13 июня - великий день России
© Из архива
Оборона Смоленска.

13 июня - великий день России

Были люди на русской земле - великие герои. Помним их имена. И знаем, что, передавшись через поколения, их кровь продолжает течь в наших жилах.
13 июня 2018, 12:15
Реклама
13 июня - великий день России
© Из архива
Оборона Смоленска.
Читайте нас на: 

1611-й. Великая Смута была на русской земле. Со всех сторон слетелись на поживу соседи-стервятники. С Запада шли поляки, но на их пути стоял Смоленск.

Войска Сигизмунда III изначально не планировали штурмовать город, а рассчитывали на его быструю сдачу и дальнейшее продвижение всей армии в глубь России. Манила Москва, на престол которой польский король хотел посадить своего сына Владислава.

Поляки окружили Смоленск со всех сторон и заняли все деревни в округе еще в 1609 году. Сигизмунд III выдвинул русскому воеводе Михаилу Шеину ультиматум о капитуляции. Доставившему королевскую грамоту парламентеру Шеин сказал, что если тот еще раз явится с подобным предложением, то его «напоят водой Днепра», то есть попросту утопят.

4 октября 1609 года поляки начали первый штурм. Их, кровопролитных штурмов, будет еще несколько за 20 месяцев осады.

Польский король Сигизмунд III.
© Из архива
Польский король Сигизмунд III.

Общая численность армии короля Сигизмунда III превышала 22.000 человек против 5.400 вооруженных защитников крепости. По канонам военного искусства той эпохи это гарантировало взятие крепости. Тем более что на стороне польского короля, кроме собственных храбрых солдат, воевали немецкие наемники, переметные запорожские казаки, лихая конница крымских татар, стойкое в бою литовское ополчение. А воевода Шеин мобилизовал на оборону города старых и малых, не обученное военному делу население: «по всем торшком и по крестцом и по всем слободкам и по улицам … по росписи быти на городе … со всяким боем, и те б люди стояли все сполна и по своим местом с своим боем безотступно с великим бережением по смотру, а ково по росписи на городе не будет и тому быти казнену смертью».

Смоленск держался. Он выдержал несколько штурмов: и когда войско Сигизмунда пополнилось большим количеством польско-литовских отрядов из разбежавшегося Тушинского лагеря под Москвой, и когда подошли значительные подкрепления из Речи Посполитой. Выстоял город, и когда было разбито под Клушином шедшее на подмогу царское войско, а из Риги были доставлены для пролома его крепостных стен крупнокалиберные осадные орудия.

А в Москве, на которую была вся надежда, был свергнут «временный царь» Василий Шуйский, и власть захватила Семибоярщина, вскоре приславшая Шеину приказ сдать город польскому королю. Но воевода и горожане выполнить этот приказ отказались. Поляки «споткнулись» под Смоленском и не пошли на Москву, где, воодушевившись примером защитников Смоленска, формировалось Первое народное ополчение.

Воевода Шеин на стенах Смоленска.
© Из архива
Воевода Шеин на стенах Смоленска.

Штурм за штурмом отбивали смоляне с большим уроном для нападавших. Но и сами несли невосполнимые потери. К концу весны 1611 года численность защитников крепости стала критически малой.

13 июня 1611 года поляки пошли на решающий штурм, ударив по городу со всех сторон. Русские отчаянно отбивались на улицах. Поляки устроили жестокую резню, не щадя ни старых, ни малых. Уцелевшие горожане, большей частью женщины и дети, закрылись в Мономаховом соборе. Когда интервенты ворвались в церковь и начали убивать всех без разбору, посадский житель Андрей Беляницын подорвал пороховой погреб…

«...Ляхи, везде одолевая, стремились к главному храму Богоматери, где заперлися многие из граждан и купцов с их семействами, богатством и пороховою казною. Уже не было спасения: россияне зажгли порох и взлетели на воздух с детьми, имением - и славою! От страшного взрыва, грома и треска неприятель оцепенел, забыв на время свою победу и с равным ужасом видя весь город в огне, в который жители бросали все, что имели драгоценного, и сами с женами бросались, чтобы оставить неприятелю только пепел, а любезному Отечеству пример добродетели. На улицах и площадях лежали груды тел сожженных…

И не Польша, но Россия могла торжествовать сей день, великий в ее летописях».

Н.М. Карамзин. «История государства Российского».

...Горстке оставшихся в живых русских польский король дал право выбора: перейти с почетом на службу Речи Посполитой или покинуть город.

В Москву ушли все, кто еще мог идти.

Гравюра осады Смоленска 17 века.
© Из архива
Гравюра осады Смоленска 17 века.

Смоленская оборона, пишут историки, сыграла не только важную военную, но и неоценимую психологическую роль в формировании в разодранной смутой России патриотического лагеря и создании Первого народного ополчения. Полтора года польская армия была скована под Смоленском, ее потери составили 30.000 человек. Возможно, именно этих сил не хватило полякам, чтобы полностью оккупировать Россию и удержать в ней свою власть.

Минин и Пожарский получили время для накопления сил, скоро они выкинули остатки войск захватчиков за пределы нашей страны. В 1613 году на российский престол взошел первый из Романовых - Михаил. Закончилась Великая Смута и началась история той Великой России, которая стала твердой основой российской государственности - той, которая выдержала все последующие исторические изломы.

…Взбешенный долгой осадой и огромными потерями, Сигизмунд III приказал пытать захваченного в плен воеводу Михаила Шеина, хотя по рыцарскому кодексу чести подвергать физическим истязаниям полководцев противника воспрещалось. Выдержав нечеловеческие муки, Шеин не выдал ни одного из своих соратников и в полумертвом состоянии был увезен в кандалах в Польшу, где ему суждено было пробыть в плену восемь лет. Сигизмунд III всячески мстил русскому воеводе за упорство. В том числе, заставив присутствовать на приеме в королевском дворце, где привезенного из Москвы «временного царя» Василия Шуйского в знак полной покорности заставили целовать стопы польского монарха.

Представление С. Жолкевским пленного царя Василия Шуйского королю Сигизмунду III и Сенату. Художник — Ян Матейко.
© Из архива
Представление С. Жолкевским пленного царя Василия Шуйского королю Сигизмунду III и Сенату. Художник — Ян Матейко.

Шеин целовать королевские ноги не стал, и его снова бросили в земляную яму.

В 1614 году приехавшему от Михаила Романова послу удалось повидать Шеина в Слониме и передать ему царскую грамоту, в которой молодой царь выражал свое восхищение подвигом воеводы и намерение как можно скорее его освободить. Но размен пленными произошел лишь в 1619 году.

Были люди на русской земле - великие герои. Помним их имена. И знаем, что, передавшись через поколения, их кровь продолжает течь в наших жилах.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама