«Бастион» там правит «Бал»: никакой враг не сможет подобраться к берегам России
Американское издание The National Interest на днях забило тревогу: в Балтийском море угрозу для ВМС США представляют российские противокорабельные крылатые ракеты, базирующиеся на береговой линии. Эксперты издания особо отмечают наличие у России уникальных ракет П-800 «Оникс» с радиусом действия около 600 км. Оснащенные ими противокорабельные ракетные комплексы (ПКРК) К 300 «Бастион» могут наносить точные удары по любой цели от Калининграда до берегов Швеции.
Таким образом, подчеркивает The National Interest, на простреливаемой русскими большей части Балтики американские авианосцы классов Nimitz и Gerald R. Ford стали слишком уязвимы для ведения боевых действий.
Помолясь, шарахнули…
18 июля 1854 года два военных корабля англо-французской эскадры, «Миранда» (15 орудий) и «Бриск» (14 орудий) подошли к Соловкам. Объявив Российской империи войну, Англия и Франция атаковали ее берега одновременно на Черном, Балтийском, Белом морях и на Тихом океане.
Так вот, на севере первым под удар попал Соловецкий монастырь. Оборонял его отряд инвалидной команды, а боеприпасов у заслуженных, но увечных солдат было «20 пудов пороху, копья и множество бердышей и секир времен Федора Иоанновича». Благо, монахи подсобили: на берегу соорудили батарею с двумя трехфунтовыми орудиями, на стенах и башнях разместили еще восемь небольших пушечек.
Англичане вывесили сигнальные флаги: сдавайтесь, мол, или атакуем. Монахи и солдаты-ветераны морской грамоте были не обучены. Поэтому промолчали.
Британцы подождали-подождали, да и дали два сигнальных выстрела.
Сделали они это совершенно напрасно. Монастырская братия, помолясь, шарахнула в ответ из всех своих пушчонок. После первого же залпа русских поле боя, задымив, покинул новый и мощный пароходофрегат «Миранда».
С «Бриска» прислали парламентера с требованием о капитуляции и сдаче военного имущества. Архимандрит Александр ответил честно: «оружия, флагов и других военных снарядов монастырь не имеет и поэтому сдавать нечего». Напоследок монахи позволили британцу измерить руками ширину монастырских стен.
Не дошло. Бомбардировка обители продолжалась 9 часов, около 1.800 ядер и бомб было истрачено. Итог: нулевой. У русских - ни единой жертвы. С тем англичане и убрались.
Когда весть об этом анекдотичном «сражении» дошла до Британских островов, лондонские газеты открыли соревнование: кто выльет на головы моряков королевского флота больше ночных горшков.
Тем более, что в это же время на Камчатке уничтожили два вражеских десанта защитники Петропавловска. Отражая один из них, три сотни русских рванули в штыки на 926 пехотинцев Гибралтарского полка. Интервенты погибли все до одного, включая командира, капитана Паркера.
И держался тогда еще - держался! - героический Севастополь.
«Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, - это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа…», - в том далеком 1854-м, на редутах 4-го бастиона у Малахова кургана, написал поручик артиллерии Лев Толстой.
И не его вина, и не его боевых друзей, что Севастопольская оборона закончилась не нашей победой. Но в историю она вошла как победа моральная: русские за свои берега дерутся - отчаянно!
Mission impossible
Из 60.933 км границ России 38.808 км - морские границы. В Великую Отечественную войну немцы не смогли высадить на наши берега ни одного морского десанта. Советский военный флот и береговая оборона не позволили им этого сделать. Mission impossible (невыполнимая задача) для всех вероятных противников это и сегодня.
До недавнего времени основу боевой мощи для обороны побережий составляли береговые ракетные комплексы «Рубеж» и «Редут». Теперь российский ВМФ начал масштабное перевооружение на новейшие комплексы «Бастион» и «Бал».
Вдоль всех наших морских и океанских берегов создается оборонительный рубеж, практически непреодолимый для вражеских кораблей.
Российские береговые противокорабельные комплексы способны эффективно работать против авианосных групп противника, десантных кораблей, конвоев и одиночных кораблей. На вооружении российской армии в настоящее время стоит противокорабельный ракетный комплекс К 300 «Бастион», оснащенный ракетой «Оникс» (экспортный вариант «Яхонт»). «Бастион» относится к ПКРК последнего, четвертого поколения.
Возможная тактика применения
Береговые ракетные комплексы предназначены для контроля территориальных вод и проливных зон, защиты военно-морских баз и других объектов на побережье. Первыми, на дальности около полутысячи километров, по корабельным группировкам вероятного противника нанесут массированный удар ракетами «Оникс» оперативно-тактические комплексы «Бастион». Сумевшие прорваться корабли будут добиваться дозвуковыми ракетами Х-35 (различных модификаций) тактического комплекса «Бал».
При необходимости оба комплекса могут наносить удары и по суше, оказывая огневую поддержку своим наземным войскам при отражении морских десантов.
ТТХ берегового ракетного комплекса «Бал»
Дальность поражения:
- ракетой Х-35 - 120 км
- ракетой Х-35У - 260 км
Стартовая масса ракеты - 620 кг
Количество ракет на каждой пусковой установке - до 8
Суммарный боекомплект - до 64 ракет
Интервал пуска ракет в залпе - не более 3 сек.
Удаленность стартовой позиции от береговой черты - до 10 км
Непреодолимый рубеж
В Баренцевом море продолжается стартовавший 13 июня сбор-поход разнородных сил Северного флота. Как сообщает пресс-служба СФ, учения носят исключительно оборонительный характер и проходят под командованием командующего Северного флота. По словам адмирала Николая Евменова, сбор-поход кораблей направлен на защиту интересов России в арктических районах. В маневрах задействовано 36 боевых кораблей, подводных лодок и судов обеспечения, порядка 20 летательных аппаратов, более 150 единиц вооружения, военной и специальной техники береговых ракетно-артиллерийских и сухопутных войск, морской пехоты и войск ПВО.
В рамках учений были развернуты береговые ракетные комплексы «Бастион», которые создали оборонительный рубеж для отражения атак условного противника.
«Оникс» - абсолютное оружие
Эта российская ракета на скорости 2.600 км/ч несет на борту боевую часть весом в 220 кг. При этом в полете она способна активно маневрировать. Мало того, захватившая цель ракета, на ходу «переговаривается» с «подругами», выпущенными позже: «полетели, мол, туда, там есть для нас еда». Поэтому это высокоточное оружие фактически превращается в оружие абсолютное.
Две ракеты «Оникс» (первая донаводит в полете вторую) гарантированно отправляют на морское дно любой корабль с самым современным уровнем защиты.
Средств противодействия российским «Ониксам» на военных флотах промышленно развитых государств сегодня нет: хваленые корабельные системы ПВО типа AEGIS можно сдавать в пункты приема металлолома...
А в Сирии предназначенные для поражения кораблей и судов противника эти сверхзвуковые ракеты продемонстрировали уникальную боевую универсальность. «Ониксами» по объектам террористов ударили корабли Средиземноморской группировки Военно-Морского флота России. Разведка доложила, что все назначенные наземные цели были уничтожены с высокой точностью.
Важнейший узел «арктической дуги обороны»
Как сообщили еженедельнику «Звезда» в Департаменте информации и массовых коммуникаций Министерства обороны России, с 18 по 21 июня 2018 года на острове Итуруп Большой гряды Курильских островов прошли масштабные ракетные учения, в которых условную атаку противника с моря успешно отбили новейшие береговые ракетные комплексы «Бастион» и «Бал».
Кстати, Курилы стали первой географической точкой на карте нашей страны, где появились эти вооружения. В ноябре 2016 года «Бастионы» 72-й отдельной береговой ракетной бригады Тихоокеанского флота были развернуты на острове Итуруп, а на соседнем курильском Кунашире изготовились к бою комплексы «Бал».
Военные аналитики дружно называют Курилы одной из критически важных точек так называемой «арктической дуги обороны». Защищая наши дальневосточные и северные земли и воды, эта дуга идет от Владивостока через Курильские острова, Камчатку, Чукотку, мыс Шмидта, Землю Франца-Иосифа до полуострова Рыбачий у границы с Норвегией. Укрепление войск береговой обороны на Тихом океане - весомая гарантия надежной защиты российских интересов в регионе, где в последние годы заметно активизировались наши «вероятные партнеры».
США, например, на своем тихоокеанском побережье создают позиционные районы системы противоракетной обороны (ПРО), а их атомные подводные лодки и новейшие эсминцы с крылатыми ракетами на борту все чаще появляются вблизи территориальных вод России.
Наши военные ответили на это установкой «Бастионов». Эти отличные береговые противокорабельные ракетные комплексы, заступившие на боевое дежурство на острове Итуруп, способны прикрыть от нападения более 600 километров побережья. Кроме того, 36 ракет каждого из комплексов надежно прикроют курильскую проливную зону, где проходят маршруты развертывания сил российского Тихоокеанского флота. В том числе и выход в океан наших атомных подводных ракетоносцев. Безусловное усиление оборонительных возможностей добавил и вооруженный дозвуковыми маловысотными противокорабельными ракетами Х-35 ракетный комплекс «Бал».
В открытой печати сообщалось, что вооруженное новыми ПКРК соединение береговой обороны будет сформировано и на Чукотке. «Арктическая дуга обороны» станет своеобразной «красной линией», заходить за которую не рекомендуется никому: потопим!
Критические точки обороны прикрыты
Массовые поставки в части беробороны новых ПКРК стартовали в наших Вооруженных силах в 2015 году. В первую очередь «Бастионы» и «Балы» укрепляют оборону там, где вероятнее всего можно ожидать нападения вероятного «супостата».
Помимо дальневосточных рубежей, новая техника появилась и на Балтике - в анклавной Калининградской области. В прибалтийских лимитрофах сразу же появилась еще одна тема для нытья о «русской угрозе». То эти недочлены НАТО громко плакались по поводу появления по соседству наших «Искандеров», теперь скулят из-за развертывания «Бастионов».
На российских «северах» высокоточные «Ониксы» теперь прикрывают подходы к Кольскому полуострову. Прогнозируется развертывания новых ракетных дивизионов «Бастионов» и «Балов» также и на создаваемых российских объектах военной инфраструктуры на островах Северного Ледовитого океана.
На Черном море отныне надежно прикрыты береговые линии Крыма и Краснодарского края, где расположены две крупнейшие военно-морские базы Черноморского флота - Севастополь и Новороссийск.
20 июня 2018 года на выездном заседании коллегии Минобороны России в Севастополе глава военного ведомства страны генерал армии Сергей Шойгу сказал, что в Крыму создана и постоянно укрепляется уникальная межвидовая группировка, ее современные высокотехнологичные системы вооружения не оставляют ни единого шанса потенциальному противнику, который осмелится посягнуть на исконно русскую территорию.
«Для России этот регион всегда имел огромное значение. На протяжении почти двух с половиной веков здесь не раз решалась судьба Отечества. Яркие победы Черноморского флота вошли в мировую историю и стали нашей гордостью. И сегодня Крым продолжает играть важнейшую роль в обеспечении военной безопасности страны», – подчеркнул Сергей Шойгу.
Таким образом, сегодня комплексы «Бал» и «Бастион» имеются уже на всех российских военных флотах. Как сообщалось военным ведомством нашей страны, к 2021 году все части береговой обороны будут полностью перевооружены с устаревших БРК «Редут» и «Рубеж» на новые комплексы «Бал» и «Бастион».
Классика
...Полдня они палили наудачу,
Грозя весь город обратить в костер.
Держа в кармане требованье сдачи,
На бастион взошел парламентер.
Поручик, в хромоте своей увидя
Опасность для достоинства страны,
Надменно принимал британца, сидя
На лавочке у крепостной стены.
Что защищать? Заржавленные пушки,
Две улицы то в лужах, то в пыли,
Косые гарнизонные избушки,
Клочок не нужной никому земли?
Но все-таки ведь что-то есть такое,
Что жаль отдать британцу с корабля?
Он горсточку земли растер рукою:
Забытая, а все-таки земля.
Дырявые, обветренные флаги
Над крышами шумят среди ветвей…
«Нет, я не подпишу твоей бумаги,
Так и скажи Виктории своей!»...Константин Симонов, «Поручик», 1939 год.