В других СМИ
Загрузка...
Русский «Белый лебедь» американскому «Улану» не товарищ
© tupolev.ru
Ту-160

Русский «Белый лебедь» американскому «Улану» не товарищ

Российской Дальней авиации предстоит перевооружение на модернизированный стратегический бомбардировщик Ту-160М2, равных которому в мире нет
28 марта 2018, 11:18
Реклама
Русский «Белый лебедь» американскому «Улану» не товарищ
© tupolev.ru
Ту-160

Один из мифов в авиации гласит: советские конструкторы создали стратегический ракетоносец Ту-160, взяв за основу (читай - «позаимствовав идею») американский самолет аналогичного класса - стратегический бомбардировщик B-1B. В действительности американский «стратег», получивший имя Lancer, что в переводе с английского значит «Улан», в буквальном смысле и в подметки не годится «Белому лебедю». Российский Ту-160 летит дальше и дольше, и скорость у него выше, и боевая нагрузка разнообразнее и «убойнее».

Крестный отец супер-бомбардировщика

Первые работы по новому самолету, который должен был прийти в составе стратегической ядерной триады США на смену ветерану американской стратегической авиации B-52, начались еще в 70-е годы прошлого века.

Конструкторы успели уже разработать и частично испытать четыре варианта перспективного «бомбера», который мог бы покрывать в считанные часы огромные расстояния на скорости более двух махов, когда конгресс прикрыл финансирование программы создания стратегического бомбардировщика B-1A. Правда, фирма-разработчик и ее партнеры попытались на свои кровные продолжить испытания, но денег все равно не хватило, и процесс остановился.

У заокеанского «Улана» были все возможности оказаться на свалке истории, если бы в Белый дом не пришел звезда Голливуда Рональд Рейган с идеей противостояния «Империи зла» - то есть СССР. С этого момента Пентагону не было отказов ни в чем.

А в 1981 году возобновили испытания нового сверхзвукового стратегического бомбардировщика, только теперь он уже именовался B-1B и имел большую боевую нагрузку, чем его предшественник В-1А. С другой стороны, скорость самолета после такой переделки, напротив, упала на один мах: с М=2,2 до М=1,2. В общем, дали тогда янки маху...

Но такие мелочи уже не могли остановить раскручивающийся маховик гонки вооружений. Аппетиты у дяди Сэма, роль которого тогда исполнял Рональд Рейган, были весьма высокие. Кроме возобновления работ по стратегическому ракетоносцу В-1В, можно вспомнить:

  • подводные стратегические ракетоносцы нового поколения типа «Огайо», ставшие «самыми большими и смертоносными» подводными лодками, когда-либо строившимися в США;
  • атомные авианосцы типа «Нимиц»
  • многоцелевые атомные подлодки типа «Лос-Анджелес»;
  • крейсеры УРО типа «Тикондерога» с многофункциональной системой боевого управления «Иджис»,
  • палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18 «Хорнет» и др.

Даже уже отправленные на заслуженный отдых линейные корабли типа «Айова», и те вернули в строй, поставив на них крылатые ракеты BGM-109 «Томагавк». Кстати, именно президент Рейган отправил ракеты «Першинг II» в Европу - пугать «русского медведя».

Однако чтобы профинансировать все эти «хотелки» Пентагона, направленные против Москвы, Белому дому пришлось серьезно нарастить военные расходы - в период с 1981 по 1985 годов они увеличились сразу на 40%. Такого в мирное время в Америке еще не бывало.

Ну а затем президент Рейган, войдя во вкус, решил повоевать в космосе и громогласно заявил о начале работ по программе Стратегическая оборонная инициатива (СОИ). Правда, вот на это силенок у США уже не хватило. Да и мозгов, похоже, тоже.

Для борьбы с Советами

Первый В-1В поднялся в воздух в октябре 1984 года, а в июне следующего года техасские летчики первыми получили в свое распоряжение новые «стратеги», предназначенные для борьбы, как у них принято было говорить, с Советами. 1 октября 1986 года эти самолеты, способные нести большое количество разнообразного, в том числе и ядерного, оружия, заступили на боевое дежурство. Серийное строительство самолетов продолжалось два года, последний бомбардировщик передали военным 2 мая 1988 года. Всего было построено 65 машин. Однако относительно небольшое количество серийных машин привело к тому, что цена одного «стратега» оказалась просто астрономической - 283,1 млн долларов.

