«Ахиллесова пята» армии США
В апреле 2019 года на Ближнем Востоке Национальная гвардия завершила операцию по ротации войск. Как сообщало издание Defence News, это было «самое крупное развёртывание Национальной гвардии за последние 10 лет»: 3.500 солдат из 155-й дивизии Национальной гвардии в рамках стратегической операции «Спартанский щит» с июля 2018 года по март 2019 года завершили перебазирование из своих гарнизонов в штатах Миссисипи и Канзас. Логистическая операция заняла 10 месяцев, в том числе 45 дней, потраченных на учебно-боевую подготовку в Форте Блисс, где солдат готовили к «особенностям службы» на Ближнем Востоке.
Логистика в «загоне»
Безусловно, такая ротация нацгвардии, которая не входит в состав войск быстрого реагирования, в не угрожаемый период выглядит в пределах нормы, в угрожаемый период - на это бы отводилось всего 90 дней. К тому же меньшая часть военнослужащих 155-й дивизии Национальной гвардии до начала ротации несли службу в Кувейте, Египте, Ираке и Сирии, поэтому остальных (большую часть) собрали в Форте Блисс, а уж потом начали передислокацию с военной техникой, полевыми штабами и пунктами связи к месту будущей службы. Военную технику везли морем, а солдат переправили самолёты транспортного командования США (TRANSCOM).
Казалось бы, рядовой случай, не требующий внимания, но за этим случаем кроется более глобальная проблема, которая назрела в вооружённых силах США. Имея сотни военных баз, разбросанных по всему миру, проблемы с логистикой выглядят довольно странно. Дело в том, что с 1991 года многое менялось в армии США - деньги выделялись на флот и авиацию, на перспективные виды вооружения, а новинками морского и воздушного транспорта, обеспечивающего межконтинентальную переброску войск, командование TRANSCOM долго не баловало.
Дело дошло до того, что сенатор Джон Маккейн, будучи главой комитета по вооружённым силам, заявил в сенате, что у США не хватает 10 кораблей, чтобы оперативно, как прописано в боевых наставлениях армии США, перебросить через океан две бригады в Европу. Средний возраст транспортных кораблей США составляет более 40 лет, более 60% - не привлекались к военным учениям, из 27 транспортных кораблей, находящихся в составе ВМС США, девять будут списаны до 2025 года.
Осознание того, что логистика является важным элементом всех военных стратегий, благодаря которой армия США сможет быстро реагировать на угрозы, пришло только в 2014 году, когда была опубликована концепция The U.S.Army Operation Concept: Win in a Complex World 2020-2040 («Концепция армии США: победа в сложном мире 2020-2040 гг.»). В этой концепции сухопутным войскам отводится главная роль по сдерживанию растущей военной мощи России и Китая. При этом обеспечение (военная логистика) готовности U.S.Army к войне с сильным противником должно соответствовать главному требованию: «быстрое и эффективное развёртывание войск с целью обеспечения контроля над конкретной территорией».
Как обеспечить межконтинентальную переброску войск
Как известно, быстрее всего развёртывание войск может обеспечить военно-транспортная авиация, но у неё есть существенные ограничения. Так командующий TRANSCOM генерал Даррен МакДью в мае 2017 года заявил, что максимум, на что способны стоящие на вооружении военно-транспортные самолёты С-5 и С-17, - это на оперативную переброску одной механизированной бригады из США в Южную Корею в течение тридцати дней. Есть ещё одна проблема, о которой говорил генерал, - 90% данных, которыми оперирует TRANSCOM при совершении операций снабжения в интересах армии США, находятся на серверах коммерческих компаний. Ясно, что кибербезопасность в этом случае отсутствует «совсем».
Пересмотр роли самолётов TRANSCOM в обеспечении глобального присутствия армии США в любой точки мира началось в 2012 году, когда был опубликован документ - Sustaining U.S. Global Leadership. Priorities for 21st Century Defense («Удерживая глобальное американское лидерство. Приоритеты военного строительства в XXI веке»). На основе этого документа, выдвигавшего требования к ВВС США, в 2014 году был подготовлен доклад министра обороны Чака Хэйгела Quadrennial Defense Review («Состояние и перспективы развития вооружённых сил США»), в котором ВВС США и TRANSCOM, в частности, ставилась задача обеспечения высокой глобальной мобильности американской армии.
По мнению стратегов из Пентагона, высокая глобальная мобильность позволит ВВС США быстро перебрасывать воинские формирования в любую точку земного шара в сжатые сроки. Повышение мобильности и быстроты реагирования - это ответ на внезапные изменения в мировой обстановке и залог успешного ведения боевых операций локального и глобального масштаба. При этом самолёты TRANSCOM должны обеспечить бесперебойное снабжение войск военной техникой, боеприпасами, медикаментами и другими средствами жизнеобеспечения. Программным документом развития ВВС США на 30-летний период стала стратегия America's Air Force: A Call to the Future («Американские ВВС: вызов будущему»), опубликованная в июле 2014 года.
Справка
С конца 2014 года в бюджете Пентагона статьи расходов на увеличение потенциала ВВС США и военно-транспортной авиации, в частности, значительно выросли.
Так, было выделено свыше 1,1 млрд долларов на модернизацию 52 самолётов С-5В Galaxy до версии С-5М Super Galaxy, помимо этого на закупку новых самолётов для сил специальных операций (ССО) будет истрачено 963,5 млн долларов. В программе закупки значатся самолёты АС/МС-130J, МС-130Е/Р, АС-130Н, CV-22 Osprey, так же авиапарк ССО будет полностью отремонтирован - на ремонт 72 самолётов выделено 574,3 млн долларов.
Всего глобальная программа обновления и увеличения самолётного парка TRANSCOM предполагает поставки к 2025-2040 годам более 300 стратегических транспортных самолётов (С-17 Globemaster III и С-5 Galaxy) и более 500 тактических военно-транспортных самолётов С-130 Hercules различных модификаций. В особый период в мобилизационных интересах Пентагона могут быть привлечены свыше 1.000 самолётов гражданских авиакомпаний, 800 из которых могут осуществлять межконтинентальные грузовые и пассажирские перевозки.
Важным элементом мобильности ВВС США, обеспечивающим межконтинентальную переброску войск, по-прежнему остаётся дозаправка в воздухе, но существующий парк устаревающих самолётов-заправщиков КС-135 Stratotanker необходимо менять. В транспортно-заправочной авиации насчитывается более 400 стратегических транспортно-заправочных самолётов (ТЗС) КС-135 и КС-10 Extender, все они будут постепенно заменяться на новый КС-46А Pegasus, созданный на базе самолёта Боинг 767. Группировка ТЗС, полностью обеспечивающая мобильность ВВС США, возрастёт до 630 самолётов КС-46А к 2040 году.
Модернизация систем управления и контроля
Естественно, всей этой «воздушной армадой» надо управлять. Такая задача будет возложена на обновлённую систему воздушного контроля на ТВД - TACS (Theater Air Control System), которая позволяет осуществлять планирование, контроль, выполнение совместных или многонациональных воздушных операций. Основными компонентами этой системы являются центр воздушных операций - АОС (Air Operations Center) и центр управления и контроля - CRC (Control and Reporting Center), которые взаимодействуют с системами AWACS (Airborn Warning and Control System - «система дальнего радиолокационного обнаружения и управления») и JSTARS (Joint Surveillance Target Attack Radar System - «единая радиолокационная разведывательная система»).
Помимо систем управления и контроля воздушного движения ВВС США модернизации подвергнутся авиационные базы, которые находятся на ТВД в Европе и Юго-Восточной Азии. Как показали прошедшие военные учения в Европе - Joint Forcible Entry, Baltops, Summer Shield, Saber Strike и Trident Juncture, существующие авиабазы не отвечают требованиям военной логистики будущих конфликтов. Дело в том, что переброска войск с запада на восток оказалась сложной, затратной и долговременной задачей.
Трудности возникали с дорогами, мостами, портами, железнодорожными путями и бюрократическими препонами в странах Евросоюза, единственно, только в ФРГ и Польше оказалось наименьшее количество «трудностей», поэтому Германия и Польша в планах Пентагона становятся территориями, через которые пройдут все стратегические трассы военной логистики для обеспечения мобильности армии США на европейском ТВД.
Уже сейчас завершается строительство логистической военной базы у села Повидз (Польша), она станет важным логистическим центром, обеспечивающим боевые действия войск НАТО в Прибалтике, на севере Европы, а также в Болгарии и Румынии. Американская база «Рамштайн» (Германия) будет расширяться с целью приёма большего количества самолётов TRANSCOM, помимо этого собственный авиапарк базы будет обновлён - в скором времени там появятся 14 новых самолётов C-130J.
Руководство штабов европейских стран НАТО в настоящее время сосредотачивает основные усилия на модернизации и строительстве военно-транспортных и транспортно-заправочных самолётов, а также транспортных вертолётов. В соответствии с разработанными планами семь стран - Бельгия, Великобритания, Германия, Испания, Люксембург, Турция и Франция - в период с 2009-го по 2021 год должны приобрести для национальных ВВС свыше 160 широкофюзеляжных военно-транспортных самолётов Airbus A400M Atlas (пока в войсках НАТО числятся 62 новых транспортных самолёта).
Как видно из всего перечисленного, планы на будущее у военно-транспортной авиации США и стран НАТО - грандиозны. Безусловно, планы и проекты гладко выглядят на бумаге и ярко - на презентации. В жизни же, а тем более во время современной общевойсковой операции в масштабах локального или глобального конфликта всё будет иначе.
Не зря командование Министерства обороны России делает ставку на комплексы ПВО и РЭБ, на гиперзвуковые ракетные комплексы средней и межконтинентальной дальности, а также на средства стратегической разведки, которые логистические операции вероятного противника держат под контролем.
При этом наши вооружённые силы продолжают совершенствовать свои навыки в военной логистике. Прошедшие учения «Запад-2017» и масштабные «Восток-2018» показали, что наши вооружённые силы справились с этой задачей на «отлично».