Су-35С.

Нет равных в воздухе войны: почему Су-35С собрал сотни тысяч лайков в Instagram

Даже западные военные эксперты, весьма придирчивые к нашим техническим новинкам, полагают, что по ряду основных боевых характеристик российский многофункциональный истребитель превосходит хваленый самолет США пятого поколения
24 октября 2018, 11:00
Реклама
Нет равных в воздухе войны: почему Су-35С собрал сотни тысяч лайков в Instagram
© knaapo.ru
Су-35С.
Читайте нас на: 

Боевой дебют новой русской воздушной машины состоялся в Сирии, где, по оценке руководства Минобороны России, она себя прекрасно зарекомендовала. Сейчас хит просмотров в Instagram - фотография, на которой «невидимый» F-22 Raptor четко запечатлен в прицеле нашего Су-35С. В подписи говорится о том, что американский истребитель провоцировал российский самолет и «был наказан после непродолжительного условного воздушного боя».

Американский F-22 в прицеле российского Су-35С.
© instagram.com
Американский F-22 в прицеле российского Су-35С.

Торможение на взлете

Незамеченным, увы,  прошел юбилей: 2 октября 2008 года совершил первый полет Т-10БМ. Самолет поднялся в воздух с экспериментального аэродрома «Дземги» в Комсомольске-на-Амуре. Это была важная веха в создании в России многофункционального сверхманевренного истребителя, который с началом серийного производства получил обозначение Су-35С и сегодня является одним из лучших боевых самолетов в мире.

Су-35 - это продукт многолетнего труда специалистов ОКБ Сухого по модернизации тяжелого истребителя Су-27. Работы по проекту стартовали еще в 1983 году. Первый полет Су-27М (бортовой номер 701) совершил 28 июня 1988 года. Машина разрабатывалась как ответ на программу США по совершенствованию боевых возможностей F-15 и F-16. В частности, Минобороны СССР беспокоило появление в арсенале американских самолетов ракеты класса «воздух-воздух» AIM-120A.

Основной акцент специалисты ОКБ Сухого сделали на обновлении бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) с использованием цифровых технологий. Су-27М получил систему управления РЛСУ-27, современные на тот момент средства связи и аппаратуру радиоэлектронного противодействия, а также прицельно-навигационный комплекс с нашлемной системой целеуказания «Щель-ЗУМ».

Су-27М с боекомплектом.
© knaapo.ru
Су-27М с боекомплектом.

В 1994 году на вооружение Су-27М была принята управляемая ракета средней дальности (до 110 километров) класса «воздух-воздух» Р-77 (РВВ-АЕ) разработки МКБ «Вымпел». Теперь отечественный истребитель мог уверенно чувствовать себя в дальнем воздушном бою. Конструкция подвески Су-27М позволяла разместить до десяти Р-77 и до восьми Р-27 различной модификации с дальностью поражения до 60, 95 и 110 километров.

Помимо самолетов и вертолетов противника, арсенал модернизированного истребителя позволял поражать и наземные цели. Для решения этих боевых задач Су-27М мог использовать самонаводящиеся ракеты Х-29Т, противорадиолокационные и противокорабельные Х-31, неуправляемые ракеты С-8, С-13, С-25 и около 10 типов авиационных бомб (КАБ-500Кр, ФАБ-500М54, ФАБ-500М62, БетАБ-500Ш, ФЛБ-250М54, ОФАБ-100-120).

Расширение номенклатуры вооружения и более высокие требования к маневренности отразились на облике и компоновке истребителя. Су-27М несколько отличался от предшественника, хотя каких-то радикальных изменений инженеры ОКБ Сухого вносить не стали. Обновленная машина обладала большей взлетной массой (34 тонны против 28), увеличенной тягой двигателей (до 12,8 тонны). Практическая дальность за счет доработки системы дозаправки возросла до 6.500 километров.

В 1995 году на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре было развернуто серийное производство Су-27М. К сожалению, на истребитель из-за тяжелой экономической ситуации не нашлось спроса в России. Не удалось ОКБ Сухого найти и заказчиков в зарубежных странах. В результате проект модернизированного Су-27 пришлось закрыть.

Су-27М.
© knaapo.ru
Су-27М.

Маневренность и ударная мощь

Несмотря на все злоключения, труд отечественных инженеров не был напрасным. Инновации, реализованные в опытном Су-27М, затем воплотились в различных модификациях истребителя Су-30 (выпущено более 630 единиц). А в 2005 году Министерство обороны России решило возобновить производство Су-27М под обозначением Су-35С. Первый прототип истребителя поднялся в воздух 19 февраля 2008 года.

Су-35С условно относят ко второму поколению Су-27М. От базового образца самолет отличается широким применением новейших технологий - технологий пятого поколения. В частности, машина получила цифровую резервированную систему управления КСУ-35 разработки МНПК «Авионика». Это позволило автоматизировать подавляющее большинство процессов. Немаловажным достижением стало снижение веса аппаратуры - экономия составила более 130 килограммов.

Су-35С: хорош со всех сторон.
© knaapo.ru
Су-35С: хорош со всех сторон.

На Су-35С установлена многофункциональная радиолокационная станция (РЛС) с фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис» разработки НИИП имени В.В. Тихомирова. Уникальная по своим характеристикам РЛС способна обнаруживать и сопровождать до 30 воздушных и до четырех наземных целей на дальности до 400 километров. Также на истребитель были установлены самое современное навигационное оборудование, средства связи и комплекс радиоэлектронного противодействия.

Позаботились специалисты ОКБ Сухого и об усилении планера Су-35С. Благодаря ряду технических решений и использованию новых материалов, его конструкция стала намного прочнее, чем та, что была у предшественников из начала 1990-х годов. Так, ресурс самолета увеличился до 30 лет эксплуатации или до 6 тысяч часов (против 10 лет и 1,6 тысячи часов). Взлетная масса Су-35С составила 38,8 тонны (+4 тонны по отношению к Су-27М), однако масса пустой машины осталась прежней.

Су-35С на взлете.
© mil.ru
Су-35С на взлете.

Истребитель оснащен турбореактивным двухконтурным двигателем АЛ-41Ф1С («изделие 117С»), который по характеристикам максимально приближен к силовым установкам пятого поколения (на двигателе «первого этапа» летает Су-57).

Эта разработка НПО «Сатурн» в особом режиме обладает тягой до 14,5 тонны и до 8,8 тонны - на бесфорсажном. Как показали испытания, подмосковные инженеры смогли превзойти показатели тяги и удельного расхода топлива, закрепленные в техническом задании. Благодаря АЛ-41Ф1С, Су-35С может развивать скорость до 2,3 Маха.

В августе 2009 года самолет был продемонстрирован на авиасалоне МАКС. Минобороны РФ заключило контракт на поставку 48 единиц на 2012-2015 годы. В июне 2013 года машина была представлена на международном авиасалоне в Ле Бурже. После международной презентации ПАО «Компания "Сухой"» получила заказы от Китая и Индонезии. С большой вероятностью 54 воздушные машины закупит Пакистан. Переговоры находятся на финальной стадии.

В Вооруженных силах России Су-35С эксплуатируется с 2014 года.
© mil.ru
В Вооруженных силах России Су-35С эксплуатируется с 2014 года.

В Вооруженных силах России Су-35С эксплуатируется с 2014 года.

«На текущий момент это самый современный боевой самолет России из тех, что стоят на вооружении. В нем воплотился колоссальный опыт, накопленный ОКБ Сухого. Машину относят к поколению 4++. Я не сторонник деления на поколения, но в технологическом отношении Су-35С действительно является выдающимся истребителем, сочетая в себе высокую маневренность и серьезную ударную мощь», - рассказал еженедельнику «Звезда» военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

Вираж на 360 градусов

В январе 2016 года Су-35С были переброшены в Сирийскую Арабскую Республику на авиабазу Хмеймим. Главной задачей истребителей стало прикрытие действий бомбардировочной авиации, включая стратегическую. Из сообщений западных СМИ следует, что новые российские машины заодно и «приглядывали» за американскими войсками, которые «прославились» в Сирии поддержкой различных бандформирований.

Су-35С в небе Сирии.
© knaapo.ru
Су-35С в небе Сирии.

Минобороны России положительно оценило итоги боевого применения Су-35С. В феврале 2018 года в ходе посещения авиационного завода имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре заместитель министра обороны (сейчас - вице-премьер правительства РФ) Юрий Борисов назвал новейший истребитель одним из лучших оперативно-тактических самолетов в мире. По его словам, отечественной машине «нет равных в воздухе». Также он добавил, что у летчиков были самые лучшие отзывы «по результатам сирийского конфликта».

В ноябре 2017 года в интервью ТАСС известный российский летчик-испытатель Герой Российской Федерации Сергей Богдан отметил, что в специальном режиме сверхманевренности Су-35С может выходить практически на любые углы атаки. Также пилот похвалил машину  Су-35С за способность взлетать с поврежденной или укороченной полосы и за высокую тяговооруженность.

«Если, допустим, в ходе воздушного боя за самолетом увязывается неприятель, то в верхней точке возможен быстрый разворот вокруг своей оси, поиск цели и моментальная атака. От самолета, находящегося сзади, сложно уйти в отрыв, а это показывает, как Су-35 может выходить из положения, не теряя устойчивости и управляемости. Он выполняет вираж на 360 градусов для поиска потенциального противника и дальше продолжает свой маневр», - рассказал Сергей Богдан.

Герой Российской Федерации Сергей Богдан.
© tehnowar.ru
Герой Российской Федерации Сергей Богдан.

Военный эксперт Дмитрий Корнев полагает, что операция в Сирии имела большое значение для дальнейшего будущего Су-35С. По его мнению, с большой вероятностью машина подтвердила заявленные производителем характеристики. По крайней мере, об этом свидетельствуют высокий спрос со стороны российского Министерства обороны и интерес к закупкам этого самолета зарубежных государств.

«Су-35С, без всякого сомнения, - очень востребованная машина для ВКС. Конечно, это было известно и до сирийской операции. Однако реальный опыт позволил определить направления совершенствования истребительной авиации. Не исключаю, что боевая эффективность этого истребителя могла даже превзойти ожидания наших военных», - подчеркнул Дмитрий Корнев.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама