Первый русский танк
© Фото из архива

Первый русский танк

18 мая 1915 года в России прошли начальные испытания боевой машины, которая могла изменить ход и исход I Мировой войны
18 мая 2018, 11:16
Реклама
Первый русский танк
© Фото из архива
Читайте нас на: 

Во всех исторических справочниках и энциклопедиях рассказывается о первом в мире танке - британском танке Mark I, который был впервые в истории применен в боевых условиях. Это случилось в сентябре 1916 года во время битвы при Сомме. Как выглядел этот танк, все знают: огромный, неуклюжий, вооруженный пушкой и пулеметами, торчащими по бокам, с нелепыми рулевыми колесами сзади. Однако танк этот, несмотря на все свои минусы, сделал немало полезного для союзников, не столько даже своей сомнительной огневой мощью, сколько способностью утюжить проволочные заграждения германцев и преодолевать их фортификации, воздействуя на солдат противника также и психологически.

Британский танк Mark I во время битвы при Сомме
© Фото из архива
Британский танк Mark I во время битвы при Сомме

Однако, правда заключается в том, что британец не был первым в мире. Действующая боевая машина, отвечающая всем предъявляемым к танку критериям, появилась в России раньше, а именно 18 мая 1915 года. И именно этот день по праву можно считать днем рождения танка.

Конструктор

Конечно, были и прежде многочисленные проекты подобных машин, начиная от рисунков Леонардо да Винчи, были и за границей, были и в России. Тут достаточно вспомнить танк, спроектированный Василием Менделеевым, сыном великого химика. Его проект предполагал постройку гигантской бронированной машины весом в 170 тонн, снабженной 120 миллиметровым орудием. Но, несмотря на несколько примененных автором ноу-хау, тот танк был бесперспективен.

Конструктором же первого созданного в России танка был Александр Александрович Пороховщиков, потомственный дворянин, приходившийся основателю «Славянского базара», знаменитому московскому предпринимателю и славянофилу Александру Пороховщикову - сыном, Патриарху всея Руси Алексию I (Симанскому) - дядей, а популярному советскому актеру, тоже Александру Пороховщикову - родным дедом.

Александр Александрович прожил удивительно яркую, недолгую жизнь, пришедшуюся на самый трагический отрезок русской истории, но как много всего он успел! Пожалуй, родись он в другую эпоху, раньше или позже, безусловно, стал бы всемирной знаменитостью, вроде Теслы или Эдисона.

Умный, энергичный, бесстрашный и глубоко преданный Родине, он, будучи совсем молодым человеком, сконструировал легкий самолет, названный им «Пороховщиков №1», которым самолично управлял. Позднее создал первый в мире двухосный самолет, который снабдил гусеничным шасси, что тоже не имело в мире аналогов. Неудивительно, что этот талантливый конструктор и стал создателем русского танка.

Произошло это в Риге, тогдашнем всероссийском индустриальном центре, где выпускались знаменитые автомобили «Руссо-Балт» и были собраны лучшие мастера того времени.

Конструкция

Проект Пороховщикова родился в январе 1915 года. Конструктору, работавшему в одиночку, было дано предугадать грядущую эволюцию боевых машин. Его детище, названное «Вездеходом», имело обтекаемую форму, герметичный корпус, позволявший преодолевать водные преграды, и многослойную броню, к концепции которой другие изобретатели пришли спустя годы.

Броня представляла собой два стальных листа, зазор между которыми был заполнен морской травой. Так решались две проблемы: защита экипажа от пуль и термоизоляция. Была предусмотрена поворотная пулеметная башня с люком. Приводился танк в движение автомобильным 10-сильным бензиновым двигателем, двухцилиндровым, жидкостного охлаждения. Движителем машины была единственная гусеница - лента из прорезиненного полотна, натянутая на барабаны. Плюс были еще и колеса - по твердым дорогам машина шла на колесном ходу, при этом гусеница земли не касалась, хоть и крутилась, а на рыхлом грунте машина «садилась» на гусеницу.

None
© Фото из архива
None

Увы, именно эта гусеница и стала ахиллесовой пятой проекта. Во-первых, прорезиненная лента периодически проскальзывала по барабанам, и те крутились вхолостую. Во-вторых, двигаясь по гладкому субстрату, например, по снегу, танк Пороховщикова начинал притормаживать, поскольку лишенной протекторов ленте нечем было цепляться за грунт. Большие проблемы были с поворотом машины, для этого использовались поворотные колеса, которые постоянно застревали.

По сути, Пороховщикову оставался один лишь шаг до идеала, ему было достаточно «скрестить» свое детище с другим выдающимся русским открытием, гусеничным трактором, изобретенным еще раньше пароходным машинистом Федором Блиновым. Этого не произошло.

Забраковали на стадии чертежей

Возможно, Александру Александровичу надо было сузить цель, и отказаться от создания амфибии, сосредоточившись на строго сухопутной машине - как это сделали англичане. В любом случае, нужно было некоторое время и дополнительное финансирование, но проект был поспешно свернут.

Автомобильный отдел Главного Военно-технического Управления русской армии не оценил его очевидных плюсов, сочтя в целом - бесперспективным. Но когда английский танк и его аналоги в других армиях, (среди которых особо удачным оказался французский вариант), стали менять характер войны, о Пороховщикове и его проекте вспомнили и предложили ему доработать свой танк. Так появился «Вездеход-2», уже с двумя гусеницами. Но, к сожалению, и этот вариант был забракован еще на стадии чертежей.

None
© Фото из архива
None

А времени у империи практически не оставалось. Сейчас трудно сказать, как повернулась бы наша история, получи русская армия усовершенствованный танк еще в 1915-м.

«Царь-танк»

Параллельно «Вездеходу» Пороховщикова в России испытывалась и другая машина, как теперь понятно, абсолютно тупиковая по всем своим решениям - печально знаменитый «Царь-танк» капитана Лебеденко. Необыкновенно «пробивной» офицер заручился поддержкой сильных мира сего, получил благословение самого «отца авиации» Жуковского. Лебеденко придумал гигантский, поражающий воображение механизм, гибрид орудийного лафета и велосипеда высотой с пятиэтажку, приводимый в движение двумя колоссальными моторами, общей мощностью более чем в 200 лошадиных сил.

Для того, чтобы воплотить в жизнь этот безумный проект, капитан Лебеденко смог найти пути на самый верх, и вручил императору Николаю II игрушечную заводную копию машины, чем склонил и его на свою сторону.

«Царь-танк», стоивший как дюжина танков Пороховщикова, был воплощен в металле. Два его ведущих колеса с относительно тонкими спицами и ободами оказывали такое давление на грунт, что могли увязнуть даже при его достаточной плотности. Это и произошло на испытаниях, когда немного подвигавшись, этот танк застрял навсегда, оставшись легендарным примером «отрицательного отбора» военно-инженерных проектов эпохи заката русской монархии. Удивительно, как это сложнейшее, дорогое и бесполезное устройство не было отклонено на стадии чертежей.

«Царь-танк» капитана Лебеденко
© Фото из архива
«Царь-танк» капитана Лебеденко

Единственный, пожалуй, плюс во всей этой истории, что два совсем молодых человека, помогавших Лебеденко, Микулин и Стечкин, приобрели во время той работы конструкторский опыт, и оба впоследствии стали выдающимися инженерами.

Упущенная возможность

…Изучая историю развития русской технической мысли, всякий раз поражаешься, как порой легко и впустую растрачивались выдающиеся достижения русского ума, становясь жертвой неудовлетворительного администрирования. Царская Россия, во многих открытиях опережая другие державы, растратила массу ноу-хау, способных укрепить ее военную мощь.

Виной тому - отсутствие в стране сформированного военно-промышленного комплекса (имевшегося, к примеру, в Германии), а также то, что русские гении чаще работали в одиночку, и всеми правдами и неправдами, самостоятельно и на чистом энтузиазме пробивали свои работы в кабинетах ведомств. Танк Пороховщикова - яркий пример из этого ряда.

Появление - после необходимых доработок - такой боевой машины на фронтах могло изменить ход и исход I Мировой войны. Увы…

Потребовались революция и кардинальное переустройство страны, чтобы все изменить, и молодой Советский Союз в вопросе реализации ярких инженерных решений оказался значительно эффективнее дореволюционной России.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама