Су-35С против F-22 Raptor: русские обходят на крутых виражах
С российскими боевыми самолетами сравнения самолетов американских идут с переменным успехом. То вдруг одни западные эксперты выясняют, что «русские господствуют в воздухе», то тут же другие «знатоки» начинают это опровергать. Где же отыскать истину, спросите вы? Искомого результата можно достичь, если убрать политическую подоплеку, когда желаемое выдают за действительное. В качестве объектов для очистки от «информационного мусора» выберу американский самолет F-22 Raptor и российский Су-35С.
Итак, начнем.
F-22 Raptor - этот хищник задыхается на бегу
В создании истребителя по программе ATF (Advanced Tactical Fighter - «Прогрессивный тактический истребитель») принимало свыше 80 организаций, в том числе авиационные гиганты - Boeing, Northrop Grumman и Lockheed Martin. При проектировании истребителя ATF/F-22 впервые была использована система автоматизированного проектирования (САПР) CATIA французской фирмы Dassault Systemes и был создан испытательный комплекс COMOC.
Примечателен факт: в 1986 году предполагалось, что окончательная стоимость самолета составит 50-60 млн долларов, но он обошелся в три раза дороже.
Дело в том, что главной технической характеристикой F-22 была выбрана технология «стелс», или пониженной радиолокационной заметности, под которую подгонялись все узлы и агрегаты, конструкция и обшивка самолета. F-22 на четверть состоит из композитных материалов, а титановых сплавов в нем - около 40%. При этом соотношение титана, алюминия и композитных материалов в конструкции самолета в процессе проектирования постоянно менялось. В итоге титановых сплавов оказалось больше, а от этого самолет только стал дороже.
Интересный казус вышел с самолетной бортовой РЛС AN/APG-77 с активной фазированной антенной решеткой. Да-да, той самой, которая видит цели на дальности 300 км, а крылатые ракеты - с расстояния 150 км. При этом работа БРЛС грубо нарушает технологию «стелс». F-22 будет светиться на радарах российских ЗРС, таких как С-300 и С-400, словно прожектор маяка. А отказаться от такой БРЛС было уже нельзя: все же 4,5 млн долларов за штуку на ветер не выкинешь!
Поэтому конструкторы придумали и применили иное решение, уже отработанное прежде на практике. Существует командная линия связи и передачи данных между самолетом ДРЛО AWACS, истребителем F-16 и ЗРК Patriot, связывающая их в единый информационный контур. Так же поступили и с F-22. В реальной боевой обстановке он будет пользоваться не своей БРЛС, а данными с AWACS , который станет его «глазами и ушами» для корректировки данных по местоположению атакуемой цели.
Как известно, основным оружием F-22 Raptor являются ракеты класса «воздух-воздух» - AIM-120 AMRAAM. Они имеют активную радиолокационную головку самонаведения, но включают ее тогда, когда до цели остается около 8-10 км. При этом самолет корректирует полет ракеты до цели с помощью данных от своей БРЛС. Только так - и никак иначе! По другому выход в зону захвата цели головкой самонаведения ракеты не получится - из-за узкого луча ее бортовой РЛС.
Таким образом, в любом случае F-22 в гипотетическом бою будет, хоть и кратковременно, светиться на радарах наших РЛС. Мало того, самолет будут облучать в разных диапазонах волн БРЛС наших истребителей и ЗРК ПВО, а, как известно, у самолета показатель ЭПР с разных ракурсов - разный. К тому же при открытии оружейного отсека, в котором размещаются шесть AIM-120 AMRAAM, показатели ЭПР также увеличатся.
Ну и где тут технология «стелс», на которую затратили миллионы долларов и из-за которой пожертвовали маневренностью истребителя? По факту получается: радиолокационная заметность F-22 не такая уж низкая, как утверждают иностранные СМИ.
За маневренность самолета отвечают не только механизация крыла, но и двигатели с управляемым вектором тяги (УВТ). В наших самолетах они представляют собой единое целое с двигателем и являются всеракурсными. На F-22 УВТ вынесен как конструкция планера: с щитками из жаропрочных сплавов, отклоняющих тягу из сопла двигателя только вверх-вниз. Получается, что с таким УВТ американский «хищник» не может резво крутить петлю Нестерова и другие фигуры простейшего пилотажа - восьмерку, горку и другие. К тому же и УВТ также повлиял на заметность истребителя, немного снизив ее в инфракрасном диапазоне.
Второй причиной ограничения маневренности стали неполадки с кислородной системой самолета. Она состоит из комплекса OBOGS (On-board oxygen generating system - бортовая система генерации кислорода) и ее дополнения - комплекса EOS «классического» образца, в которую входят кислородный баллон и сопутствующее оборудование. Суть проблемы была в переключении между этими системами во время полета при больших перегрузках. То есть пока полет нормальный, работает OBOGS, а как только начинается боевое маневрирование, должен работать EOS. Но в результате летчики при выполнении полета с перегрузкой попросту задыхались, а в 2010 году был случай, когда из-за неполадок в кислородной системе даже погиб пилот. Неполадки случались так часто, что командование ВВС США вынуждено было ограничить F-22 по перегрузке и провести целый ряд дорогостоящих мероприятий по устранению их причин.
Я бы мог еще рассказать про неполадки с бортовой электроникой, чувствительной к дождливой погоде, сложностями старта ракет из грузового отсека, но не буду. Как говорил Уинстон Черчилль: «Американцы всегда находят верное решение. После того, как переберут все остальные». К F-22 его слова подходят однозначно.
Хотя в Америке не любят «выносить сор из избы», все равно всякое тайное становится явным. Так произошло и с главным секретом F-22 - его фактической стоимостью. 29 июля 2018 года американский журнал Military Watch опубликовал статью, срывающую покров с тайны - во сколько же самолет обходится бюджету США.
Вот приблизительный подсчет экспертов: «Стоимость F-22 составляет около 150 миллионов долларов, стоимость его эксплуатации в течение 40 лет жизни - около 550 миллионов долларов или даже больше с учетом старения техники. Таким образом, за время его службы один F-22 Raptor обойдется американским налогоплательщикам как минимум в 700 миллионов долларов (!)».
Сенсация? Безусловно. Получается, что 195 стоящих на вооружении ВВС США F-22 - золотые.
Я предполагаю, что скоро F-22 будут числиться в составе стратегического резерва, как Старая гвардия Наполеона во время Бородинского сражения 1812 года.
National Interest: «экстремально опасный»
Первым в списке самого опасного вооружения России при гипотетическом конфликте с США американское издание National Interest называет Су-35. По мнению экспертов издания, Су-35 «экстремально опасный» для любого самолета НАТО, за исключением стелс-истребителя F-22. Специалисты считают, что опасность Су-35 связана с очень большой загрузкой ракет «воздух-воздух» дальнего радиуса действия, возможностью пуска ракет на сверхзвуковой скорости, сверхманевренностью и мощными средствами радиоэлектронной борьбы.
Су-35С - универсальный охотник за хищниками
Российский Су-35С изначально создавался как самолет-охотник. Вся концепция его создания - от двигателя до комплексов вооружения - была разработана для решения главной задачи: это агрессивный воздушный бой, перехват и уничтожение средств воздушного нападения противника.
Многие западные эксперты в качестве основного недостатка указывают на то, что Су-35С более заметен, чем F-22. При этом они старательно замалчивают возможности нашего истребителя как боевой единицы.
Ну не в засаде же ему сидеть и стрелять исподтишка?! Снижение радиолокационной заметности лишь немного, всего на 30%, снижает максимальную дистанцию обнаружения любого «невидимого» самолета в идеальных условиях. В реальных же ситуациях этот показатель еще меньше, так как по самолету «работают» РЛС комплексов ПВО и авиации.
Зачем это нашему самолету? Его конструкция и так имеет достаточно низкую ЭПР, а вот комплекс бортового радио-электронного оборудования (БРЭО) дает ему ряд преимуществ, которые с лихвой покрывают «выявленный недостаток».
Во-первых, это его БРЛС Н035 «Ирбис», которая при мощности 1 кВт позволяет обнаруживать цели на дальности 300 км, осуществлять захват - на 250 км. То же самое делает и БРЛС F-22, но при мощности 12 кВт. К тому же, как мы выяснили, истребителю Raptor в дальнем обнаружении помогает AWACS.
Может, AWACS и увидит наш Су-35С, передаст данные о нем F-22, но вряд ли успеет предупредить о запуске нашей дальней ракеты класса «воздух-воздух» РВВ-БД (дальность поражения - до 200 км). Русская ракета поразит F-22 раньше, чем тот применит свою AIM-120 AMRAAM (дальность поражения - до 120 км). К тому же, если наша высокоточная ракета стартовала, то цель она поразит однозначно.
Во-вторых, Су-35С имеет в своем арсенале бортовой комплекс обороны - РЭБ «Хибины-10М». Он гарантированно обнаруживает излучение всех РЛС на поле боя и формирует алгоритм противодействия им в виде постановки помех на тех же частотах. С одной стороны, «Хибины» воздействуют на возможности AWACS давать своей авиации точные координаты о нашем самолете (дальность, скорость и угловое положение). С другой стороны, бортовой комплекс обороны маскирует наш самолет от БРЛС самолета противника и не дает ГСН ракеты осуществить захват.
В результате AWACS и F-22 наведут ракеты AIM-120 на цель-фантом, местонахождение которой будет на большом удалении от Су-35С. А вот российская «Сушка» сможет отправить им в ответ «гостинцы» в виде РВВ-БД, и с «адресом» не промахнется. Такой режим работы комплекса РЭБ «Хибины-10М» называют постановкой уводящих помех. Есть у него и другие режимы, но пусть они пока остаются в секрете.
В качестве итога, подводящего черту под спором «Кто лучше: Су-35С или F-22?», приведу известный случай из боевой практики, который случился 13 декабря 2017 года в небе Сирии.
В тот день пара штурмовиков Су-25 на высоте 3.300 метров сопровождала автоколонну с гуманитарной помощью в районе города Аль-Маядин (западный берег реки Евфрат). К нашим самолетам со стороны восточного берега Евфрата прилетел незваный «гость» - истребитель F-22. Американский Raptor попытался не дать российским штурмовикам выполнить боевую задачу.
Ситуация разрешилась после того, как к «хулиганящему» F-22 со стороны задней полусферы стремительно и хищно подошел Су-35С, выполнявший задачу воздушного прикрытия на высоте 10 км. Американский истребитель быстро ретировался в сторону Ирака - в воздушной игре на виражах козырей у него не было.