Генерал-майор Алексей Рагозин: «Надо сокращать дистанцию между разработчиками военной техники и теми, кому ее применять в бою»
- Алексей Николаевич, считается, что прежде всего воздушный десант - сила, отвага и мощь. Но в современных условиях развития науки и техники десантник должен обладать не только силой и выносливостью, но и интеллектом, не так ли?
- Приятно отметить, что курсанты нашего училища из года в год занимают призовые места в конкурсах «Снайперский рубеж», «Десантный взвод» и «Морской десант», побеждают на всеармейских олимпиадах, представляют свои изобретения на всероссийских выставках - только в текущем году было получено 11 патентов, разработано и внедрено 265 рационализаторских предложений. За достижения в военно-научной работе один наш курсант отмечен премией президента России, двое - премией правительства, восемь человек отмечены премиями министра обороны, 12 - премиями губернатора Рязанской области. И это закономерно. Качественное развитие военно-научного комплекса требует интеграции опыта войск, соединения результатов научных исследований и возможностей промышленности.
Другими словами, необходимо сократить дистанцию между производителем и пользователем вооружений и военной техники. С этой целью еще в сентябре 2017 года было принято решение создать при училище научно-исследовательский отдел (НИО). Цель - реализовать полный цикл научных исследований от определения роли и места конкретного образца боевой техники в подготовке ВДВ до поставок по Гособоронзаказу.
Для этого могут создаваться временные научные коллективы с привлечением специалистов соответствующего профиля.
Отдельное внимание уделяется лабораторно-экспериментальной базе училища. На мой взгляд, особого внимания заслуживают научно-технические объекты, построенные в РГВВДКУЖ, - это аэродинамическая труба и глубоководный водолазный комплекс, которые предназначены для подготовки воздушно-десантных и водолазных специалистов.
- Что вы покажете на военно-техническом форуме «Армия-2018»?
- На этот раз гвоздем выставочной программы станет динамический тренажер парашютиста-десантника, который позволяет погрузиться в виртуальную реальность первых секунд отделения парашютиста от самолета и даже испытать ощущение нештатной ситуации, которая может возникнуть в небе. Сама установка представляет собой двухплоскостной гироскоп с ручным приводом. Похожие гироскопы давно используют космонавты для тренировки вестибулярного аппарата. А мы его усовершенствовали и дополнили элементами виртуальной реальности. Человек садится в кресло, надевает специальные очки с записью реального прыжка.
- Производит впечатление?
- По опыту знаем, что обычно наш тренажер не простаивает. Каждый день через него проходит по 200 и более человек. Кого-то «свободный полет» на тренажере восхищает, и тогда у нас просят условия поступления в десантное училище, кто-то говорит, что никогда в жизни не наденет на себя парашютную систему... Кстати, эту установку мы уже используем в подготовке курсантов и в отборе абитуриентов. Как уже отмечалось, сейчас разрабатывается серия элементов, которые дополнят тренажер и позволят подготовить курсанта к действиям в нештатных ситуациях.
Но это не все. Золотую медаль конкурса «Национальная безопасность-2017» получил инновационный проект «Система инженерной разведки ледовых переправ и минных полей с использованием ГЛОНАСС и РЛС в арктических условиях».
Хочу отметить, что эта система работает не только в Арктике. При исследовании малогабаритной радиолокационной станции, разрабатываемой одним из заводов, наши специалисты выявили интересную дополнительную функцию: она способна просвечивать и определять толщину снежного покрова, льда и глубину водоема до пяти метров. Применение этого прибора экономит время, деньги, плюс не надо тратить силы и бурить лед. Также эта система позволяет фиксировать взрывные устройства, имеющие электрические контакты.
В этом году мы занялись разработкой системы для облегчения пуска двигателя в зимних условиях. Разработка позволяет адаптировать свойства дизельного топлива и масла к арктическим условиям за счет ультразвука. Дизель на морозе кристаллизуется, а ультразвуковые излучения меняют структуру топлива, которое сохраняет свою текучесть. Опытный образец у нас уже есть.
Некоторые исследования в арктической теме мы объединили с элементами выживания. Например, создали и уже апробировали жилет с электрообогревом, который работает как от бортовой сети боевой машины, снегохода, квадроцикла, автомобиля, так и от внешних аккумуляторов.
Один из сотрудников училища придумал универсальный тент, который преобразуется в лодку, гамак, палатку, навес, а представляет собой скрутку длиной всего лишь 40 сантиметров. Есть даже браслет, позволяющий согреть чай, развести огонь и поймать рыбу. Все эти разработки мы уже применяем на занятиях по выживанию.
И это только малая часть научных разработок училища, которые вошли в формируемый реестр инновационных проектов ВДВ. Научные исследования мы ведем в тесной кооперации с гражданскими организациями и предприятиями. Например, совсем недавно к нам обратились разработчики из конструкторского бюро при Рязанском радиотехническом университете, которые создали роботизированный комплекс, позволяющий и по земле двигаться на автопилоте. Но как его применить, они не знали. Мы, в свою очередь, создали рабочую группу, а в постановке технических задач прописали те пункты, которыми нужно насытить этого робота, чтобы он был полезен для ВДВ.
- Это и понятно: кто же, кроме десантников, позаботится о ВДВ?
- Все правильно. Применяя накопленный опыт, мы делаем все возможное, чтобы не только внедрять новые разработки, но и найти применение в ВДВ уже существующим ноу-хау. Поэтому на каждой выставке группа наших исследователей подробно изучает представленные экспонаты. И военно-технический форум «Армия-2018» - не исключение.