Александр Александров - человек-эпоха. Его музыка звучит в нашей судьбе...
Символично, что музыку Гимна нашей страны написал человек военный. Начинал он восходящей музыкальной звездой на небосводе старой России, но во всю мощь раскрылся уже в новой, советской стране. Мало кто знает, что Александров, дослужившийся при Сталине до генеральского чина и ставший дважды лауреатом Сталинской премии - первой, высшей, степени, был последним руководителем хора храма Христа Спасителя.
Написавший за долгую творческую жизнь множество прекрасных песен, Александр Александров вошел в Историю не только величественным Гимном России, но и великой - звучащей как церковный хорал - музыкой песни «Священная война». С ней наши деды и прадеды победили в великой же, самой кровопролитной в истории человечества, войне...
Самородок
Жизнь Александрова прошла под счастливой звездой, а началась она в селе Плахино, что в 40 километрах от Рязани. 1 апреля по юлианскому календарю, 13-го - по стилю нынешнему, в крестьянской семье родился мальчик, записанный в церковной книге, как Александр Васильевич Коптелов. Жители Плахино занимались ремеслами: мужчины - изделиями из древесины, женщины - вышивали, плахинская вышивка славилась по всей округе. В селе был большой красивый храм, Иоанно-Богословская церковь. В хоре при ней начинали петь немало высококлассных певчих, некоторые переселялись в столицу, где выходцы из Рязанской земли традиционно поддерживали друг друга. Петр Заливухин, уроженец села Плахино, певший в церковном хоре в Санкт-Петербурге, уговорил родителей отпустить шестилетнего мальчика с ним в Питер. Саша пел в церкви с четырех лет, и там впервые обратил на себя внимание профессиональных музыкантов. Его голос и абсолютный слух просто не могли остаться незамеченными.
Юный Александр Коптелов становится певчим, а потом и солистом одного из лучших храмовых хоров империи - хора Казанского собора. Руководил этим коллективом композитор Василий Александрович Фатеев, у которого было чутье на таланты, и это он уговорил настоятеля собора, протоиерея Александра Лебедева, отдать одаренного ребенка в светскую Певческую Придворную Капеллу - старейшее на Руси учреждение такого типа, основанное еще в 1476 году. Потом, в советские годы, это категорически не упоминали, но волшебный альт Саши Коптелова в те годы часто слушал император Николай II...
Три года Саша изучал сольфеджио и прочие основы музыкальной культуры, с этим багажом знаний он легко поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, что для деревенского мальчика было успехом исключительным. Тогда же он сменил фамилию, стал Александровым - по своему деревенскому прозванию «Александров внук».
Увы, учиться ему было суждено недолго: суровый климат Северной Пальмиры стал сказываться на голосе, да и материальные проблемы никуда не делись, ведь родители, живущие в далекой от столицы империи деревне, мало чем могли ему помочь.
19-летний Александр Александров переехал в село Бологое, где была прекрасная церковь Покрова Богородицы, стоявшая, вот совпадение, на Александровской улице. При храме, конечно же, был хор, и бывший придворный певчий стал его регентом. Кроме того, давал уроки пения желающим, и материальное положение его стало поправляться. Там Александр познакомился с певшей в хоре девушкой - Ксенией Морозовой, женился, там, в Бологом, родился его первенец Борис - будущий талантливый продолжатель отцовского дела, блистательный дирижер.
В 1906-м Александров выиграл конкурс на замещение должности регента хора Спасо-Преображенского кафедрального собора в Твери. Основанный в 1285 году, собор этот одно время был крупнейшим на Руси, там хранилась серебряная рака с мощами святого князя Михаила Тверского, на звоннице был подвешен колокол весом в 1.000 пудов, хранилось огромное собрание икон тверского письма. В Твери Александров развернулся во всю мощь своего организаторского таланта, сделав Спасо-Преображенский хор лучшим в губернии. Он запретил церковным певчим выступать на свадьбах и поминках, победив тем самым пьянство, взял под покровительство певчих-детей, которые часто были родом из деревень и нуждались. Кроме того, он вел в провинциальном центре еще и несколько светских хоров.
В 1908 году Александров - со славой успешного тверского хормейстера! - переезжает в Москву и поступает в Московскую консерваторию, которую блестяще, с большой серебряной медалью, заканчивает в предвоенном 1913 году.
Военные песни пели церковные певчие
В послереволюционном 1918-м Александров, к тому времени - автор духовных произведений, становится последним регентом самого большого собора страны - Храма Христа Спасителя.
Русская национальная музыка переживала небывалую катастрофу, над страной всходила красная заря - началось новое время, звучали новые ритмы и мотивы. Далеко не все русские музыканты приняли новый строй. Сергей Рахманинов, Александр Черепнин, Игорь Стравинский - уехали, покинул страну и прославленный композитор-традиционалист Александр Гречанинов. А те, кто остался на Родине, стали советскими профессорами. Удивительный факт: базисом советской музыкальной культуры 1920-1930-х стали бывшие регенты закрытых Советской властью храмов!
Но как же сложно было зрелому, сложившемуся человеку, каким был уже Александр Васильевич Александров, меняться! Он четыре года - до последнего, до закрытия Храма Христа Спасителя - возглавлял его хор, а в Московской консерватории, которая в те страшные послереволюционные годы буквально опустела, организовал и возглавил кафедру хорового дирижирования. Но для него неожиданно открылось новое, неизведанное поприще - армия!
Александров, человек по сути - не военный, да что там, сугубо мирный, стал дирижировать в воинских частях и талантом своим выдвинулся в деканы военно-дирижерского факультета. В 1928 году красный маршал Климент Ворошилов задумал создать армейский ансамбль песни. Идею было поручено воплощать Александрову, для которого, в первую очередь, было важно сохранить умирающую русскую музыкальную традицию.
Формируя первый состав ансамбля, он пригласил туда своих собратьев - оставшихся без работы церковных певчих. В октябре 1928 года коллектив был собран и выступил в Центральном доме Красной Армии в Москве - перед первыми лицами оборонного ведомства СССР и руководством Московского военного округа. Выступил с огромным успехом!
Впоследствии тот, первый, состав ансамбля был расширен: испытывавших нужду, бесприютных русских певчих, разбросанных по стране, Александров собрал и сплотил в значительный коллектив из 60 исполнителей. Пели они советские военные песни, Ворошилов был в восторге - Красная Армия была всех сильнее и в пении!
Появилась строевая выправка
К 1933 году Краснознаменный ансамбль насчитывал уже 300 музыкантов и танцоров. Так впервые появился невиданный прежде тип коллектива - армейский ансамбль песни и пляски. Он стал советским ноу-хау - другие наши силовые ведомства той поры, милиция и НКВД, впоследствии создали аналогичные ансамбли, а потом эта мода распространилась на полмира.
Долгих 18 лет Александров единолично руководил коллективом. Ему, композитору и певцу, пришлось вникнуть даже в особенности танца, к чему он раньше не прикасался. Но, конечно, под особым контролем руководитель держал хор: всегда лично прослушивал и отбирал кандидатов, и к старым «церковным» кадрам постепенно присоединялась молодежь. Это были новые люди новой страны, сформировавшиеся при советском строе. И сам Александров менялся: он, по воспоминаниям современников, на глазах становился человеком военным, у него даже появилась строевая выправка. И музыка, которую он создавал в те годы, стала принципиально иной. Не утратив своего чисто русского очарования, она приобрела ритм и энергию советской жизни.
Александрова считают идеалом руководителя. В те годы, пожалуй, это был лучший хормейстер страны. Но дело даже не в этом: он никого не запугивал, не устраивал показательных, в духе времени, «порок» на собраниях, был добрым, но требовательным, и пользовался всеобщей любовью. Порой у него на репетициях вырывались старорежимные словечки, что только придавало ему шарма. Не будучи солдафоном, Александр Васильевич смог воспитать в себе и передать подопечным военную самоотверженность, трудолюбие и дисциплину - в соединении, чисто по-александровски, с высоким служением искусству.
«Вставай, страна огромная...»
Когда разразилась Великая Отечественная война и на СССР обрушилась германская военная машина, Александров за три дня написал величайшую мелодию - «Священную войну».
Его талантливые и вышколенные музыканты сумели в самые сжатые сроки выучить партитуры и отрепетировать, и уже 26 июня 1941 года состоялась премьера песни, от которой до сих пор - мурашки по коже.
На Белорусском вокзале «Вставай, страна огромная...» исполнила одна из трех сформированных из состава ансамбля музыкальных групп - она отправлялась на фронт вместе с маршевыми батальонами.
В 1943 году Александров дирижировал оркестром, впервые исполнявшим Гимн Советского Союза - на его музыку.
Александров отдал во время войны все свои силы. Он работал на износ, и скончался вскоре после Победы во взятом Берлине - второго инфаркта сердце не выдержало...
Вечная музыка
Не сохранилась Иоанно-Богословская церковь села Плахино, где мальчик Саша был крещен и впервые запел в хоре, разрушены и церковь города Бологое, и кафедральный Спасо-Преображенский собор Твери, вместе с тысячепудовым своим колоколом, нет и прежнего Храма Христа Спасителя, откуда возносилось когда-то «Тебе Бога хвалим» и «Царица небесная»...
Но осталась вечная музыка, остался лучший в мире военный хор и прославленный ансамбль - любимое детище Александрова.
Академический дважды Краснознаменный, ордена Красной Звезды ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова не просто пережил своего творца, а стал - стараниями его талантливого сына Бориса - еще мощнее и прекраснее, по сей день оставаясь уникальным коллективом, одним из символов нашей армии, всей нашей страны, нашей гордостью.