Михаил Хазин: «История с Ираном показала, что в мире начинается игра по принципу «каждый сам за себя»
© РИА Новости
Михаил Хазин

Михаил Хазин: «История с Ираном показала, что в мире начинается игра по принципу «каждый сам за себя»

В беседе с обозревателем еженедельника «Звезда» один из самых авторитетных экономических аналитиков страны рассказал, почему появление Трампа было предсказуемо, почему эпоха финансового капитализма приказала долго жить, а также о том, что американские ценные бумаги уже не внушают большого доверия
25 мая 2018, 09:45
Реклама
Михаил Хазин: «История с Ираном показала, что в мире начинается игра по принципу «каждый сам за себя»
© РИА Новости
Михаил Хазин
Читайте нас на: 

- Теперь, Михаил Леонидович, уже нет никаких сомнений, что нам объявлена тотальная экономическая  война. И главная ударная сила этих «недружественных действий» - так называемая  трампономика.  Что это за «зверь» такой? Геополитика, геоэкономика, новая рейганомика?

- Начнем с того, что геополитика - это очень старая концепция, родом еще из тридцатых годов прошлого века. Первооткрыватель, представим его так,  - немецкий географ и социолог Карл Хаусхофер. Я не занимаюсь геополитикой и не могу сказать, что я большой специалист в этой сфере. Кроме того, есть школы, которые вообще отрицают геополитику. Из наших можно назвать группу Андрея Девятого, придумавшего в  противовес геополитике концепцию небополитики.

- Мне представляется, небополитика - это, скорее всего, экзотическая духовная практика, которую весьма сложно увязать с реальностью. Можно ли сравнивать?

- А дело в том, что и геополитика в данном случае не играет никакой роли, потому что те процессы, которые сейчас происходят, носят не геополитический, а чисто экономический характер. Это вообще голая экономика без какой  бы то ни было географической привязки.

- Тем не менее Дональд Трамп продемонстрировал миру, как мне кажется, весьма поучительный «урок географии». Вот все говорят, что на Ближнем Востоке он действует, будто слон в посудной лавке. Но при этом, выйдя в одностороннем порядке из ядерной сделки с Ираном, он добился того, что цена на нефть марки Brent приблизилась к 80 долларам, и  теперь у компаний США, которые занимались добычей сланцевой нефти себе в убыток, появился шанс рассчитаться с долгами. Да и 150 миллиардов иранских долларов, которые Вашингтон снова заморозил и не собирается отдавать Тегерану, тоже, наверное, совсем не лишние в американской экономике. Так эффективна или не эффективна трампономика?

- Если подробно отвечать на поставленные  вопросы, можно книгу написать. Притом что все это - следствия.

Дональд Трамп
© whitehouse.com
Дональд Трамп

С другой стороны, политический стиль Трампа действительно стал причиной многих  проблем, которые сегодня имеют место быть в мире. Но все они связаны совершенно банальной вещью - остановился механизм экономического развития, который действовал на протяжении ста с лишним лет. В общем, приказал долго жить…

- Тогда назовите «покойного».

- Пожалуйста, финансовый капитализм, по Ленину, - империализм. Это тот самый механизм, который был наиболее четко легализован и институализирован в рамках нескольких процедур. Первая - создание Федеральной резервной системы США, 1913 год. Вторая - Бреттон-Вудская система, 1944 год. Третья - это рейганомика, 1981 год. Вот как бы три этапа, три составные части… И в какой-то момент стало понятно, что эта система больше не работает. Из нее, как могли,  разными способами выжимали последние соки, но где-то к 2008 году стало понятно, что система больше не работает вообще. Соответственно стали давать сбои и все институты, которые были созданы в рамках этой системы. Начали давать сбои бреттон-вудские институты, то есть его бывшее величество доллар. Начали давать сбои и другие институты, в том числе и институты согласования геополитических интересов.

- Как будто США когда-то сильно нуждались в чьих-то советах и согласованиях…

- Действительно, после 1991 года за океаном возникло ощущение, что им ничего ни с кем согласовывать не нужно. Но потом стало понятно: у США нет ресурсов для того, чтобы поддерживать ту систему, которую они выстраивали в девяностые годы.

А поскольку старая система сломалась, а новой системы нет и никто не знает, что делать, начинаются хаотические метания. И Трамп в этом смысле - абсолютно естественное следствие процесса.

- Получается, появление Трампа, который чуть ли не буквально поставил на рога весь мир, было предсказуемо?

- Что я и сделал: предсказал. Первое мое публичное высказывание на тему о неизбежности появления Трампа относится… Могу даже день назвать - это произошло 5 ноября 2014 года на Дортмундской конференции в городе Дейтон штата Огайо. А в 2016 году Трамп уже начал действовать, и мы видим результат. Так что в реальности Трамп - это не новая концепция. Скорее, наоборот, Трамп - это попытка вернуться к той модели мироустройства, которая действовала  до возникновения финансового капитализма. Но к успеху это все равно не приведет. Политические междусобойчики, развязанные администрацией Дональда Трампа, за которыми все так пристально следят, заслоняют собой реальные экономические процессы. И никто не видит, что на самом деле  происходит, что идет разрушение той институциональной структуры, которая создавалась под пока еще действующий мировой механизм экономического развития.

- Это как бы снаружи. А что происходит внутри Америки, которую Трамп, как известно, пообещал снова сделать великой?  По последним данным, рост американской экономики составил 2,5% ВВП. Получается, Дональд Трамп держит свое слово?

- Никакого экономического роста в США нет. Это некоторый статистический трюк, который стали применять,  причем применяли много раз, начиная с 1980-х годов, то есть еще при Рональде Рейгане.

Так что американский экономический рост во многом искусственный. На самом деле это даже не рост, а легализация эмиссии. А если смотреть на экономику Соединенных Штатов с точки зрения воспроизводственного контура, то она, скорее всего, даже упала.

А вот что действительно имеет место быть, так это искусственное потребление. Если вы его останавливаете, экономика стремительно падает. Можно не сомневаться: как только произойдет снижение, как только упадут фондовые рынки, «экономическое чудо» Трампа рухнет.

- Ну и госдолг США стремительно растет. На поддержание своего, как вы говорите, экономического чуда американцы в квартал тратят по 600 миллиардов долларов - практически бюджет Пентагона. Разве это нормальная экономика?

- Рост долга сам по себе особого значения не имеет. Значение имеет его обслуживание. Если стоимость обслуживания низкая, то какая разница, какой долг. Американская беда в том, что они пытаются поднять ставку - ужесточить кредитно-денежную политику. То есть они продают на рынке те бумаги, которые выкупали в прежние времена. А это означает, что долг обслуживать становится все сложнее и сложнее.

- Но, как бы там ни было, энтузиазма нынешний глава Белого дома не теряет. Как известно, тотальная экономическая война была объявлена не только России, но и верным союзникам Америки, единодушно поддержавшим санкции против Москвы. Как тогда понимать недавнюю поездку Ангелы Меркель в Сочи к Владимиру Путину - ищет защиту от Трампа?

- Не знаю, о чем они там разговаривали. Но тут картина - та же самая. История с Ираном показала: начинается игра по принципу «каждый сам за себя». Трамп практически прямым текстом говорит Евросоюзу: мы играем в своих интересах, а у вас, ребята, такой же ВВП, как у нас, даже чуть больше, вот и попробуйте играть в свою игру.

Торговый баланс США и Евросоюза.
© ec.europa.eu
Торговый баланс США и Евросоюза.

- Наверное, правильнее было бы сказать: «Только попробуйте!» Евросоюз поставляет в США товаров где-то на 600 миллиардов долларов, а покупает всего на 18 миллиардов. И Трамп, выражаясь на сленге, принятом в известных кругах, поставил Европу на счетчик: не разорвете экономические отношения с Тегераном в течение 180 суток, закрою для ваших товаров американский рынок. Стоит ли Иран Мекки - в смысле товарооборота с Америкой?

- Вся проблема в том, что у Евросоюза действительно бешеный профицит в торговом балансе с США. Поэтому американцы и могут позволить себе фокусничать. А что, например, мешает ЕС взять и перестать экспортировать в США, закрыть все компании, которые сейчас работают на американском рынке?  А со своего рынка выгнать их компании - и все… 

Но при этом Трамп хочет продавать Европе свой газ. И вот здесь у него могут начаться проблемы, потому что газ есть не только у США. Еще раз: не знаю, о чем Меркель разговаривала с Путиным, но Евросоюз вполне может сказать американцам: вы на нас налагаете санкции, а мы в ответ запрещаем торговать у нас своим газом… Почему, нет! Так, примерно, и будет.

- Вот и болгарский президент Румен Радев экстренно пожаловал в Россию - хочет возродить «Южный поток», хотя несколько лет назад по звонку из Вашингтона София от проекта отказалась. При этом Москва потеряла  3 миллиарда долларов. И что делать, снова тянуть по дну Черного моря газовую трубу братушкам?

- Болгары могут просить все, что угодно. Им уже предлагали построить газовую трубу, причем на выгодных условиях, но они в последний момент отказались, дескать, «нам выкрутили руки»… Хорошо. Если вам кто-то выкручивает руки, то где гарантии, что все не повторится? Но для начала компенсируйте нам потери - 3 миллиарда долларов. Ах, у вас их нет? А кто в этом виноват? Тогда тяните сами трубу, а мы потом подумаем, наполнять ли ее газом… Проблем нет.

Южный поток.
© south-stream-transport.com
Южный поток.

- Чтобы стало понятно, что воевать с нами себе дороже, Верховный главнокомандующий Владимир Путин продемонстрировал в ходе послания Федеральному Собранию наши ракеты - «Кинжалы», «Авангарды» и дальше по списку. А чем мы можем сражаться на экономической войне? У нас есть возможность тягаться в экономическом плане с Америкой? Все-таки первая экономика в мире…

- Во-первых, никакая  не первая. Первая - китайская. Вторая экономика - это Евросоюз. Третья,  скорее всего, - Индия. Но тут проблема в другом. Дело в том, что мировая финансовая система - долларовая, то есть в чистом виде -  американская. Для того чтобы создать альтернативные системы,  во всяком случае, - альтернативные институты,  и отладить их так, чтобы они работали,  была придумана криптовалютная тема.

- Так она вроде бы не  пошла…

- Почему не пошла? Она отлично пошла. Просто у нас ее закрыли. А закрыли из-за того, что мы являемся клоном Международного валютного фонда.  

Конечно, МВФ отчаянно борется с криптовалютой, по определению,  не может не бороться. Но это уже безнадежно. Поезд ушел.

- Еще до того, как стать первым вице-премьером, Антон Силуанов утверждал, что США никогда не пойдут на то, чтобы заморозить счета Центробанка России, размещенные в американских ценных бумагах, что это был бы акт «финансового терроризма». Насколько известно, речь идет о сумме где-то в 100 миллиардов долларов. А вы бы оставили такие средства в распоряжении государства, у которого долг превышает 20 триллионов долларов?

- Думаю, вероятность того, что могут не отдать нам наши же деньги, нарастает. С другой стороны, если американцы это сделают, они тем самым сразу же  разрушат свою же собственную финансовую систему. Поэтому мой ответ таков: 50 на 50. В любом случае я бы очень хорошо подумал.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама