В других СМИ
Загрузка...
«Фритьоф Нансен» и проект 11356: решительный удар «Калибров»
© Николай Румянцев/zvezdaweekly.ru
Кто кого?!

«Фритьоф Нансен» и проект 11356: решительный удар «Калибров»

Норвежскому фрегату тягаться на равных с российским сторожевиком мешает слабое ракетное вооружение
25 марта 2019, 03:37
Реклама
«Фритьоф Нансен» и проект 11356: решительный удар «Калибров»
© Николай Румянцев/zvezdaweekly.ru
Кто кого?!

8 ноября все ленты информационных агентств разрывались от сенсационной новости - норвежский фрегат серии «Фритьоф Нансен» потонул в Балтике. И случилось это во время натовских учений Trident Juncture («Единый трезубец») недалеко от островов коммуны Эйгарден. Многие тут же бросились искать «российский след», иные даже успели рассмотреть в корпусе норвежского корабля огромную дыру от таинственной русской торпеды.

Но все оказалось проще и смешнее - скандинавский фрегат в ночной тьме столкнулся с мальтийским танкером. Повреждение ниже ватерлинии (10-метровая дыра) отправило боевой корабль на дно.

Однако корабелам на калининградской верфи «Янтарь», которые с 2010-го заняты строительством российских противолодочных кораблей, не до смеха. Оступиться из-за глупости экипажа может любой, а вот получить в борт противокорабельной ракетой или залп из скорострельной пушки будет уже не весело. А это «Фритьофу» по силам. И это еще вопрос, кто из пары проект 11356 - «Фритьоф Нансен» заберет море в случае прямого столкновения.

Наследники легенд

Что выйдет, если скрестить испанский корпус и силовую установку, американские радары и итальянские орудия, и все это назвать именем норвежского исследователя моря и севера? В результате такого кровосмесительного интернационала и получится серия норвежских фрегатов «Фритьоф Нансен». Эта скандинавская гроза подводного флота и небольших надводных кораблей с 2006-го начала приходить на смену морально и физически устаревших лодок типа «Осло».

Всю пятерку норвежских пенсионеров удалось списать за пятилетку - теперь от «Осло» остались одни воспоминания в виде музея «Нарвик» в Хортене.

Фрегаты серии «Фритьоф Нансен» оказались вдвое крупнее и тяжелее престарелых «Осло». Да и вообще мало что было взято от предшественника.

В пяти тысячах тонн водоизмещения скрывается приличный ракетно-пушечный арсенал, передовая радиолокация, средства РЭБ и куча электроники поменьше. И все это накрыто якобы радио неприметным футуристического вида корпусом.

История «зачатия» российских фрегатов проекта 11356 сильно отличается от норвежских коллег. Наши кораблестроители не стали полностью отказываться от легендарного предшественника - сторожевого корабля проекта 1135 «Буревестник».

Чертежи сторожевиков, нарезавшие морскую пену еще с начала 70-х, решили серьезно доработать: модернизировали силовую установку, бортовое оборудование и вооружение. В итоге Россия получила новый корабль в хорошо узнаваемом советском обличии, но уже под Андреевским флагом.

Однако ошибочно думать, что мы пошли на шаг модернизации якобы устаревшего проекта от нужды. В свои годы «Буревестник» был эдаким прорывом - он совместил в себе мощь больших противолодочных кораблей и маневренность малых проектов.

Удачная конструкция, помноженная на передовые по тем временам средства обнаружения и ударных огневых систем, делали из него универсального бойца. Не только атомные субмарины натовцев, но и надводная морская «посуда» предпочитали обходить «Буревестник» от греха за сотни кабельтовых. Да и побег еще не значил спасение - Страна Советов «наклепала» полсотни «Буревестников» и шанс нарваться на другого советского «хищника» был велик. 

Упор на газотурбинных «лошадей»

Ребенок европейского интернационала «Фритьоф Нансен» внешне почти полностью списан с испанского фрегата типа «Альваро де Базан». Но и этот идальго несет корпус, созданный руками немецких и голландских корабелов. Корпус выполнен из крепкой стали марки AH-36 - она легко выдержит обстрел из мелкого и среднего артиллерийского калибра. А вот ракетный «Калибр» для нее приговор - трудно даже предположить, что может остаться от мощной российской ракеты.

Жизненно важные отсеки и помещения укрыты огнеупорным кевларом. Корпус и надстройки покрыты краской-«невидимкой» - норвежский фрегат имеет неплохие стелс-показатели.

Корпус российского многоцелевого сторожевого корабля полубачный, вместе с надстройками закатан в бронированную сталь.

Так что и наш сторожевик способен выдержать артудары врага. Корабль неплохо защищен от оружия массового поражения - экипаж может относительно спокойно выйти из радиоактивного или биологического заражения.

Россиянин в споре за незаметность тоже неплох. Маневры в Средиземноморье в 2016 году и ракетный удар по террористам в Сирии показали: у кораблей проекта 11356 неплохой шанс «не засветиться» на радарах.

«Фритьоф Нансен» больше и тяжелее российских кораблей проекта 11356. 132 метра норвежской стали против 125 российской. Впрочем, водоизмещение в 5 тысяч тонн скандинаву прыткости в сравнении с нашим проектом 11356 не добавляет. Спарка газовой турбины «General electric» вместе с парой испанских дизелей «Базан» дает 38 тысяч «лошадок» и разгоняет «Фритьофа» до 26 узлов. Российская газотурбинная пара М7Н1  ускоряет «Эссена» или «Григоровича» до рекордных 30 узлов. Но хватит ли этой скорости, чтобы уйти от огня вражеского фрегата?

Ударный интернационал норвежца

Корабли серии «Фритьоф Нансен» своему российскому конкуренту могут противопоставить целую россыпь «иностранцев». Из малого калибра - это 76,2-мм корабельная итальянская пушка 76 mm/62 Super Rapid. Ее дозвуковой, массой в 6 кг снаряд легко шьет гомогенную броню «жирнее» 200 миллиметров. Этого хватит, чтобы на расстоянии в восемь километров нашпиговать свинцом борт любого одноклассника.

Наверняка этим и продиктована большая популярность такой артустановки. Сингапур, Дания, Нидерланды и даже Канада охотно покупают итальянский Super Rapid.

В следующей весовой категории - противокорабельная ракета собственного производства NSM. Боеголовка в 300 килограмм взрывчатки на удалении до 185 километров способна огорчить любой корабль. Все, что легче водоизмещения в 5.000 тонн, скорее всего, обречено пойти на корм рыбам.

Следом идет тяжелая артиллерия США - целая обойма управляемых противолодочных RUR-5 ASROC плюс великие и  ужасные крылатые ракеты «Томагавк». Всего «Фритьоф» может разом отстрелять 64 боеголовки. Такой шквал огня даже от одного корабля способен разметать половину морской группировки врага.

Железнобокое тело «Фритьофа Нансена» от удара с воздуха прикрывает 32 зенитно-управляемые ракеты RIM-162 ESSM и RIM-7 Sea Sparrow. Без потерь по скандинаву с неба не ударить.

Но залп ракет или очередь из пушки без средств обнаружения - это обреченный удар в «молоко». Слепому льву когти не помогут. На этот случай норвежцы для своих «Фритьоф Нансен» велосипед изобретать не стали - закупили у США проверенную боями радиолокационную станцию AN/SPY-1F.

Американец является сердцем основой боевой информационно-управляющей системы «Иджис».  Он рыщет цели по азимуту, захватывает и сопровождает. Если нужно - самостоятельно наведется на супостата, останется только нажать на спуск. Одновременно может вести 250 объектов, а обстреливать всего 20. Чем ответит на такую заявку российский проект 11356?

«Калибр» как решающая сила

Для сумрачного скандинавского морского воина у российского проекта 11356 со старта неприятный сюрприз. Это 100-мм артиллерийская система А-190. Ее снаряд подобно дыроколу со средних дистанций легко пробивает корабельные борта. А-190 поддерживает две шестиствольные скоростные пушки АК-630М 30-мм калибра. Они крошат в капусту всю мелочь, что подбирается ближе четырех километров. Впрочем, и «Фритьофу» не стоит попадать под их огонь - скорострельность в 5.000 выстрелов в минуту может зажалить до смерти.

Следом идет пара минно-торпедных аппаратов ПТА-53. Модель старая, но проверенная временем - даже выпущенные в 60-х 533-мм советские торпеды вряд ли кто-то в здравом уме захочет получить в борт.

Если торпед окажется недостаточно, то в бой вступит противолодочный морской бомбомет РБУ-6000. Его цель - подводные лодки, глубоководные аппараты с диверсантами и вражеские торпеды. Залп из двенадцати 212-мм бомб способен вычистить все вокруг на глубине до 450 метров.

От ударов с воздуха корабли проекта 11356 прикрывает зенитно-ракетный комплекс средней дальности «Штиль-1». Адаптированная к морскому бою сверхзвуковая ракета от комплекса «Бук» 9М317. Шестикилограммового заряда и сотни осколочных элементов достаточно, чтобы отбить всякую охоту подлетать ближе 50 километров.

Десертом-аннигилятором у российских сторожевых кораблей проекта 11356 выступает ракета «Калибр». Причем российские сторожевики несут сразу несколько вариаций: от противолодочных ракет до тактических ударных зарядов.

На что способны эти боеголовки, мир узнал в ноябре 2016-го. Тогда несколько кораблей проекта 11356 из Средиземного моря ударили «Калибрами» по террористам в Сирии. Запрещенная в России террористическая группировка «Джебхат ан-Нусра» понесла такие потери, что пришлось приходить в себя еще несколько месяцев. В июне 2017-го сторожевики проекта 11356 «Адмирал Эссен» и «Адмирал Григорович» для экстремистов провели урок повторения - несколько залпов уничтожили остатки укрытий, складов и баз снабжения террористов.

В нашем гипотетическом противостоянии факт таких ударов с моря мгновенно выводит вперед корабли российского проекта 11356. Ничем похожим морские скандинавы серии «Фритьоф Нансен» похвастаться не могут. Все, на что они сподобились - это дальнее сопровождение в 2016 году авианосной группировки во время похода «Адмирала Кузнецова» к сирийским берегам.

Вывод

Это покажется невероятным, но даже после успешных ударов по головам террористов, решение о строительстве многоцелевых сторожевых кораблей этого типа до сих пор вызывает неоднозначную реакцию. Аргумент недовольных - российский флот заказал фрегаты сразу двух типов: проекта 22350 и 11356-го. Такое «разнотипье», по их мнению, приводит к ненужным расходам на содержание и ремонт.

Однако именно боевое применение и последующая реакция на их «сирийский» боевой поход доказала - такие корабли нужны современному российскому флоту. Вдохновились проектом 11356 и в Индии. Наши коллеги по БРИКС уже закупают наши сторожевики. Они их называют F40 «Talwar». Но под этой вывеской трудно не разглядеть чисто русского морского богатыря проекта 11356.

В итоге в нашем противостоянии, казалось бы, наметился удовлетворяющий всех паритет. Мореходные качества, технологии стелс и даже электроника - на уровне. Однако в нашем споре все решил залп «Калибром». Такую ударную мощь норвежский «Фритьоф» даже с хвалеными «Томагавками» предложить не может. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама