Руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова.

Елена Гуськова: «Каждый сербский крестьянин считает, что может управлять страной»

Руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН, доктор исторических наук о том, что сейчас происходит в Сербии, как США пытаются свергнуть президента Александра Вучича, почему нужно помнить о бомбардировках Югославии, а также о настоящем и будущем Сербии
25 апреля 2019, 11:05
Реклама
Елена Гуськова: «Каждый сербский крестьянин считает, что может управлять страной»
© guskova.info
Руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова.
Читайте нас на: 

«Срежиссированное» движение протеста

- Недавно вы вернулись из Белграда. Как раз в это же время все СМИ сообщали о агрессивных протестных акциях, о насилии, о том, что разъярённые сербы готовы разрушить город. Но что на самом деле происходило в сербской столице? Чувствовалась ли какая-то напряжённость?

- Я следила за протестами ещё до своей поездки, когда находилась в Москве. И у меня уже сложилась определённая точка зрения об этом, но когда я приехала в Белград, то не почувствовала никакой напряжённости. Дело в том, что протесты вышли сейчас на регулярную основу: сербы выходят раз в неделю, по субботам. И всё проходит достаточно мирно и спокойно, без каких-либо столкновений и актов насилия. Исключением стало 16 марта, когда протестующие решили перейти к более радикальным методам и вошли в здание сербского телевидения. Именно вошли, они не штурмовали здание, но тогда не обошлось без арестов. На следующий день протестующие уже встали около здания, где находился президент Александр Вучич, и выдвинули свои требования. Они хотят, чтобы президент покинул свой пост как можно скорее.

Участники митинга оппозиции в Белграде. Протестующие требуют отставки президента и членов кабинета министров.
© РИА Новости
Участники митинга оппозиции в Белграде. Протестующие требуют отставки президента и членов кабинета министров.

- Что  собой представляет это протестное движение? Это недовольные политикой президента граждане или, скорее, оппозиционные силы?

- Нынешнее протестное движение довольно интересное. Мне кажется, что оно очень напоминает заранее подготовленное, «срежиссированное» движение, созданное специально для смены власти в Сербии. Как известно, этим приёмом очень хорошо владеют в США и часто используют его для избавления от неугодных политиков. В частности, на Балканах этот приём был использован впервые в октябре 2000 года. Тогда, после бомбардировки Югославии, американцам срочно понадобилось избавиться от непослушного, упрямого и, что самое главное,  непредсказуемого для США  президента Сербии - Слободана Милошевича. И им это удалось.

Зачастую США организовывали такие протесты во время выборов, когда легче организовать провокацию или сместить неугодного лидера, не вызывая никаких подозрений. Но сейчас, видимо, сербский лидер не устраивает американцев потому, что затянул вопрос признания независимости Косова, поэтому протестующие, под руководством западных сил, выступают с лозунгами свержения нынешней власти.

- Неужели это так очевидно? В чём это выражается?

- Если бы это действительно были народные протесты, то логично было бы ожидать от людей вопросов, которые волнуют население Сербии сейчас. Это касается социальных, в первую очередь - пенсионных, проблем, вопросов трудоустройства и так далее. Всё это усугубляется проблемами с нелегальными мигрантами, которые заполонили страну. При этом слишком мало внимания протестующие уделили косовскому вопросу, а ведь это сейчас - самая большая проблема Сербии.

Вообще - это разношёрстное движение. В него входят и сторонники НАТО, и сторонники России, и те, кто не определился с выбором. И при этом они организованно стремятся свергнуть Вучича. Всё это говорит о том, что протестное движение регулируется извне.

Правительство активно призывает лидеров протестующих сесть за стол переговоров, но они это не станут делать, так как у них есть чёткая задача - показать президенту, что его можно легко лишить власти.

Задача протестующих - показать президенту, что его можно легко лишить власти.
© РИА Новости
Задача протестующих - показать президенту, что его можно легко лишить власти.

Откуда у американцев албанская грусть

- Очевидно, возникает вопрос: кому это нужно и зачем?

- Всё очень просто - Европе и США необходимо, чтобы Вучич продолжил прерванные ранее переговоры о независимости Косова и Метохии. Если вспомнить историю, то в 2013 году уже было подписано Брюссельское соглашение, согласно которому была установлена чёткая граница между Сербией, с одной стороны, и Косово и Метохией, с другой. Установлены пограничные пункты, оформляются пропускные документы. Тогда, в ходе переговоров, сербы сделали очень много уступок албанцам, но не было сказано самого главного: никто не произнёс такого важного для Косова и Метохии слова - независимость. Поэтому переговоры продолжались.

Сейчас переговорный процесс приостановлен. Албанцы предпринимают ряд мер для ускорения процесса признания независимости, но внутри Косова и Метохии они никак не могут дипломатически разрешить свои проблемы с сербами, проживающими на этой территории.

Просто албанцы не привыкли договариваться, да и не умеют толком. Более привычные для них методы - это террор: убийства, похищения, запугивание.

Более того, всё усугубилось, когда Хашим Тачи, президент Республики Косово, приезжал на север Косова и доказывал проживающим там сербам, что это - территория албанцев. Последний шаг - увеличение пошлин на сербские товары ровно в 100 раз. Это стало началом конца для торговых отношений между Сербией и Косово.

Для Вучича пошлины стали поводом прервать переговоры, он открыто заявил, что продолжит переговоры только после того, как Тачи отменит эти пошлины.

Но США и Европа недовольны решением упрямого Вучича, поэтому они используют протестное движение, которое будет оказывать дополнительное давление на президента. Сейчас намечается поездка в Берлин, которая может повлиять на косовские переговоры. Но Вучич подчеркнул, что готов обсуждать косовский вопрос только после консультаций с представителями других стран, включая Россию, Германию и Францию. Если это не сработает, и переговоры не продолжатся, то протесты могут в дальнейшем приобрести более радикальные формы - и тогда, возможно, насилия не избежать.

Президент Сербии Александр Вучич и Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.
© nato.int
Президент Сербии Александр Вучич и Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.

- А куда сейчас склоняется Сербия? К Востоку или Западу?

- Пока Вучич всё ещё пытается усидеть на двух стульях. Все ожидают, что когда-нибудь он определится с позицией, которая поможет Сербии добиться экономической и политической стабильности. Пример такой неопределённости можно наблюдать, например, в военной сфере. Формально Сербия является нейтральной страной, но на самом деле заключено большое количество военных договоров с НАТО и США. НАТО поставляет значительное количество оружия в Сербию, проводятся совместные военные учения. С Россией же заключён только один договор, и уровень военной поддержки с нашей стороны гораздо более низкий.

Если же Сербия захочет вступить в Евросоюз, то от неё могут потребовать сначала вступить в НАТО, что означает разрыв любых отношений с Россией. Но Вучич пока не решается на это, он не готов лишаться поддержки России, которая может помочь в критической ситуации. И пока ему удаётся успешно лавировать между Россией и США.

- Как складываются отношения России с бывшими союзными республиками: с Черногорией, Республикой Северная Македония, Словенией, Хорватией? И республик между собой?

- С Черногорией сейчас всё сложно. Когда Черногория вышла из состава Сербии в 2006 году, это серьёзно подорвало отношения двух стран. И они не восстановились до сих пор. Соответственно и у России наблюдается период охлаждения с Черногорией в связи с её вступлением в НАТО. Со Словенией и Хорватией, которые стали членами ЕС и НАТО, у России отношения, скорее, нейтральные, прагматические, основываются на экономическом сотрудничестве в ряде областей. А вот между собой страны бывшей Югославии сотрудничают, прежде всего по линии торговли. В целом динамку развития этих отношений нельзя назвать положительной. Только между Сербией и Республикой Сербской (Босния и Герцеговина) продолжают сохраняться дружественные отношения.

Что касается Республики Северная Македония, то она вышла из состава Югославии достаточно мирно, и это не создало серьёзных проблем. Однако в Македонии испугались, что Сербия может захотеть вернуть себе утраченные территории, поэтому Македония пригласила НАТО прийти в страну и помочь с вопросами безопасности. А Россия дипломатическую активность не проявляла. В стране осложнились отношения с албанцами, требующими расширения своих прав, и НАТО решала эти проблемы, помогая албанцам, а не македонцам. Страна сама при поддержке ЕС решила вопрос названия Македонии, и теперь ей открывают двери в НАТО. Как видим, бывшие республики Югославии восстановили свои отношения, налаживают экономическое сотрудничество и торговлю, но эти отношения не достигли желательной толерантности и открытости. Руководство балканских стран готово к диалогу, но этот путь тернист, не все ещё могут встать на него без предварительных условий.   

«У Сербии хорошее будущее. С Россией»

- К 20-й годовщине бомбардировки Югославии в прокат вышел фильм «Балканский рубеж». Вы смотрели этот фильм? Насколько он реалистичен?

- Я много знаю об этих событиях. Несколько лет назад у меня вышла книга «Агрессия НАТО 1999 года против Югославии и процесс мирного урегулирования», посвящённая конфликту в Югославии. Фильм «Балканский рубеж» мне очень понравился. Там, конечно, есть некоторые художественные допущения и расхождения с реальными событиями, но, я думаю, режиссёр фильма имеет на это право. В целом фильм действительно реалистично показывает события в Югославии в 1999 году. Особенно ярко показаны эпизоды занятия приштинского аэродрома. Некоторые моменты показались мне немного недосказанными, авторы сгладили моменты противостояния российских и западных военных, например, выход российского батальона из Сараево, принятие решения по движению колонны. Но это никак не влияет на наши эмоции. У всех пробуждается чувство гордости за наших десантников и их сербских братьев.

Российско-сербская творческая команда представляет фильм «Балканский рубеж».
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Российско-сербская творческая команда представляет фильм «Балканский рубеж».

Я также наблюдала за реакцией сербов на этот фильм. Премьера состоялась в годовщину бомбардировки и проходила в огромном зале на 4.000 мест. Однако билеты достать было невозможно, все в Сербии мечтали увидеть этот фильм и раскупили билеты заранее. Во многих эпизодах фильма люди вставали и аплодировали, плакали, а после показа они говорили, что благодаря этому фильму каждый серб узнал, как много сделала Россия для их страны.

Фильм однозначно вызывает патриотические чувства, и я думаю, что он мотивирует многих узнать побольше о тех событиях, об участии России.

Мало кто знает, что на территории расположения российского батальона в Косове четыре года существовал большой клинический центр. Российские врачи тогда помогали всем пострадавшим - и сербам, и албанцам, и «натовцам». Более того, этот центр был признан лучшим медицинским учреждением в распоряжении сил НАТО.

Так что фильм действительно полезный и показывает, как можно было бы решить многие балканские проблемы, начиная с 1991 года, - благодаря помощи и поддержке России.

- Как складываются сегодня отношения Сербии и России?

- У России и Сербии однозначно хорошие отношения практически на всех уровнях. Сербия - одна из немногих стран в Европе, которая открыто выступает против антироссийских санкций, у нас открытые таможенные границы и постоянно растущий товарообмен.

Но есть одно «но»: у России нет чёткой стратегии по Сербии, в частности, и на Балканах - в целом. Мы не знаем, какую политику стоит проводить в отношении Черногории, Боснии и Герцеговины. Мы не знаем, как работать с Македонией - теперь Республика Северная Македония, вступающая в НАТО. Отсутствие стратегии влияет и на тактику развития наших отношений, что может завести их в тупик.

Также меня беспокоит стремительное убывание православных народов с Балканского полуострова. Сегодня в этом, дружественном для нас, православном блоке остались лишь Сербия, Босния и Герцеговина. И России важно сохранить их поддержку, но для этого надо знать, что делать на Балканах. Я уверена, что у Сербии - хорошее будущее, но достигнет она его только с помощью России.

Все как один - место президента может занять любой серб.
© flickr.com
Все как один - место президента может занять любой серб.

- Вернёмся к началу нашего разговора. Если, в теории, протестующие смогут свергнуть Вучича, кто может занять его место? Есть ли достойный кандидат на место президента Сербии?

- В первую очередь, я уверена, что протесты не смогут вынудить Вучича покинуть свой пост. В крайнем случае, он может организовать досрочные парламентские выборы. А у движения нет достаточных сил, чтобы «убрать» президента. Но, тем не менее, достойный кандидат всегда найдётся. Особенность сербской нации в том, что место президента может занять любой серб. Каждый сербский крестьянин считает, что может управлять страной. У Александра Вучича тоже нет политического образования, однако это не мешает ему быть президентом. Томислав Николич, предыдущий президент, вообще не имел высшего образования, однако ему также удалось стать лидером страны.

Если посмотреть на лидеров оппозиционеров, то среди них выделяется Вук Еремич, бывший министр иностранных дел, который, очевидно, стремится к тому, чтобы занять пост президента Сербии.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама