Пир побежденных: за свое поражение во Второй мировой войне Токио хочет получить от Москвы Курильские острова и контрибуцию в придачу
Во время дебатов в бюджетной комиссии нижней палаты парламента Страны восходящего солнца он, в частности, заявил, что мирный договор с Россией возможен при условии демаркации границы и решении вопроса о военных компенсациях. Причем абсолютно понятно, что «линия разграничения», по мнению японской стороны, должна пройти так, чтобы у них остались острова Кунашир, Шикотан, Итуруп и Хабомаи - то есть пресловутые «северные территории».
А кроме того, Москва должна еще и заплатить Токио за то, что в 1945 году имела неосторожность разгромить японскую армию. Даже немцы до такого варианта почему-то еще не додумались...
Ни войны, ни мира
В этом странном состоянии наши страны пребывают уже более 70 лет - со 2 сентября 1945 года, когда был подписан Акт о безоговорочной капитуляции милитаристской Японии. В результате Япония потеряла южную часть острова Сахалин и прилегающие к нему острова, а также Курильские острова, которые Советский Союз получил под свою юрисдикцию, согласовав этот нюанс с основными своими союзниками по Второй мировой войне - США и Великобританией. Что и было зафиксировано в Ялтинском и Потсдамском соглашениях, принципу необратимости исторических событий не подлежащих пересмотру и ревизиям. Иначе говоря, Кунашир, Шикотан, Итуруп и Хабомаи были переданы СССР на все времена.
Однако, как показывает опыт, все-таки ничто не вечно под луной...
Первой зафиксированной попыткой ревизии итогов Второй мировой войны стал Сан-Францисский мирный договор, подписанный в 1951 году между Японией и основными союзниками СССР по антигитлеровской коалиции, который с полным правом можно рассматривать как преднамеренный сговор, оформленный в виде юридически несостоятельного сепаратного договора.
И это притом, что любое сепаратное соглашение де-юре не признается международным правом и рассматривается как несостоятельный юридический казус.
Напомним, что по Сан-Францисскому договору Япония отказалась от прав на территории, суверенитет над которыми приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года, а это - южная часть Сахалина и все прилегающие к нему Курильские острова. При этом, согласно официальной позиции Токио, Итуруп, Кунашир и Хабомаи в состав Курильских островов (островов Тисима) не входят, и от них Япония не отказывалась. Представители нашей страны предложили внести в договор поправку о признании суверенитета СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами, однако это и еще ряд предложений учтены не были. Поэтому СССР договор не подписал.
Но, рассчитывая на встречное движение японской стороны, Москва в 1956 года пошла на подписание с Токио совместной декларации, которая прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические отношения между двумя странами. Декларация также фиксировала согласие СССР на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан, но только после заключения мирного договора.
Однако японская сторона пошла в отказ. Насколько известно, это было сделано под давлением США, которые в лице госсекретаря Аллена Даллеса пригрозили: в случае снятия Токио претензий на южную часть Сахалина и острова Кунашир и Итуруп, в состав Японии не будет возвращен архипелаг Рюкю с островом Окинава, который на основании Статьи 3 Сан-Францисского мирного договора находился тогда под американским управлением.
Уже в 1960 году был подписан Договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией, продливший «Пакт безопасности», который являлся юридической базой для пребывания американских войск на японской территории. В ответ Москва заявила: поскольку данное соглашение направлено против СССР и КНР, советское правительство отказывается от подписания мирного договора с Японией и передачи ей острова Хабомаи и Шикотан. В заявлении отмечалось, что тема передачи островов может рассматриваться «только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписания мирного договора между СССР и Японией».
В результате ситуация была заморожена, и такое состояние продолжалось до начала 1990-х годов, пока к процессу не подключился Михаил Горбачев, подписавший в апреле 1991 года, в знак подтверждения своего «нового политического мышления», Совместное советско-японское заявление, в котором признал существование между двумя государствами территориального спора. А пришедший после него к к власти первый президент России Борис Ельцин заявил о готовности пожертвовать дальневосточными территориями ради получения от «благодарной Японии» экономической помощи.
Более того, уже был подготовлен акт, согласно которому Японии передавались Хабомаи и Шикотан, и планировались переговоры о «принадлежности островов Кунашир и Итуруп». И только протесты на всех уровнях против ничем не обоснованных территориальных уступок Японии заставили Ельцина отказаться от своих намерений.
Кстати, и сегодня абсолютное большинство россиян выступают против передачи Курильских островов Японии.
Цена вопроса
Отметим, что «спорные» острова имеют огромное стратегическое и экономическое значение для России. Здесь находятся значительные запасы рения - редкого и весьма дорогого металла, применяемого в ракетостроении и в других высокотехнологичных отраслях, а также нефти и рыбы.
Кроме того, с островов контролируются незамерзающие проливы Екатерины (между Кунаширом и Итурупом) и Фриза (между Итурупом и Урупом), через которые пролегает самый короткий маршрут в Тихий океан из портов Приморья и Сахалина. Проливы глубоководны, действуют круглый год и обеспечивают бесперебойную работу торгового и Военно-морского флота России. Если бы Япония получила острова, проход наших кораблей, в том числе и подводных «стратегов», пришлось бы всякий раз согласовывать с Токио.
И самое главное: нет никаких гарантий, что с передачей островов на них не появятся японские и американские военные базы. Правда, в Вашингтоне заявили, что якобы не намерены использовать эти острова в военных целях. Но сегодня, когда США с легкостью отказываются даже от основополагающих международных договоров, верить их слову не приходится.
Наконец, уступка так называемых «северных территорий» может стать опасным прецедентом. И другие беспокойные соседи, можно не сомневаться, тут же предъявят территориальные претензии России. Да и Японии хватает других неразрешенных территориальных вопросов - например, острова Такэсима или Токто (как их называют в Сеуле), являющие предметом территориального спора Японии с Южной Корее, и архипелаг Сенкаку или Дяоюйдао (так их называют в Китае), оспариваемый Японией и КНР. И этот список можно продолжить.
Севернее Хоккайдо
Между тем, учитывая малую заселенность и слабую освоенность северных районов в самой Японии, напрашивается вывод, что требования возврата Курил носят, скорее, характер политической агитации, чем экономической необходимости.
Во всяком случае, бывая в Японии, автор этих строк неоднократно убеждался, что японцев не особо волнует проблема Курил. Всякий раз на вопрос о судьбе «северных территорий» звучал один и тот же ответ: «А зачем они нам нужны, если даже на севере Хоккайдо никто не желает жить».
Интересно также, что японская газета «Майнити симбун» в свое время провела опрос, согласно которому больше половины респондентов заявили о своей готовности расстаться с претензиями на российские Курилы, 67% опрошенных высказали мнение, что японская позиция относительно «северных территорий» должна быть более гибкой. Да и некоторые японские политики негативно относятся к тому, как Токио преподносит территориальную проблему с Россией. Некоторое время назад в МИД Японии даже образовалась «русская школа», которая поставила целью придание большей конструктивности в диалоге с Москвой. А депутату парламента Мунэо Судзуки, который курировал «школу» и в свое время играл большую роль в определении политики Токио на российском направлении, даже приписывали заявление, будто спорные территории «Японии вообще не нужны».
Тем не менее значительное число японских политиков продолжают настаивать на возвращении Курил, полагая, видимо, что такая позиция повышает их авторитет и влияние в стране.
Но вот что примечательно, например, японская компартия, которая упорно требует возврата не только всех Курильских островов до Камчатки включительно, но и всего Сахалина, значительную поддержку в японском обществе так и не получила.
Москва уполномочена подтвердить
Учитывая все эти обстоятельства, текущая позиция российского руководства, принятая с началом 2000-х, мало чем отличается от «твердой» советской линии 1960-70-х годов. Любые переговоры должны основываться на двух пунктах: Япония признает итоги Второй мировой войны и соглашается с суверенитетом Российской Федерации над Курильскими островами. При этом в Москве считают, что выгоды от окончательного урегулирования российско-японских отношений велики для обеих стран. Это прежде всего улучшение политического климата, снижение недоверия и развитие правовой базы двухсторонних отношений, которая в свою очередь может повлиять на развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества.
Не секрет, что Япония обладает серьезным экономическим и инновационным потенциалом, который бы мог содействовать развитию российского Дальнего Востока. Япония также может стать очень важным геополитическим партнером России, что очень важно для Москвы, учитывая, с одной стороны, растущие амбиции Китая, с другой - нарастающее стремление США подмять под себя регион.
В свою очередь Россия для Японии важна не только как внешнеэкономический партнер, источник энергетических ресурсов и большой рынок сбыта. Не стоит забывать, что Россия занимает заметное положение в международной иерархии и является постоянным членом Совбеза ООН, и ее веское слово может пригодиться Японии, которую давно не устраивает положение младшего партнера США - если называть вещи своими именами, вассала. Тогда как Россия готова предложить Токио равноправные партнерские отношения.
Юридическую основу под развитие таких отношений мог бы заложить не мирный договор по итогам Второй мировой войны (по Декларация 1956 года между нашими странами нет никаких взаимных претензий), а договор о мире, дружбе и добрососедстве.
Аналогичного тому, который Япония подписала с Китаем в 1978 году и который предусматривает развития взаимоотношений на основе принципов мирного сосуществования, уважения суверенитета и территориальной целостности, ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга. А вот территориальную проблему разумнее отложить до лучших времен. Возможно будущим поколениям будет проще с ней разобраться. В противном случае переговоры по Курильским островам будут длиться до бесконечности.