ЗРС С-400 «Триумф».

«Пэтриоту» не дотянуться до «Триумфа»

Почему Индия предпочла закупить российские С-400
Реклама
«Пэтриоту» не дотянуться до «Триумфа»
© mil.ru
ЗРС С-400 «Триумф».
Читайте нас на: 

Понятно, почему контракт между российским «Рособоронэкспортом» и министерством обороны Индии на поставку Нью-Дели зенитной ракетной системы С-400 «Триумф», подписанный во время визита в столицу Индии президента РФ Владимира Путина, вызвал массу негативных комментариев в США. Вашингтон хотел навязать индийцам свой зенитно-ракетный комплекс Patriot PAC-3. Министр обороны США Джеймс Мэттис даже угрожал всяческими неприятностями для Индии, если ее правительство подпишется на российскую ЗРС. Ему вторили представители Госдепартамента, предупредив, что оружейная сделка с русскими может попасть под действие американского закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций».

Контракт на поставку С-400 подписан во время визита в столицу Индии президента РФ Владимира Путина.
© kremlin.ru
Контракт на поставку С-400 подписан во время визита в столицу Индии президента РФ Владимира Путина.

Ничего не помогло, и 5,5 млрд  долларов за пять полковых комплектов ЗРС С-400 «Триумф» достанутся теперь не американской фирме Raytheon, производителю Patriot, а российскому НПО «Алмаз-Антей» и его поставщикам.

Такой удар по непомерным заокеанским амбициям выдержать очень трудно, почти невозможно. И все же придется.

В арсенал - все самое лучшее и передовое

Начальник штаба сухопутных сил Индии генерал-лейтенант Бипин Рават заявил: «Индия проводит независимую политику и продолжит приобретать оборонные системы у России, несмотря на угрозы Вашингтона ввести против Нью-Дели санкции». Он также добавил, что его страна готова приобретать у нас и другие виды вооружения, в частности - вертолеты марки «Камов». А ведущая газета Times of India сообщила, что правительство готово заключить с Россией контракты на закупку еще четырех фрегатов проекта 11356, два из которых будут построены в Калининграде, а два других - на индийских верфях, и даже планирует договориться о покупке 1.700 уникальных российских танков Т-14 на платформе «Армата». При этом Индия совершенно не беспокоится о возможных санкциях со стороны США, хотя и не исключает некоторых трудностей с получением американских технологий.

Начальник штаба сухопутных сил Индии генерал-лейтенант Бипин Рават.
© indianarmy.nic.in
Начальник штаба сухопутных сил Индии генерал-лейтенант Бипин Рават.

Откуда у Индии и ее военных такая уверенность в неприменении против их страны санкций? И почему, несмотря на то, что они допускают их возникновение, индийцы все же чаще всего делают выбор в пользу российского вооружения, а не американского?

Хотя и от боевых систем с надписью Made in USA тоже не отказываются. Например, в выборе тяжелых военно-транспортных самолетов Нью-Дели поставил на американский С-130, а не на наш Ан-124. Также в тендере на тяжелые вертолеты наш Ми-26 проиграл американскому Sikorsky CH-53 Sea Stallion. При том, что наш вертолет берет на борт 20 тонн, а «Сикорский» - только шесть. Но хозяин - барин: что хочет, то и покупает.

В военно-техническом сотрудничестве с Индией надо понимать несколько очень важных позиций. Во-первых, политика Нью-Дели в области ВТС определяется поговоркой «Нельзя складывать все яйца в одну корзину». То есть не быть привязанным к одному поставщику, не зависеть от него.

С одной стороны, это правильно: зависимость от единственного продавца оружия может в критической ситуации дорого обойтись обороноспособности государства. С другой - создает массу трудностей. Разные технические условия эксплуатации, разные запасные части и стандарты, необходимость иметь многообразие специалистов, разбирающихся в нюансах той или иной боевой техники. И теперь зависимость возникает не от одного поставщика, а сразу от нескольких. Но опять же, хозяин - барин: кто платит, тот и заказывает музыку.

С-400 эффективнее американских Patriot.
© mil.ru
С-400 эффективнее американских Patriot.

Во-вторых, индийские военные хотят иметь в своем арсенале все самое лучшее и самое передовое. Желание похвальное и правильное. Именно поэтому они выбрали С-400, а не Patriot.

Известно, что американский ЗРК не всегда способен сбивать даже очень старые тактические ракеты. Например, во время войны в Заливе, когда армия Саддама Хусейна в отместку американцам обстреливала ракетами старенького советского Scud B Р-17 Израиль, ракеты Patriot PAC-2 сбивали, от силы, одну из двух долетавших до цели ракет 8К14. И сегодня в Саудовской Аравии они не всегда способны перехватить ракеты «Точки-У», которыми хуситы обстреливают города противника.

Правда, в отношении тяжелого транспортного вертолета индийцы поступили по-другому. Но здесь сыграло роль желание понравиться Вашингтону и разнообразить свои закупки военной техники. При этом нельзя забывать, что в индийских правящих кругах существуют приверженцы той или другой страны, очень разные политические течения, и найти консенсус по всем вопросам там бывает очень трудно. Демократия по-индийски - очень сложное, многогранное образование, не всегда поддающееся формальной политической логике.

И, третья, далеко не последняя позиция. Индия покупает иностранную боевую технику и оружие с целью их производства на своих предприятиях. Лозунг Made India - не «Сделано в Индии», а «Делается в Индии» стал для правящей элиты континента путеводной звездой.

Нью-Дели хочет получить не только лучшую в мире боевую технику, но и научиться делать ее на своих заводах, дать работу сотням тысяч своих специалистов, повысить квалификацию и компетенцию своих инженеров и техников, конструкторов. В любом тендере на покупку того или иного зарубежного «железа» есть такой пункт - организовать производство этой техники на индийских предприятиях.

Проблема только в том, что не каждая страна готова предоставить Индии технологии и лицензии на свою продукцию, помочь освоить ее производство на индийских предприятиях. Россия это делает. Наши многофункциональные истребители Су-30МКИ собираются на заводах Индии, танки Т-90С - тоже, хотя мы большинство машинокомплектов той и другой продукции поставляем из Иркутска и Нижнего Тагила, но с каждым годом номенклатура этих поставок сокращается: индийские специалисты осваивают многие производства у себя.

Многофункциональные истребители Су-30МКИ собираются на заводах Индии.
© indianairforce.nic.in
Многофункциональные истребители Су-30МКИ собираются на заводах Индии.

Мы даже создаем совместные предприятия, как, например, знаменитый «БраМос» - фирма по производству противокорабельных сверхзвуковых ракет. Название фирмы складывается из наименования двух рек - Москвы-реки и Брахмапутры. Теперь индийские специалисты обеспечивают этими ракетами береговые противокорабельные комплексы, фрегаты проекта 11356, подводные лодки класса «Варшавянка», которые проходят модернизацию на Адмиралтейском заводе, на Северодвинской верфи и на собственных предприятиях.

Сейчас российскими и индийскими специалистами ведется работа по использованию этой ракеты, как настаивают в Нью-Дели, в виде ударного оружия класса «воздух-корабль» для истребителя Су-30МКИ. Информация о результатах этого проекта пока противоречивая. Есть сведения о начале таких испытаний: ракету уменьшили в размере, но сохранили ее мощность и эффективность. О постановке ее на вооружение индийских ВВС автор сведений пока не имеет.

Взыскательный, зачастую противоречивый покупатель

Можно приводить и другие примеры эффективного военно-технического сотрудничества России и Индии.

Вспомнить, например, взятую в аренду Индией отечественную атомную подводную лодку проекта 971 К-152 «Нерпа», которую в индийских ВМС называют Chakra. О строительстве еще одной такой лодки для Нью-Дели в Комсомольске-на-Амуре. О поставках Индии корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ, о модернизированном для нее авианесущем крейсере «Викрамадитья», который до того носил имя «Адмирал Горшков».

Индийская подлодка Chakra - это взятая в аренду отечественная атомная подводная лодка проекта 971 К-152 «Нерпа».
© indiannavy.nic.in
Индийская подлодка Chakra - это взятая в аренду отечественная атомная подводная лодка проекта 971 К-152 «Нерпа».

Повторюсь, никто больше индусам ни лицензий, ни технологий пока не передавал, не создавал с ними совместных предприятий. Есть пример затяжного тендера на поставку Нью-Дели среднего многофункционального истребителя, который выиграла французская фирма «Дассо» со своим истребителем «Рафаль». Не буду вспоминать все перипетии десятилетних переговоров с Парижем по этому поводу. Скажу только, что речь шла о 126 машинах за 10 млрд  долларов и о производстве самолетов на индийских предприятиях, а закончилось тем, что Индия купит 36 машин за почти 20 млрд «зеленых», и никакого производства их на местных предприятиях не будет.

Когда анализируешь всю совокупность обстоятельств, приводящих руководство Индии к тем или иным решениям, то понимаешь, крики в печати, не только западной, но и в отечественной, что «США вытесняют Россию с индийского рынка», не имеют под собой никаких оснований.

Мы ежегодно зарабатываем на поставках Нью-Дели своей военной продукции примерно на 4,5 млрд долларов, а общий портфель заказов «Рособоронэкспорта» от этой страны, не считая стоимости С-400, равен тоже 4 млрд «зеленых». Практически треть всех доходов от экспорта вооружений нам приносит Индия.

Хотя сложности в наших отношениях есть и будут - Нью-Дели очень придирчивый и взыскательный покупатель, зачастую противоречивый. Это касается и истребителя 5-го поколения, это может коснуться и танка Т-14 на платформе «Армата», других проектов. Ничего страшного. Противоречия преодолимы, когда есть заинтересованность продолжать взаимовыгодное сотрудничество, тем более, в отличие от США, не отягощенное никакими политическими или далекими от честной конкуренции требованиями.

На испуг не взять, да и пугать - не будут...

...Кстати, Нью-Дели не боится американских санкций еще и потому, что она их уже пережила. В 1970-е годы, когда Индия создавала свое ядерное оружие, Вашингтон разорвал с ней все экономические связи.

Через тридцать лет в США опомнились - «индийский рынок осваивает Россия!» - и начали заигрывать с индийской элитой. Сегодня все грозные слова о применении закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» вряд ли воплотятся в конкретные ущемления индийских интересов.

На первом месте у Вашингтона - его эгоистические интересы, политическая, экономическая и военная выгода. Терять крупнейший рынок, уступать его русским, французам, немцам или израильтянам он не намерен. К тому же лелеет надежду использовать Индию в своем противоборстве с Китаем - такими перспективами не бросаются.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама