В Исламабаде и Нью-Дели бьют в барабаны. Войны
На индо-пакистанской границе снова стреляют
27 февраля ВВС Пакистана сбили два индийских самолета над линией прекращения огня в штате Кашмир, об этом сообщил представитель вооруженных сил Пакистана генерал-майор Асиф Гафур в Twitter.
По его словам один пилот катапультировался и был взят в плен. Судьба других пилотов неизвестна. Инцидент произошел в воздушном пространстве Пакистана, после того как индийские самолеты пересекли границу.
В свою очередь, индийские силы сбили, по сообщению Asian News International, пакистанский истребитель F-16, который атаковал в составе группы позиции индийской армии в Кашмире. Власти Индии обвинили пакистанцев в нарушении воздушной границы. Сообщается также о потерпевшем крушение вертолете Ми-17 индийских ВВС. Вооруженные силы обоих государств приведены в полную боевую готовность.
Накануне, 14 февраля, индийская авиация разбомбила находившийся на подконтрольной Пакистану территории в Балакоте тренировочный лагерь террористической группы «Джайш-э-Мухаммад» («Армия Мухаммеда» - запрещена в РФ). Именно она взяла на себя ответственность за самую кровавую за последние 5 лет террористическую атаку на военный конвой в Пульваре, в результате которой погибли 45 индийских солдат. Впервые после окончания Третьей индо-пакистанской войны в декабре 1971 года боевые самолеты ВВС Индии пересекли линию прекращения огня в штате Кашмир. В налете на лагерь террористов принимали участие 12 самолетов «Мираж-2000» индийских ВВС.
На пороге ядерной катастрофы?..
Теракт и последовавший за ним обмен авиаударами не просто поставили Пакистан и Индию на грань новой, уже четвертой по счету, полномасштабной войны. Возможно, ту грань они уже перешли. Мир как-то неожиданно, почти по-будничному, вплотную подошел к порогу ядерной катастрофы.
Справка
Первая война между Индией и Пакистаном вспыхнула в 1947 году, сразу же после распада Британской Индии. Ее причиной стал спор о принадлежности штатов Дамму и Кашмир. Несмотря на преобладающее здесь мусульманское население члены правительства, главным образом индусы и махараджа, приняли решение присоединиться к Индии. В январе 1949 года вступило в силу перемирие. По его условиям 60% территории штата перешло под контроль Индии, 40% - Пакистана.
Вторая война началась в 1965 году, когда Пакистан подготовил секретную операцию с целью поднять восстание в индийской части Кашмира. Ничего путного из этой затеи не вышло. При посредничестве СССР в январе 1966 года стороны подписали соглашение об урегулировании территориальных споров.
Третья, самая масштабная и кровопролитная война разразилась в 1971 году. В результате этого конфликта, закончившегося в декабре того же года, от Пакистана откололась его восточная часть, ставшая независимым государством Бангладеш.
В 2008 году в результате чудовищного теракта в индийском мегаполисе Мумбаи, где погибли 172 человека, чуть было не началась четвертая война. Пакистан выдвинул к индийской границе свою 14-ю дивизию. Но дело до войны, к счастью, так и не дошло.
Новый индо-пакистанский конфликт, даже неядерный, наверняка, приведет к резкому и опасному обострению противоречий между ведущими державами мира, осложнению международной обстановки. Скорее всего, в мире будут складываться совершенно новые альянсы, да и сам мир, возможно, будет поделен на два или несколько блоков, со своими лидерами, обладающими оружием массового уничтожения. При самом трагическом развитии обстановки конфликт между Индией и Пакистаном может стать прологом к Армагеддону.
Обе страны являются обладателями ядерного оружия и, по оценкам специалистов, их ядерные потенциалы насчитывают примерно равное количество ядерных боеприпасов.
Пакистан имеет около 130-140 ядерных боеприпасов, Индия - чуть меньше - в пределах 120-130 единиц. Мощность боеприпасов составляет в основном от 10 до 12 килотонн. Все в порядке и со средствами доставки. На вооружении Нью-Дели и Исламабада имеются носители наземного, морского, воздушного и даже подводного базирования. Этого с лихвой хватит, чтобы гарантированно уничтожить друг друга, полностью разрушить экономику и унести жизни десятков миллионов людей.
Более того, радиоактивное заражение, проникающая радиация нанесут ущерб соседним странам, даже тем, которые не имеют с ними общих границ. Речь в первую очередь идет о центральноазиатских государствах.
Теперь многое будет зависеть от того, насколько далеко готовы пойти противоборствующие стороны, какую цену готовы заплатить, чтобы добиться своих целей, и какими могут быть эти цели, вообще, и понимают ли политики и военные, стоящие у власти в Индии и Пакистане, ответственность перед своими народами и перед человечеством. В данном случае не имеет особого значения, у кого - у гражданских властей, как это имеет место в Индии, - или у военных, как это повелось в Пакистане, находится в руках тот самый «красный чемоданчик», который позволяет «пулять» ядерными ракетами.
Принято считать, что среди пакистанских военных больше «ястребов», чем у гражданских индийских политиков. Представляется, однако, что и там, и там может быть достаточно «горячих голов», чтобы расколоть планету или сделать ее непригодной.
Бывший президент Пакистана генерал Первез Мушарраф вполне логично считает, что любая ядерная атака Пакистана на Индию не имеет абсолютно никакой перспективы. «Если мы нападем на Индию с одной атомной бомбой, - говорит экс-президент, - то соседняя страна может прикончить нас, атаковав двадцатью. Тогда единственное решение состоит в том, что мы должны сначала атаковать их 50 ядерными боеголовками, чтобы они не смогли применить против нас свои 20. Готовы вы ли к такому?» Хочется верить, что желающих поэкспериментировать с ядерной бомбой ни в Индии, ни в Пакистане не найдется.
Эскалация конфликта и другие действующие страны
В Нью-Дели отреагировали на теракт 14 февраля довольно быстро, особо не заморачиваясь на проверке фактов. Индийское руководство сразу же обвинило пакистанцев в нарушении условий прекращения огня, в причастности к террористической атаке, не имея при этом стопроцентно «железных» доказательств, а также в преступной бездеятельности по недопущению нападений на индийскую территорию. Сразу на 200% были повышены таможенные пошлины на пакистанские товары, что фактически исключило всякую торговлю с соседней страной. Через несколько дней после теракта индийский спецназ ликвидировал двух предполагаемых главарей нападения на колонну индийских военнослужащих. Кроме того, стороны отозвали своих послов.
Многие аналитики объясняют такую оперативность сильным давлением, которое оказывают на премьер-министра Нарендру Моди практически все политические партии и движения в преддверии скорых выборов. От Моди требуют с разной степенью настойчивости, чтобы предпринял все необходимые меры по защите территориальной целостности страны и ее граждан, в том числе военнослужащих, иными словами, чтобы отомстил пакистанцам. Впрочем, Моди, известный своими националистическими настроениями и причастностью к мусульманским погромам, вряд ли нуждается в подобного рода призывах.
Поначалу Исламабад не только отвергал свою причастность к теракту, но даже заявлял о готовности принять участие в совместном расследовании инцидента. Такую сдержанность можно отчасти объяснить нежеланием раздувать конфликт, особенно в условиях, когда против Пакистана однозначно настроены США. Трамп неоднократно обвинял пакистанцев в том, что те водят Америку за нос, и вместо того, чтобы тратить предоставленные США деньги на борьбу с террористами, наоборот заигрывают с ними, а то и финансируют. Не случайно Вашингтон сразу занял сторону Нью-Дели, не дожидаясь доказательств его причастности к последнему теракту.
И уж совсем неожиданно к этому дуэту примкнул Иран. У Тегерана свои счеты с пакистанцами.
13 февраля от рук боевиков из радикальной суннитской группировки «Джайш аль-Адль», базирующейся в Пакистане и объявившей своей целью борьбу с шиитским Ираном, погибли 27 иранских военнослужащих из Корпуса стражей исламской революции. Инцидент произошел в пограничной иранской провинции Систан и Белуджистан.
Однако после нанесения «хирургического», как выразился заместитель главы индийского МИД Виджай Гохейл, удара в заявлениях пакистанских официальных лиц зазвучали более жесткие и воинственные ноты. Исламабад заявил, что пакистанские ВВС вынудили индийских летчиков покинуть воздушное пространство и сбросить бомбы на свою территорию, не причинив никакого вреда пакистанцам. Более того, Индию через Twitter предупредили, что «Исламабад полностью подготовлен к тому, чтобы подобрать ответ на любую ситуацию». Пакистанский премьер-министр Имран Хан добавил, что Пакистан «имеет право на соответствующий ответ и на самооборону».
К этому времени Исламабад почувствовал, что его твердо поддерживает Саудовская Аравия, которую пыталась переманить на свою сторону Индия, а также Китай, у которого традиционно не складывались отношения с Индией. И даже соседство с ней в одних организациях - БРИКС и ШОС - дополнительной любви не прибавило. Кроме того, Пакистан для Китая - ведущий партнер в Азии и своего рода противовес Индии.
Разумеется, Пакистан далеко не белый и пушистый котенок. В свое время он немало сотрудничал с различными террористическими организациями, помогал афганским моджахедам, воевавшим против советских войск, и с талибами и другими террористическими группировками типа «Аль-Каиды» (запрещена в России), да и сегодня продолжает вести свою игру с некоторыми из них. Вместе с тем многие пакистанские политики и военные не раз говорили о том, что спецслужбы Исламабада далеко не всесильны, как это может показаться. Их «могуществу» тоже есть предел. Они могут контролировать далеко не всех террористов, свивших гнезда в таком удобном для них месте как штат Кашмир.
Кто есть who и как быть в наших отношениях
Складывающаяся обстановка ставит Москву в довольно щекотливое положение. С одной стороны, Россия с недавнего времени развивает военно-техническое сотрудничество с Пакистаном, продает ему кое-какое оружие, правда, в небольших объемах, и даже участвует в совместных антитеррористических учениях. С другой, - надо бы поддержать индийцев, которые считаются нашими «привилегированными стратегическими партнерами». Хотя, надо честно признать, такое партнерство вовсе не мешает Нью-Дели, заботящемся о диверсификации источников вооружения, развивать связи с Вашингтоном и покупать там оружие. Разумеется, Индия будет учитывать позицию той или иной страны, в том числе и России, по индо-пакистанскому конфликту.
Нашим дипломатам придется изрядно потрудиться , чтобы ни с кем не испортить отношения.
Думается, что лучшим способом для этого станет сдерживающая, примиряющая роль России в нынешнем кризисе. Вместо того, чтобы вставать на чью-то сторону, и уж тем более науськивать на кого-то, лучше попытаться убедить конфликтующие стороны отказаться от дальнейшей и чреватой непредсказуемыми последствиями эскалации. Сегодня в первую очередь надо заниматься именно этим - срочно тушить пожар, пока он не превратился в атомный костер.