрос в контексте соперничества БРИКС и США, который у всех в головах, но не у всех на устах.
В противном случае весь мир так и будет испытывать на себе различного рода торгово-финансовую турбулентность, типа всемирной войны санкций, которую начал президент Трамп. Глава Белого дома не смог бы грозить всем подряд и вести себя как слон в посудной лавке, если бы доллару не принадлежала та роль, которую он пока играет.
Чем Западу опасен БРИКС
С момента активного расширения БРИКС США и Европа видят в нём потенциального торгово-экономического соперника. Сегодня же БРИКС для США стал настоящим врагом, так как его существование ставит под сомнение главенствующую роль доллара. Однако лидеры стран БРИКС проявляют осторожность в оценке перспектив доллара, как мы увидим ниже.

Итак, США очень опасаются развития БРИКС.
Во-первых, потому что участие России в объединении предполагает, что все страны БРИКС, а также потенциальные «аспиранты» де-факто заявляют, что с политической точки зрения они на стороне Москвы. Совместные финансово-экономические проекты с Россией неизбежно подвергаются риску из-за множества существующих и будущих санкций со стороны США и Европы. Эти ограничения будут только ужесточаться. Тем не менее страны БРИКС остаются в организации. И ещё более 30 государств хотят присоединиться к БРИКС.
А во-вторых, несмотря на осторожную реакцию БРИКС на угрозы США по поводу отмены доллара, новая международная финансовая система уже вырисовывается. БРИКС сомневается в эффективности Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международного валютного фонда (МВФ). Эти организации, созданные в 1944 году в Бреттон-Вудсе, часто рассматриваются как инструменты давления США на другие страны. По крайней мере, на прошлом саммите БРИКС в Казани в отношении МВФ звучали именно такие критические высказывания.
Умеренность и аккуратность
А вот на саммите в Бразилии критическая тональность в отношении МВФ, скажем так, стала более мягкой. Например, в итоговой декларации саммита в Рио отнюдь не содержится указаний на отмену МВФ и МБРР. В ней говорится лишь о необходимости реформирования Бреттон-Вудских институтов «с тем, чтобы сделать их более гибкими, эффективными, заслуживающими доверия, инклюзивными, отвечающими своим целям, непредвзятыми, подотчётными и представительными и повысить их легитимность».
В итоговой декларации мягко указывается на то, что Бреттон-Вудские институты «должны реформировать свою структуру управления, чтобы отразить произошедшую с момента их создания трансформацию мировой экономики». «Повышение роли и представительство развивающихся стран и государств с формирующимся рынком в Бреттон-Вудских институтах должны отражать их растущий вес в мировой экономике», - говорится в документе.
В какой степени роль и представительство развивающихся стран должны быть повышены? Об этом конкретно говорил на саммите его хозяин, президент Бразилии Лула да Силва. «Чтобы наша экономическая значимость была адекватно отражена, доля голосов стран БРИКС в МВФ должна составлять по меньшей мере 25%, а не 18%, как сейчас», - сказал бразильский лидер.
В результате в итоговой декларации саммита его участники «настоятельно призвали Исполнительный совет МВФ как можно скорее выполнить поручение Совета управляющих по разработке подходов к перераспределению долей квот <…> в кратчайшие сроки».

Россия и другие страны БРИКС работают над созданием доступной для всех участников международной торговли финансовой платёжно-расчётной инфраструктуры, аналогичной SWIFT. И, кроме того, в БРИКС уже создан Новый банк развития (НБР). Он представляет собой некую альтернативу значительному количеству западных финансовых механизмов, в частности МВФ.
Но из всех пассажей итоговой декларации саммита БРИКС вытекает, что это объединение хоть и критикует Бреттон-Вудскую финансовую систему, однако всё ещё признаёт за ней верховенство. Почему?
Отказ всего мира от доллара и переход на расчёты в других валютах приведёт к падению гегемона, а гегемон этого допустить не может. В противном случае для него всё теряет смысл. И даже военная мощь США (особенно после фактического провала ударов США и Израиля по Ирану) уже не будет восприниматься в мире как весомый аргумент. Рухнут все фондовые рынки, а это никому не выгодно.
В прошлом году в рамках саммита БРИКС в Казани президент России Путин сказал, что странам объединения «нужно быть очень аккуратными» и «действовать постепенно, не спеша». «На данный момент мы изучаем возможности расширения использования национальных валют и создания инструментов, которые позволили бы сделать такую работу безопасной», - сказал Путин.
Тихий поиск пути
Создаётся такое впечатление, что поиск альтернативы доллару продолжается, но так, чтобы хозяева денег с Wall Street об этом не знали. Есть общее понимание того, что введение этой альтернативы приведёт к экономическому и политическому обрушению США, и последствия этого могут быть катастрофическими для всего мира ввиду сопротивления Вашингтона.
Не случайно на этом саммите министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил журналистам, что «создание валюты БРИКС в отношении платежей в объединении никогда не обсуждалось». Это говорит о том, что страны БРИКС пока не готовы к переменам или, по меньшей мере, заняли выжидательную позицию, пока в Белом доме хозяйничает человек, который готов ломать дрова, невзирая на последствия.

И значит, при всех усилиях БРИКС мировым лидером и «законодателем мод» пока остаются США с их долларом, который по-прежнему рулит всеми странами и всей глобальной экономикой. Страх экономической нестабильности и даже мирового финансово-экономического коллапса в результате импульсивной и необдуманной политики нынешнего президента США заставляет страны БРИКС, да и всех в мире, действовать с великой осторожностью.