Крыло у В-1В изменяемой стреловидности. Высокочувствительный радар AN/APQ-164 с электронным сканированием луча, позволяет с высокой точностью обнаруживать на местности любые движущиеся цели и выдавать целеуказания. Также радар используется и в режиме полета с огибанием рельефа местности - то есть на сверхмалой высоте, что позволяет самолету, прорывать систему ПВО противника (поэтому «Lancer» часто и переводят как «Ланцет»).

Внутри разделенного на три отделения бомбового отсека стратегического бомбардировщика В-1В могут размещаться «тупые», т.е. обычные, и «умные», т.е. управляемые или корректируемые, авиабомбы, крылатые ракеты, включая оснащенные ядерными боевыми частями, малокалиберные авиабомбы GBU-39 SDB, морские мины и другие средства поражения.

Например, есть возможность разместить на самолете до 30 кассетных авиабомб CBU-87/89/97, похожих на переспелый огурец со множеством семечек. Только здесь вместо «семечек» - маленькие суб-боеприпасы: мины, небольшие «бомбочки» и пр.

Система спутниковой навигации, установленная на «Улане», позволяет применять такие «умные» боеприпасы, как управляемые авиабомбы семейства JDAM - «универсальный боеприпас точного удара», а также несколько типов ракет дальнего радиуса действия. Таких, как AGM-154 JSOW или AGM-158 JASSM, которые могут запускаться вне зоны непосредственного боевого соприкосновения.

Ранее, в годы активного противостояния с Советским Союзом, самолеты В-1В могли также нести до 24 ядерных авиабомб типов В61 или В83, но сегодня, по заверениям американцев, «Уланы» имеют «безъядерный» статус. Но если это и так, то сменить статус на «ядерный», как указывают российские специалисты, можно за весьма короткий промежуток времени.

Иначе говоря, в американских ВВС самолет В-1В на сегодняшний день является, пожалуй, «самым, самым» - он способен нести самую большую полезную нагрузку в виде бомб и ракет. Сравниться с ним по боевым возможностям могут разве что ветеран американской стратегической авиации В-52Н, который способен поднять до 23 тонн бомб и ракет, и бомбардировщик-невидимка В-2А (но авиапарк этих машин малочисленный), способный взять на борт до 27 тонн боевой нагрузки.

Наш ответ Пентагону

Впрочем, в нашей стране был создан самолет, по сравнению с которым «Улан» кажется всего лишь грузным майским жуком, надоедающим своим надрывным гудением. По боевым возможностям российский стратегический бомбардировщик «Белый лебедь» оставил всех американских «стратегов» далеко позади.

В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках Ту-160 размещается различная целевая нагрузка общей массой стандартно - 22.500 кг, максимально - до 40.000 кг: в том числе 2 барабанные пусковые установки с шестью стратегическими и тактическими крылатыми ракетами Х-55 и Х-55М, 2 барабанные пусковые установки с 12 аэробаллистическими управляемыми ракетами малой дальности Х-15 (М=5,0) с ядерными и неядерными боевыми частями, корректируемые авиабомбы различных типов до КАБ-1500, термоядерные и обычные бомбы, мины. Под фюзеляжем возможно размещение ракеты-носителя «Бурлак», предназначенной для выведения на орбиту легких искусственных спутников Земли.

При этом дальность полета у «Белого лебедя»на скорости 2200-2500 км/ч на высоте 18 тыс. метров - в пределах 11-13 тыс. км; дальность полета в дозвуковом режиме на высоте и у земли - 16-18 тыс. и 11-13 тыс. км соответственно. Самолет способен приближаться к цели на крейсерской дозвуковой скорости, а преодолевать ПВО противника - в сверхзвуковом высотном режиме или на крейсерской скорости у земли.

В общем, вполне достойный ответ получился у наших конструкторов заокеанскому «терминатору». Но и это еще не все. Сегодня российская Дальняя авиация получает модернизированные самолеты Ту-160М, а в перспективе - перевооружение на глубоко модернизированные «стратеги» Ту-160М2, конкурентов которым в ближайшее время и не предвидится.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама