Пентагон ставит задачу обеспечить высокую глобальную мобильность вооружённых сил.

«Ахиллесова пята» армии США

Пентагон ставит задачу обеспечить высокую глобальную мобильность вооружённых сил, чтобы быстро перебрасывать воинские формирования в любую точку земного шара в сжатые сроки
Реклама
 «Ахиллесова пята» армии США
© af.mil
Пентагон ставит задачу обеспечить высокую глобальную мобильность вооружённых сил.
Читайте нас на: 

В апреле 2019 года на Ближнем Востоке Национальная гвардия завершила операцию по ротации войск. Как сообщало издание Defence News,  это было «самое крупное развёртывание Национальной гвардии за последние 10 лет»: 3.500 солдат из 155-й дивизии Национальной гвардии в рамках стратегической операции «Спартанский щит» с июля 2018 года по март 2019 года завершили перебазирование из своих гарнизонов в штатах Миссисипи и Канзас. Логистическая операция заняла 10 месяцев, в том числе 45 дней, потраченных на учебно-боевую подготовку в Форте Блисс, где солдат готовили к «особенностям службы» на Ближнем Востоке.

Логистика в «загоне»

Безусловно, такая ротация нацгвардии, которая не входит в состав войск быстрого реагирования, в не угрожаемый период выглядит в пределах нормы, в угрожаемый период - на это бы отводилось всего 90 дней. К тому же меньшая часть военнослужащих 155-й дивизии Национальной гвардии до начала ротации несли службу в Кувейте, Египте, Ираке и Сирии, поэтому остальных (большую часть) собрали в Форте Блисс, а уж потом начали передислокацию с военной техникой, полевыми штабами и пунктами связи к месту будущей службы. Военную технику везли морем, а солдат переправили самолёты транспортного командования США (TRANSCOM).

Солдат Национальной гвардии переправляют самолёты Транспортного командования США.
© nationalguard.mil
Солдат Национальной гвардии переправляют самолёты Транспортного командования США.

Казалось бы, рядовой случай, не требующий внимания, но за этим случаем кроется более глобальная проблема, которая назрела в вооружённых силах США. Имея сотни военных баз, разбросанных по всему миру, проблемы с логистикой выглядят довольно странно. Дело в том, что с 1991 года многое менялось в армии США - деньги выделялись на флот и авиацию, на перспективные виды вооружения, а новинками морского и воздушного транспорта, обеспечивающего межконтинентальную переброску войск, командование TRANSCOM долго не баловало.

Дело дошло до того, что сенатор Джон Маккейн, будучи главой комитета по вооружённым силам, заявил в сенате, что у США не хватает 10 кораблей, чтобы оперативно, как прописано в боевых наставлениях армии США, перебросить через океан две бригады в Европу. Средний возраст транспортных кораблей США составляет более 40 лет, более 60% - не привлекались к военным учениям, из 27 транспортных кораблей, находящихся в составе ВМС США, девять будут списаны до 2025 года.

Средний возраст транспортных кораблей США составляет более 40 лет.
© navy.mil
Средний возраст транспортных кораблей США составляет более 40 лет.

Осознание того, что логистика является важным элементом всех военных стратегий, благодаря которой армия США сможет быстро реагировать на угрозы, пришло только в 2014 году, когда была опубликована концепция The U.S.Army Operation Concept: Win in a Complex World 2020-2040 («Концепция армии США: победа в сложном мире 2020-2040 гг.»). В этой концепции сухопутным войскам отводится главная роль по сдерживанию растущей военной мощи России и Китая. При этом обеспечение (военная логистика) готовности U.S.Army к войне с сильным противником должно соответствовать главному требованию: «быстрое и эффективное развёртывание войск с целью обеспечения контроля над конкретной территорией».

Как обеспечить межконтинентальную переброску войск

Как известно, быстрее всего развёртывание войск может обеспечить военно-транспортная авиация, но у неё есть существенные ограничения. Так командующий TRANSCOM генерал Даррен МакДью в мае 2017 года заявил, что максимум, на что способны стоящие на вооружении военно-транспортные самолёты С-5 и С-17, - это на оперативную переброску одной механизированной бригады из США в Южную Корею в течение тридцати дней. Есть ещё одна проблема, о которой говорил генерал, - 90% данных, которыми оперирует TRANSCOM при совершении операций снабжения в интересах армии США, находятся на серверах коммерческих компаний. Ясно, что кибербезопасность в этом случае отсутствует «совсем».

Ссамолёты TRANSCOM должны обеспечить бесперебойное снабжение войск военной техникой, боеприпасами, медикаментами и другими средствами жизнеобеспечения.
© af.mil
Ссамолёты TRANSCOM должны обеспечить бесперебойное снабжение войск военной техникой, боеприпасами, медикаментами и другими средствами жизнеобеспечения.

Пересмотр роли самолётов TRANSCOM в обеспечении глобального присутствия армии США в любой точки мира началось в 2012 году, когда был опубликован документ - Sustaining U.S. Global Leadership. Priorities for 21st Century Defense («Удерживая глобальное американское лидерство. Приоритеты военного строительства в XXI веке»). На основе этого документа, выдвигавшего требования к ВВС США, в 2014 году был подготовлен доклад министра обороны Чака Хэйгела Quadrennial Defense Review («Состояние и перспективы развития вооружённых сил США»), в котором ВВС США и TRANSCOM, в частности, ставилась задача обеспечения высокой глобальной мобильности американской армии.

По мнению стратегов из Пентагона, высокая глобальная мобильность позволит ВВС США быстро перебрасывать воинские формирования в любую точку земного шара в сжатые сроки. Повышение мобильности и быстроты реагирования - это ответ на внезапные изменения в мировой обстановке и залог успешного ведения боевых операций локального и глобального масштаба. При этом самолёты TRANSCOM должны обеспечить бесперебойное снабжение войск военной техникой, боеприпасами, медикаментами и другими средствами жизнеобеспечения. Программным документом развития ВВС США на 30-летний период стала стратегия America's Air Force: A Call to the Future («Американские ВВС: вызов будущему»), опубликованная в июле 2014 года.

Программа обновления и увеличения самолётного парка TRANSCOM предполагает поставки к 2025-2040 годам более 300 стратегических транспортных самолётов.
© af.mil
Программа обновления и увеличения самолётного парка TRANSCOM предполагает поставки к 2025-2040 годам более 300 стратегических транспортных самолётов.

Справка

С конца 2014 года в бюджете Пентагона статьи расходов на увеличение потенциала ВВС США и военно-транспортной авиации, в частности, значительно выросли.

Так, было выделено свыше 1,1 млрд долларов на модернизацию 52 самолётов С-5В Galaxy до версии С-5М Super Galaxy, помимо этого на закупку новых самолётов для сил специальных операций (ССО) будет истрачено  963,5 млн долларов. В программе закупки значатся самолёты  АС/МС-130J, МС-130Е/Р, АС-130Н, CV-22 Osprey, так же авиапарк ССО будет полностью отремонтирован -  на ремонт 72 самолётов выделено 574,3 млн долларов.

Всего глобальная программа обновления и увеличения самолётного парка TRANSCOM предполагает поставки к 2025-2040 годам более 300 стратегических транспортных самолётов (С-17 Globemaster III и С-5 Galaxy) и более 500 тактических военно-транспортных самолётов С-130 Hercules различных модификаций. В особый период в мобилизационных интересах Пентагона могут быть привлечены свыше 1.000 самолётов гражданских авиакомпаний, 800 из которых могут осуществлять межконтинентальные грузовые и пассажирские перевозки.

Важным элементом мобильности ВВС США, обеспечивающим межконтинентальную переброску войск, по-прежнему остаётся дозаправка в воздухе, но существующий парк устаревающих самолётов-заправщиков КС-135 Stratotanker необходимо менять. В транспортно-заправочной авиации насчитывается более 400 стратегических транспортно-заправочных самолётов (ТЗС) КС-135 и КС-10 Extender, все они будут постепенно заменяться на новый КС-46А Pegasus, созданный на базе самолёта Боинг 767. Группировка ТЗС, полностью обеспечивающая мобильность ВВС США, возрастёт до 630 самолётов КС-46А к 2040 году.

Новый транспортно-заправочный самолёт КС-46А Pegasus.
© af.mil
Новый транспортно-заправочный самолёт КС-46А Pegasus.

Модернизация систем управления и контроля

Естественно, всей этой «воздушной армадой» надо управлять. Такая задача будет возложена на обновлённую систему воздушного контроля на ТВД - TACS (Theater Air Control System), которая позволяет осуществлять планирование, контроль, выполнение совместных или многонациональных воздушных операций. Основными компонентами этой системы являются центр воздушных операций - АОС (Air Operations Center) и центр управления и контроля - CRC (Control and Reporting Center), которые взаимодействуют с системами AWACS  (Airborn Warning and Control System - «система дальнего радиолокационного обнаружения и управления») и JSTARS (Joint Surveillance Target Attack Radar System - «единая радиолокационная разведывательная система»).

Центр воздушных операций АОС (Air Operations Center).
© af.mil
Центр воздушных операций АОС (Air Operations Center).

Помимо систем управления и контроля воздушного движения ВВС США модернизации подвергнутся авиационные базы, которые находятся на ТВД в Европе и Юго-Восточной Азии. Как показали прошедшие военные учения в Европе -  Joint Forcible Entry, Baltops, Summer Shield,  Saber Strike и Trident Juncture, существующие авиабазы не отвечают требованиям военной логистики будущих конфликтов. Дело в том, что переброска войск с запада на восток оказалась сложной, затратной и долговременной задачей.

Трудности возникали с дорогами, мостами, портами, железнодорожными путями и бюрократическими препонами в странах Евросоюза, единственно, только  в ФРГ и Польше  оказалось наименьшее количество «трудностей», поэтому Германия и Польша в планах Пентагона становятся территориями, через которые пройдут все стратегические трассы военной логистики для обеспечения мобильности армии США на европейском ТВД.

Уже сейчас завершается строительство логистической военной базы у села Повидз (Польша), она станет важным логистическим центром, обеспечивающим боевые действия войск НАТО в Прибалтике, на севере Европы, а также в Болгарии и Румынии. Американская база «Рамштайн» (Германия) будет расширяться с целью приёма большего количества самолётов TRANSCOM, помимо этого собственный авиапарк базы будет обновлён - в скором времени там появятся 14 новых самолётов C-130J.

Американская военно-воздушная база «Рамштайн» в Германии.
© af.mil
Американская военно-воздушная база «Рамштайн» в Германии.

Руководство штабов европейских стран НАТО в настоящее время сосредотачивает основные усилия на модернизации и строительстве военно-транспортных и транспортно-заправочных самолётов, а также транспортных вертолётов. В соответствии с разработанными планами семь стран - Бельгия, Великобритания, Германия, Испания, Люксембург, Турция и Франция - в период с 2009-го по 2021 год должны приобрести для национальных ВВС свыше 160 широкофюзеляжных военно-транспортных самолётов Airbus A400M Atlas (пока в войсках НАТО числятся 62 новых транспортных самолёта).

Как видно из всего перечисленного, планы на будущее у военно-транспортной авиации США и стран НАТО - грандиозны. Безусловно, планы и проекты гладко выглядят на бумаге и ярко - на презентации. В жизни же, а тем более  во время современной общевойсковой операции в масштабах локального или глобального конфликта всё будет иначе.

Не зря командование Министерства обороны России делает ставку на комплексы ПВО и РЭБ, на гиперзвуковые ракетные комплексы средней и межконтинентальной дальности, а также на средства стратегической разведки, которые логистические операции вероятного противника держат под контролем.

При этом наши вооружённые силы продолжают совершенствовать свои навыки в военной логистике. Прошедшие учения  «Запад-2017» и масштабные  «Восток-2018» показали, что наши вооружённые силы справились с этой задачей на «отлично».

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама