«Авиапарта» уносит в облака: наш корреспондент испытал тренажер Як-130
Выходим на боевой курс
Плотная белизна облаков укутала самолет так, что скорости полета 600 километров в час совсем не ощущалось. Но расслабляться было нельзя - мы с капитаном Сергеем Карауш вели наш Як-130 на боевое применение.
Когда на индикаторе лобового стекла высветился режим «воздух-поверхность», в наушниках прозвучал голос инструктора: «Выходим на боевой курс!»
Наш Як, послушный малейшему движению ручки правления, заложил крутой вираж и за секунды пикирования вырвался из облачной пелены. В голове не без волнения мелькнул предполетный инструктаж: «При заходе на цель надо выдержать сочетание курса, скорости и высоты...» На индикаторе чуть ниже прицельной марки высвечивается индекс: «ПР» - пуск разрешен.
Палец нащупывает откидную «гашетку» НУРСОВ и чуть притапливает ее. Справа и слева из под крыльев самолета к земле устремляются два огненных потока. Взрывы я успеваю заметить лишь в последний миг, потому что наш Як резко взмыл вверх - это капитан Сергей Карауш исправил мой «косяк», вовремя уводя самолет от поражения осколками своих снарядов. На втором заходе я уже более уверенно атаковал из пушки готовящийся к взлету вертолет. Правда, расход боеприпасов, по неопытности, был излишним. Но при облете полигона душу все же порадовали разбросанные по кругу лопасти и обломки «вражьей» боевой машины. А потом был заход на посадку, и ласковый женский голос РИТы - бортового речевого информатора - предупредил меня о несоблюдении режима высоты.
- Скорость - 250, ручка - от себя, выравнивайте машину, - слышу в наушниках спокойный голос капитана Карауш, и мое внутреннее смятение притухает.
Делал, как учили, а получилось не как всегда
Все я делал, вроде, как учили, но посадил Як с легким подскоком, что выдало «чайника» в моей летной подготовке. Работаю РУДами, педалями и тангентой тормозов, стараюсь держать в поле зрения индикаторы дисплеев и ситуацию на «бетонке», заруливая к месту стоянки. Когда двигатели стихают, ощущаю, как в унисон с ними спадает огромное напряжение в том месте, где должна располагаться душа. И хотя все эти полчаса я «летал» в кабине всего лишь тренажера СПТБ-130 - симулятора самолета Як-130, рубашка на спине взмокла по-настоящему. Ощущение высоты и скорости, волнение, восторг, боевой запал, работа мозга на пороге закипания - все эти полетные эмоции были реальными.
А еще, покидая кабину тренажера, которая, кстати ничем не отличается от самолетной, где вся приборная доска размещена на трех дисплеях, я понял, что мой предполетный «экстерн» под руководством полковника Николая Белана, подполковников Магомета Лагкуева и Игоря Котлова - это лишь капля в море профильной дисциплины Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков под названием «Авиационно-тренажная подготовка».
После меня место в симуляторе Як-130 тоже первый раз в жизни занял курсант Дмитрий Ташков. Но он до этого прошел курс теоретической подготовки, занимался в компьютерных спецклассах, «полетал» на тренажере самолета Л-39. Поэтому было заметно, что за восхищением «яковским» хай-теком стоит и понимание сути этого оборудования, которое отразилось в емком комментарии: «Кр-р-а-а-сота!»
Первым делом - тренажеры, ну, а самолеты - потом
Как пояснил руководитель тренажерной подготовки училища подполковник Магомет Лагкуев, тренажер СТБП-130 - это удачное сочетание инновационных, информационных и компьютерных технологий, объединившее передовые достижения в области электроники, математики, оптики, психофизиологии и других направлений науки. Его применение обеспечивает гарантированную подготовку летного состава по программам первоначального летного обучения, базовой подготовки и совершенствования летного мастерства с высоким качеством в кратчайший срок с наименьшими затратами.
Заместитель начальника КВВАУЛ по летной подготовке полковник Олег Бучельников не без гордости отметил, что Як-130, которые планово поступают и уже освоены в учебных авиабазах училища - основа методического и практического прорыва в подготовке молодого поколения летчиков.
Этот самолет не напрасно прозвали «летающим компьютером». Он оборудован цифровой комплексной системой управления КСУ-130, обеспечивающей автоматику пилотирования, активные режимы безопасности полета. Система имитирует характеристики эксплуатации других самолетов, в частности истребителей, штурмовиков, фронтовых бомбардировщиков поколений 4+, 5. В учебном полете бортовая электроника способна ограничивать предельные значения угла атаки и перегрузки, исправляя ошибки пилотирования. Специальные программы помогают моделировать и три десятка возможных особых случаев пилотирования.
Режим «боевой тренировки» Як-130 позволяет в реальном полете вести поиск, обнаружение, опознавание, захват и сопровождение виртуальных воздушных целей, имитационный пуск ракет класса «воздух-воздух», применение средств бортового комплекса обороны против пусков ракет и постановки помех противником. Возможна и имитация атак наземных целей с пуском ракет «воздух-поверхность» с радиолокационным, телевизионным, тепловым и лазерным самонаведением, неуправляемых ракет, сбросом бомб, стрельбой из пушек. Все это при сохранении эффекта реального боя значительно повышает экономичность обучения.
Инженерно-технический состав радует отпавшая необходимость открыть десятки люков, замерить десятки параметров вручную - особенно на стылом зимнем аэродроме. На «стотридцатом» достаточно нажать кнопку предполетного контроля, и самолет сам выдаст состояние всех систем. Трудозатраты и время подготовки к полету сократились вдвое.
В день моего «полета» на тренажере курсанты факультета истребительной авиации Краснодарского авиаучилища поднялись в небо на новых поступивших в училище Як-130. Думаю, что их эмоции от этого дня были столь же яркими, как и у меня.