Достойный противник
Аппарель большого десантного корабля c лязгом уткнулась в каменистый берег. Из гулкого трюма на гальку посыпались вездеходы, груженые брезентовыми тюками и даже квадроциклами. Пытаясь перекричать прибой и чаек, люди быстро уводили технику подальше от воды. Это был самый настоящий десант на необорудованное побережье. И хотя сопротивления с берега никто не оказывал, берег - залив Наталии неподалеку от северной точки Северного острова Новой Земли - сам по себе достойный противник.
Так начинался третий, заключительный этап комплексной экспедиции Минобороны и Русского географического общества на Новую Землю. Одна из самых масштабных северных экспедиций последних десятилетий шла c марта по середину сентября. Широкая общественность, правда, почти не заметила этого грандиозного рывка на Север. Но для ученых и военных эта экспедиция значила много. Потому что БДК и вездеходы Северного флота обычно снаряжают не только для того, чтобы цветочки и камушки в микроскоп разглядывать.
Экспедиция открывает новый этап военного освоения Арктики. Вооруженные силы возвращаются на Новую Землю всерьез и навсегда. Тщательное всестороннее изучение островов архипелага должно сделать это возвращение вдумчивым и планомерным.
- Экспедиция выполнила целый ряд важных научных исследований, - сказал «Звезде» командующий Северным флотом адмирал Николай Евменов. - Но мы решали и свои специфические задачи. Оценивали с военной точки зрения десантно-доступные районы, уточняли карты, вели гидрографические исследования. Мы проверили технику и вооружение в сложнейших климатических условиях, испытали в реальных условиях Арктики комплекты обмундирования, рационы питания и многое другое. С уверенностью могу сказать, что на данный момент так, как мы, Новую Землю и Арктику не знает никто.
Арктический периметр
Во времена СССР говорили: не было бы Кубы, пришлось бы строить ее в виде авианосца. С Новой Землей - то же самое. Если взглянуть на карту, видно, что этот архипелаг - западные ворота Северного морского пути. Особенное свое значение эти, да и другие арктические острова приобрели после 2007 года, когда экспедиция на батискафе «Мир-1» установила российский флаг на дне Северного Ледовитого океана. Это, конечно, было символическое действо, но оно помогло доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева - продолжение континентального шельфа матушки России. Мы получили возможность считать своими огромные арктические территории с гигантскими запасами полезных ископаемых.
Военное освоение Арктики Россией с тех пор - это планомерное прикрытие Северного морского пути и тех самых подводных хребтов, создание инфраструктуры, способной в любой момент доставить необходимые силы и средства в любую, даже самую отдаленную точку.
В декабре 2014 года на базе Северного флота было создано объединенное стратегическое командование, предназначенное для единого управления военными силами и средствами в зоне от Мурманска до Анадыря. В последние годы активизировалось строительство арктических баз: «Арктический трилистник» на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа) прикрывает российскую Арктику с северо-запада. Остров Врангеля с военным городком «Полярная звезда» - с востока. «Арктический клевер» на острове Котельный - одном из островов Новосибирских островов - в самом подбрюшье хребта Ломоносова. Развитие военной инфраструктуры на Новой Земле - логичное продолжение (или даже завершение) создания арктического периметра.
Природа справилась с радиацией, а моряки - с металлоломом
В 1954 году на Новой Земле был открыт ядерный полигон. Он действует до сих пор и занимает три четверти территории острова. С начала 90-х ядерные взрывы на полигоне не проводятся. Но не подвергаются ли люди на архипелаге опасности радиационного заражения? Командующий Северным флотом Николай Евменов ответил на этот вопрос так:
- Результаты работы наших специалистов полностью опровергли миф о Новой Земле как радиационном могильнике Арктики. Данные, которые мы получили, показывают, что природа архипелага успешно справилась с последствиями ядерных испытаний. Сейчас больший вред экологии наносят следы освоения архипелага - заброшенные территории, где раньше обитали люди, места скопления металлолома и мусора. Кстати, экологическая очистка арктических островов - это еще одно направление нашей деятельности. Мы успешно занимаемся этим уже почти пять лет. Только в этом году экологические подразделения Северного флота на острове Котельный подготовили к утилизации более 360 тонн металлолома. Всего же с арктических остров мы вывезли уже более 3.000 тонн лома.
- Я не стал бы выделять значение того или иного арктического архипелага, - говорит Николай Евменов. - В рамках стоящих перед флотом задач стратегическое значение имеют практически все арктические острова, находящиеся в нашей зоне ответственности. Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова - на всех этих территориях Северный флот присутствует на постоянной основе. Что касается Новой Земли, то в начале 1990-х части зенитно-ракетных войск здесь были сокращены.
Больше двух десятилетий воздушная граница Арктики здесь была защищена недостаточно. Но в декабре 2015 года ситуация изменилась: на архипелаге заступил на боевое дежурство новый зенитный ракетный полк Кольского соединения ПВО Северного флота. На его вооружении стоят модернизированные ЗРК С-300, способные гарантированно поразить средства воздушного нападения в радиусе нескольких сотен километров. В дальнейшем силы и средства ПВО на этом направлении будут только совершенствоваться и наращиваться.
Три этапа
Прошедшая комплексная экспедиция имела большое научное и историческое значение. Рекогносцировка и три ее этапа позволили изучить Северный и Южный острова Новой Земли как никогда раньше. Первый этап начался в первых числах июня. Экспедиционный отряд Северного флота на штатных вездеходах «Витязь» совершил рейд по маршрутам первых пересечений Южного острова. 900 километров по маршруту врача полярной станции Леонида Гриневецкого - он прошел этим путем на собачьих упряжках в 1883 году.
На втором этапе исследовалось юго-западное побережье того же Южного острова, а на третьем - северо-западное побережье Северного острова, начиная с самой северной точки - мыса Желания. Экспедиционные группы на квадроциклах обследовали заброшенный военный городок с аэродромом, а также исследовали маршруты выхода на ледниковый купол.
Кроме прочего, участники всех трех этапов искали артефакты времен Великой Отечественной войны. Большая часть находок будет отреставрирована и выставлена в музеях и частях Северного флота. А на памятных местах освоения Новой Земли были установлены мемориальные знаки.
- Эту экспедицию можно смело назвать беспрецедентной, - говорит Николай Евменов. - Ее замысел был одобрен министром обороны России генералом армии Сергеем Кужугетовичем Шойгу и поддержан Русским географическим обществом. В современной истории до нас ничего подобного еще никто не делал. Мы провели ряд исторических экспериментов по реконструкции маршрутов первопроходцев. Подчеркиваю, это были не просто формальные пересечения островов, а именно исторические эксперименты. Мы выполнили целый комплекс научных исследований по рекомендациям Института географии РАН, а также решали задачи радиоэкологического мониторинга. Исследователи составили детальную картину состояния фронтов исследованных ледников, установили абляционные рейки, позволяющие определять скорость движения ледников, а также нашли и вернули ученым дорогостоящее оборудование, которое из-за невозможности эвакуации пролежало на леднике несколько лет.
Автономное существование
Кстати, Великая Отечественная наглядно продемонстрировала значение Новой Земли. С началом боевых действий на архипелаге пришлось впопыхах создавать флотскую базу для охраны караванных путей. В поселке Белушья губа появился даже аэродром для защиты от налетов люфтваффе. Взлетно-посадочную полосу построили быстро, но на жилье тогда не осталось ни времени, ни сил. Подумать только, летчики-истребители в этих суровых краях круглый год жили в палатках!
Чтобы такое не повторилось, обосновываться в Арктике нужно фундаментально. А для этого наверняка потребуется еще не одна экспедиция.
Мы стремимся к тому, чтобы каждая арктическая база могла длительное время существовать автономно, - говорит командующий Северным флотом Николай Евменов. - При этом система материально-технического обеспечения предусматривает в случае необходимости быструю доставку любых материалов, оборудования или припасов в любую погоду. Все острова оборудуются всесезонными аэродромами, способными принимать различные типы самолетов - и тяжелые транспортные, и истребители. Мы будем продолжать работу над тем, чтобы наши военнослужащие и в таких отдаленных местах жили в комфортных условиях.