В других СМИ
Загрузка...
Украинский ВПК лишился миллионов долларов
© ukroboronprom.com.ua

Украинский ВПК лишился миллионов долларов

Потери военной промышленности Украины от разрыва связей с российской «оборонкой» катастрофичны
21 марта 2018, 12:05
Реклама
Украинский ВПК лишился миллионов долларов
© ukroboronprom.com.ua

Наиболее ощутимые потери после отказа от сотрудничества с российскими предприятиями понесли авиапром и ракетостроение, включая производство двигателей и космических ракет. По оценке экспертов, ущерб сопоставим с займами, которые периодически дает в долг Киеву МВФ, и измеряется сотнями миллионов долларов.

Как сообщили еженедельнику «Звезда» в Институте стран СНГ, после одностороннего отказа от военно-технического сотрудничества с Россией украинская индустрия лишилась крупных заказов.

- Больнее всего отказ от сотрудничества с Россией ударил по украинскому авиапрому, - говорит замдиректора Института стран СНГ Владимир Евсеев. - Например, госпредприятие «Антонов» - разработчик военно-транспортных самолетов - потеряло выгодные контракты на авторское сопровождение тех машин, которые стоят на вооружении ВКС России. В их числе Ан-12 «Антей», Ан-26 (военный вариант самолета Ан-24) и Ан-124 «Руслан». Доход этот был не так уж велик, измерялся десятками тысяч долларов за одну машину в год, зато он был стабилен.

Были и более дорогостоящие проекты. К примеру, новый средний военно-транспортный самолет Ан-70, намного опередивший западного конкурента - А400М разработки Airbus. Минобороны России планировало закупить несколько десятков таких машин, способных перевозить любую тяжелую военную технику и при этом «работать» с грунтовых аэродромов. В стоимости Ан-70 доля украинской кооперации превышала 50 %. Но без России в серию самолет так и не пошел. Его европейский аналог А400М продается по 145 млн евро за машину.

Ан-70 должны были заменить в авиапарке российских ВКС самолеты Ан-12, которые служат уже по 40-50 лет. В более легкой весовой категории обновлению авиапарка мог бы помочь украинский проект турбовинтового самолета Ан-140, который серийно строился на Украине, в России и даже в Иране. Однако и этот самолет, который собирали на самарском заводе «Авиакор», превратился в бесперспективный. Несмотря даже на то, что несколько Ан-140, построенных в Самаре, успели получить погранслужба ФСБ и ВМФ России. Это произошло не только из-за нежелания Киева продолжать сотрудничать, но и из-за его неспособности выполнять взятые на себя обязательства.

До 2014 года Россия и Украина обсуждали возможность возобновления производства в Ульяновске модернизированного транспортного гиганта Ан-124 «Руслан». На этом российско-украинском проекте тоже поставлен крест. В России частично нишу тяжелых военных транспортников займет модернизированный самолет Ил-476. Кроме того, принято решение о разработке авиационного транспортного «сверхтяжа» на базе наработок КБ имени Ильюшина.

Справка

В мае 2015 года правительство Украины расторгло в одностороннем порядке договор с Россией о ВТС от 26 мая 1993 года. Были полностью запрещены какие-либо поставки из Украины в РФ военной техники, комплектующих и запчастей.

Украинский авиапром не смог компенсировать потерю российского рынка другими приобретениями. Как следствие, за последние годы на Украине не построено ни одного самолета. Кроме «Антонова», существенные потери понесло запорожское предприятие «Мотор Сич», некогда поставлявшее двигатели для самолетов «Ан» и практически для всех производимых в России вертолетов «Ми» и «Ка». Сегодня украинские вертолетные двигатели успешно замещает петербургская компания «Климов». Кроме того, «Мотор Сич» поставляла до половины комплектующих для авиадвигателей АИ-222-25, которыми оснащается очень востребованный учебный самолет Як-130. Стоимость одного двигателя составляет несколько миллионов долларов. Теперь производство этих движков локализовано в России.

До 2014 года выручка «Мотор Сич» достигала 1 млрд долларов в год. Сегодня на предприятии растет лишь количество проверок, выемок документов и обысков. Президент компании «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев продал китайским инвесторам 15% акций предприятия за сумму 100 млн долларов. Не исключено, что Китай таким образом попытается прибрать к рукам известного в мире производителя газотурбинных двигателей.

Также среди компаний, упустивших выгоду от сотрудничества с Россией, Харьковский машзавод «ФЭД» и киевский «Авиант», поставлявшие агрегаты и оборудование для самолетов «Ан». Завод «Южмаш» (г. Днепр, бывший Днепропетровск) поставлял шасси для Ан-140 и Ан-148. Он также лишился заказов. Как и украинские заводы «Электронприлад» и «Оризон-навигация», поставлявшие для «анов» бортовое радиоэлектронное оборудование.

Не в лучшем положении оказались и украинские партнеры Роскосмоса, в том числе КБ «Южное» и завод «Южмаш». Разрыв кооперации сделал бесперспективными космические носители «Зенит» и «Днепр» разработки КБ «Южное». Вместо «Зенитов» Роскосмос теперь делает ставку на ракеты «Союз-5», а конверсионные «Днепры», созданные на базе списанных межконтинентальных ракет РС-20 (по западной классификации - SS-18 Satan), заменят легкие ракеты «Ангара-А2» и «Союз-2.1в». Стоимость одного «Зенита» составляет несколько десятков миллионов долларов. До этого ракеты «Зенит» более 20 раз стартовали с плавучего космодрома по программе «Морской старт».

Еще одну дыру в бюджете украинского ВПК пробил отказ Киева от поставки в Россию корабельных газотурбинных установок производства «Зоря-Машпроект» ( г. Николаев). Россия нашла, чем заменить украинские корабельные двигатели. Импортозамещением в этой области в России заняты несколько предприятий, в том числе НПО «Сатурн» из Рыбинска.

Замдиректора Центра анализа мировой торговли оружием Владимир Шварев рассказал еженедельнику «Звезда», что Украина - одна из немногих стран, военный экспорт которой в основном определяется поставкой не готовых изделий, а комплектующих. «Она, например, является крупным поставщиком танковых двигателей, одним из покупателей которых является Пакистан. Что касается поставок в Россию, то важнейшей статьей дохода от экспорта были вертолетные двигатели, которыми оснащались все производимые у нас вертолеты. Еще одним важным направлением экспорта была поставка корабельных силовых установок».

Владимир Шварев напомнил, что военный экспорт Украины в лучшие годы составлял более 1 млрд  долларов в год. «Из этого объема до 35-40 % приходилось на поставки комплектующих в Россию. После разрыва кооперационных связей с российским ОПК  Украина колоссально потеряла как в области авиадвигателестроения, так и в части корабельных силовых установок. Как минимум, треть военного экспорта она потеряла. А скорее всего, и больше. Возможно, речь идет о потере до 500 млн долларов в год».

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама