СНВ-3: стратегический мухлеж США
© defense.gov
Крылатая ракета Tomahawk.

СНВ-3: стратегический мухлеж США

Почему Россия не доверяет американским данным о выполнении Пражского договора 2010 года
17 октября 2018, 17:27
Реклама
СНВ-3: стратегический мухлеж США
© defense.gov
Крылатая ракета Tomahawk.
Читайте нас на: 

Госдепартамент США опубликовал данные о выполнении Вашингтоном параметров Пражского договора между Россией и США 2010 года (его иногда еще называют СНВ-3) о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Заявлено, что США обладают 660 развернутыми носителями стратегического ядерного оружия - это наземные межконтинентальные ракеты и ракеты атомных подводных лодок, а также тяжелые бомбардировщики, каждый из которых засчитывается, по договору, за одну ракету. Кроме того, в американском арсенале насчитывается 1.393 ядерных боезаряда, а всего развернутых и не развернутых носителей ядерных боеголовок у Вашингтона ровно 800. Что, по утверждению Госдепа, полностью соответствует требованиям Договора по СНВ.

Характеристики договора СНВ-3.
© wikipedia.org
Характеристики договора СНВ-3.

Напомним, по условиям договора, каждая из стран имеет право на наличие 700 развернутых носителей и плюс еще на складах и в арсеналах - 100 не развернутых, а всего может иметь 1.550 ядерных боеприпасов.

В МИД России усомнились в справедливости американских цифр. Мы не можем подтвердить подобное утверждение Госдепартамента, заявили в Департаменте информации и печати российского внешнеполитического ведомства. Как отметил МИД РФ, «объявленный США результат достигнут с помощью одностороннего вывода из зачета, по договору, 56 пусковых установок БРПЛ Trident II и 41 тяжелого бомбардировщика В-52, переоборудование которых было осуществлено таким образом, что российская сторона не может подтвердить приведение этих стратегических наступательных вооружений в состояние, непригодное для использования ядерного вооружения». Кроме того, США не включают в зачет, в качестве не развернутых, четыре шахтные пусковые установки, предназначенные для обучения, односторонне переквалифицировав их в категорию «учебные шахты», которая не предусмотрена договором.

Таким образом, отмечают в МИД РФ, разрешенное суммарное количество носителей по-прежнему превышено США на 101 единицу.

Отметим, это не первые и не единственные претензии наших специалистов к выполнению США своих договорных обязательств.

Например, недавно МИД России поставил перед заокеанскими партнерами вопрос о выполнении Договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Этот договор был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН еще в сентябре 1996 года. Однако, для того, чтобы он вступил в силу, его должны ратифицировать 44 государства, располагающие ядерным оружием или потенциальными возможностями его создания. Но из этого списка документ ратифицировали только 36 государств, включая Россию, Великобританию и Францию. Еще пять стран - США, Китай, Египет, Израиль и Иран - подписали, но не ратифицировали документ, а Индия, КНДР и Пакистан даже не стали его подписывать. В первую очередь потому, что его не ратифицировала страна с крупнейшими запасами ядерного оружия. Тем более что в конгрессе США не раз и не два раздавались голоса о продолжении ядерных испытаний.

Но вернемся к способности, а точнее, к неспособности США выполнять свои двусторонние международные обязательства. Не только по Договору СНВ, но и по Договору о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД).

Вашингтон упрекает Москву в том, что она нарушает это соглашение. Мол, Россия разработала наземную крылатую ракету, которая выходит за ограничения ДРСМД. Никакие заявления российской стороны, что такой ракеты у нас на вооружении нет, во внимание не принимаются. Более того, в бюджет Пентагона на 2019 год уже заложены средства на разработку и испытание своей крылатой ракеты наземного базирования. Это нарушение упомянутого договора.

Ракета Pershing II.
© wikipedia.org
Ракета Pershing II.

Соединенные Штаты не соблюдают и другие положения ДРСМД. Так, они используют в качестве ракеты-мишени первую ступень баллистической ракеты средней дальности Pershing II, которую должны были уничтожить вместе с ее оснасткой и производственными мощностями по ее изготовлению еще в 1987 году.

Более того, в пусковых стаканах системы ПРО Aegis, которую США развернули в Румынии и создают в Польше, кроме противоракет МS-3 могут размещаться также и крылатые ракеты большой дальности Tomahawk. Американцы уверяют, что они никогда не проводили испытания с пуском Tomahawk из таких стаканов, но эти утверждения, как говорится, в пользу бедных.

На эсминцах США класса Arleigh Burke, где стоит система Aegis, ракеты Tomahawk стартуют из ее пусковых стаканов. И убедить специалистов, что на базе в Румынии у этой системы пусковые стаканы резко отличаются от тех, что стоят на эсминцах, регулярно заходящих в Черное море и прицеливающихся по нашим базам РВСН в европейской части страны, практически невозможно. Тем более что США не позволяют нам провести такую инспекцию. Как не позволяют убедиться в том, что пусковые установки БРПЛ Trident II и тяжелых бомбардировщиков В-52Н действительно переоборудованы так, что они не могут использовать ядерное оружие.

Тяжелый бомбардировщик В-52Н.
© af.mil
Тяжелый бомбардировщик В-52Н.

Но дело не только в том, что США обманывают Россию по поводу выполнения ими Договора по СНВ. Вопрос стоит острее. В 2021 году заканчивается действие Пражского соглашения. Между Москвой и Вашингтоном не останется ни одного разоруженческого договора, который позволял бы сторонам контролировать наращивание стратегических вооружений той и другой стороны, иметь хотя бы какой-то барьер перед разорительной гонкой вооружений, которая угрожает не только России, но и США - при всех их колоссальных экономических, технических и технологических возможностях.

Сегодня стоит вопрос: что делать с заканчивающимся Договором по СНВ? Продлить еще на пять лет, как это предусмотрено в его условиях? Или заключить новый? На какой основе? Если США не выполняют своих обязательств по Пражскому соглашению, мягко говоря, мухлюют с цифрами и не соблюдают принципов верификации, то как с ними можно сотрудничать дальше?

А сотрудничать надо. Не только для укрепления безопасности и обороноспособности России, но и для сохранения всеобщего мира на Земле. Наверное, если в политике Вашингтона начнет преобладать здравый смысл, все эти проблемы можно решить за столом переговоров.

Мы можем подождать, но времени становится все меньше и меньше.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама