«Прогресс» против Dragon: как долго может продлиться паритет надёжности и хай-тека
© Николай Румянцев/zvezdaweekly.ru
Гонка за космос «несётся» по планете со скоростью астероида.

«Прогресс» против Dragon: как долго может продлиться паритет надёжности и хай-тека

Спрос на транспортные российские космические корабли сокращается после успешного начала эксплуатации американских коммерческих. И в ближайшее время конкурентная борьба на рынке космических перевозок лишь усилится
07 июня 2019, 06:27
Реклама
«Прогресс» против Dragon: как долго может продлиться паритет надёжности и хай-тека
© Николай Румянцев/zvezdaweekly.ru
Гонка за космос «несётся» по планете со скоростью астероида.
Читайте нас на: 

Гонка за космос «несётся» по планете со скоростью астероида. И по лихости сюжета она может поспорить с лучшими творениями фантастов Айзека Азимова, Брэдбери и Шекли.

2019 год. Середина мая. Вашингтон. Миллиардер и глава Amazon Джефф Безос презентует миру новый аппарат для высадки на Луну. «Пришло время вернуться на Луну, чтобы остаться там всерьёз и надолго!» - бросает Безос журналистам.

Тем временем рывок к ночному светилу совершает уже Израиль. Самый маленький в мире луноход «Берешит» с копией древней Торы наперевес протаранил лунный грунт и разбился при посадке. Но Тель-Авив не расстроен, напротив - преподаёт миру это как сенсацию! А сами в безжизненных песках пустыни Негев уже смоделировали марсианский кратер в натуральную величину: шесть добровольцев там отрабатывают навыки проживания в автономном модуле. Руководители этой программы D-Mars Project уверены - одним из первых над красной планетой зазвучит иврит!

Кипит космическая работа и за Великой китайской стеной. Ещё в январе их аппарат «Чанъэ-4» успешно «прилунился» на обратной стороне Луны. Пока учёные взахлёб обсуждают сенсационные фото- и видеоматериалы, выдаваемые китайским «лунатиком», космоиндустрия КНР уже работает над зондами для Марса и даже для спутника Юпитера - Ганимеда.

Успех восточного дракона подхлёстывает соседнюю Индию. Взоры учёных с родины слонов устремились в сторону Солнца. Семь масштабных космических миссий, собственная станция, вот что анонсирует Дели. И тут же ставит «шах»: в планах Индии многоразовый корабль «Аватар» - всего через пятилетку!

В НАСА идут дальше: предлагают создать коллективную космическую оборону, якобы от внешних угроз - «отстрел» астероидов и даже крупных комет!

Но кто доставит массу модулей, спутников и станций в космос? Известный делец Илон Маск уже потирает руки - SpaceX охотно взвалит всё это на спины своих кораблей Dragon. Готовьте контракты, господа хорошие!

Впрочем, новомодному «Дракону» Илона Маска пока рано «навострять» крылья. У ветерана космоса - российского «Прогресса» - пороха ещё предостаточно. Просто так орбиту «отжать» у него не получится. Что сможет Dragon против «Прогресса»?

Рождённый в 1970-е

Грузовой корабль «Прогресс-1», ведомый ракетой-носителем «Союз», впервые пронзил небо над Байконуром в январе 1978-го. А заодно сотворил мини-революцию. В те годы космонавты не могли долго работать на орбитальных станциях - топлива, расходных материалов, даже воды и еды катастрофически не хватало. Советские инженеры видели выход только один - создать космический грузовик. И вот 22 января 1978-го Юрию Романенко и Григорию Гречко новенький «Прогресс» доставил несколько тонн жизненно важных грузов - воду, продукты, оборудование и кислород. Так Советский Союз вышел на новый уровень изучения космоса. 

22 января 1978-го Юрию Романенко и Григорию Гречко новенький «Прогресс» доставил несколько тонн жизненно важных грузов.
© energia.ru
22 января 1978-го Юрию Романенко и Григорию Гречко новенький «Прогресс» доставил несколько тонн жизненно важных грузов.

Вскоре транспортные модули научились приспосабливать под подсобные помещения станции - на орбите каждый полезный килограмм на счету.

За прошедшие сорок лет космический грузовик пережил несколько модификаций. Век первых «Прогрессов» был короток: доставка груза, отстыковка и - смерть в небесах. Использованные «грузовики» сгорали в верхних слоях атмосферы.

Потом пришли другие - побольше и понадёжнее. Вскоре на орбиту пошла космическая классика - модернизированный «Прогресс-МС». Теперь одного только топлива русский космический грузовик может доставить  орбитальной станции 2,5 тонны.

Выход на заданную орбиту обеспечивает автономная система навигации ГНСС ГЛОНАСС/GPS, а когда до цели останется менее 200 километров - активизируется аппаратура сближения «Курс». Обливаться потом, стыкуя корабль вручную, как это показали в известной кинокартине «Салют 6», уже не нужно. «Курс» сам проведёт точную стыковку, без людей, кислорода и давления - он не боится разгерметизации корабля. Не страшны стали и угрозы землян: в последних модификациях на «Прогресс» стали ставить электромагнитную защиту и радиоподавление, чтобы барражирующий рядом спутник-шпион внезапно не подкинул нашему «Прогрессу» фатальных помех.

«Шаттл» умер, да здравствует Dragon?

В США не видели смысла создавать свой «грузовик» - со снабжением их станции «Скайлэб» отлично справлялись вместительные корабли - «Аполлоны». Объём жилых отсеков составлял 13 «квадратов», и под груз отводилось до половины пространства. В постсоветские времена, когда заработала Международная космическая станция (МКС), проще и дешевле было купить местечко на российском «Прогрессе» либо отправить с грузом многоразовые челноки - «Атлантис», «Дискавери» или «Индевор».

Всё изменилось после свёртывания американской программы «Шаттл» в 2011-м. Поднимать грузы на орбиту с мыса Канаверал стало не на чем. Разработка собственного «грузовика» требовала миллиардных вложений, так раздражающих налогоплательщиков. НАСА нашло изящный выход из ситуации -  привлечь к проекту частников. В 2006 году агентство объявило о старте Commercial Resupply Program.

Тут-то, подобно чёртику из табакерки, и выскочил Маск со своими «Драконами»! Его проекты ракеты-носителя Falcon-9 («Сокол») и «грузовика» Dragon, который и конкурирует с нашим «Прогрессом», с блеском выиграли конкурс, сорвав 396 миллионов долларов, Илон сразу пустил их на модернизацию своего детища.

Подготовка шаттла «Дискавери» к последнему полету в космос.
© flickr.com
Подготовка шаттла «Дискавери» к последнему полету в космос.

Тут надо сделать пояснение: космический грузовик - «Прогресс» или Dragon - сам в космос не летает. Его поднимают на околоземную орбиту ракеты-носители. В России - это линейка «Союзов», а у Илона Маска - ракеты Falcon.

Через четыре года, в августе 2010 года, над заливом Морро, что на тихоокеанском побережье США, прошли первые успешные испытания. А 25 мая 2012-го новорождённый Dragon с рёвом поднялся в небеса над Флоридой и устремился к орбитальному модулю «Гармония». Полёт и стыковка прошли на «ура», и гармония в финансовом плане  установилась уже в отношениях НАСА и SpaceX: с Илоном заключили контракт на 1,6 млрд  долларов. Три года спустя его продлили, увеличив сумму до двух миллиардов.

Эти сделки, будто серпом, ударили по отечественной РКК «Энергия». Российская монополия на космические перевозки начала давать трещину. Если в предыдущие годы американцы покупали у нас шесть грузовых запусков в год, то уже в 2012-м заказ на «Прогрессы» был сокращён до четырех.

Опыт «Прогресса» и хай-тек «Дракона»

Увы, но «Драконы» Илона Маска нещадно «бьют» прославленный «Прогресс» ресурсом и заявкой на многоразовость. Плюс илонмасковский «грузовик» способен проработать на орбите  больше двух лет - 720 суток. Это вчетверо больше, чем у нашего «Прогресса». При этом Dragon универсален: после космической разгрузки он может «перевоплотиться» в полноценный сегмент орбитальной станции - лабораторию, склад, модуль жизнеобеспечения. «Прогрессу» это недоступно.

Грузоподъёмность тоже уже не наш «конёк» - российский ветеран может вывести на орбиту до 8 м³ груза общей массой 2,5 тонны. В «американца» можно загрузить целых 11 кубометров массой больше трёх тонн. Плюс у «Дракона» имеется вместительный негерметичный контейнер в хвосте. Туда легко утрамбовать любой негабарит объёмом до 14 «квадратов». Например, хрупкое научное оборудование сложной формы.

Однако «Прогресс» силён в доставке жидких грузов - воды или топлива. Зато в «Драконе» проще разместить что-то сухое и габаритное. К тому же наш «грузовик» лучше стыкуется: Dragon нужно притягивать к станции с помощью манипулятора, в то время как «умный» модуль «Прогресса» сам рулит процессом.

В «американца» можно загрузить целых 11 кубометров массой больше трёх тонн.
© flickr.com
В «американца» можно загрузить целых 11 кубометров массой больше трёх тонн.

Ещё одно веское достоинство «россиянина» с советским паспортом: сорокалетний послужной список - 163 успешных запусков и всего три - неудачных. У «американца» это соотношение - 19 к 1 за неполные девять лет эксплуатации. 

Однако преимущества многолетней службы и безотказности «Прогресса» легко бьёт главный «козырь» фирмы SpaceX. Dragon на сегодня - единственный корабль на планете, который доставляет грузы и на МКС, и обратно на Землю.  

Более того, в компании Маска научились возвращать не только сам «грузовик» «Дракон», но и ракету-носитель  Falcon-9, что не мешает и дальше совершенствовать оба образца. Так, в этом году SpaceX День космонавтики «отметила» успешным запуском уже тяжёлой ракеты-носителя - Falcon Heavy. Два боковых ускорителя благополучно вернулись на мыс Канаверал, а центральный усилитель приводнился в море. За новичком-тяжеловесом пока лишь два полёта, но когда процесс поставят на поток, тягаться с возвращающимися в целости и сохранности и готовыми к повторным стартам американскими «Соколами» будет сложно. 

Впрочем, в позиции «стоимость доставки на орбиту» старина «Прогресс» всухую «делает» молодого выскочку с полосатым созвездием на стяге. Согласно независимым подсчётам, полёт «Дракона» обходится НАСА примерно в 140 миллионов долларов, старт «Прогресса» - в диапазоне от шестидесяти до ста миллионов «зелёных». Да и цена выводимого на орбиту килограмма у нас - самая привлекательная, особенно если дело касается высот от 193 до 220 километров, называемых в космонавтике Низкой опорной орбитой.

Пока что «Прогресс» - безоговорочный лидер в деле космических перевозок.
© roscosmos.ru
Пока что «Прогресс» - безоговорочный лидер в деле космических перевозок.

На российском «Прогрессе» каждое кило обойдётся в «каких-то» 6,3-8,9 тысячи долларов. На мысе Канаверал за такой же килограмм в космосе с вас запросят уже от 12,5 до 18 тысяч. Маск на своём «Драконе» обещает сбросить цену до «смешных» 4,5 тысячи долларов, но пока космический хай-тек Илона из-за дороговизны технологии делают доставку на орбиту «золотой».

Время работает не на нас

Пока что «Прогресс» - безоговорочный лидер в деле космических перевозок: 163 успешных рейса на орбиту и самая привлекательная цена. У США, Евросоюза и Китая с Японией суммарно  грузовых стартов в четыре раза меньше, но ситуация в мире быстро меняется. В планах НАСА на следующее десятилетие - создать свой парк космических кораблей: кроме грузовых и пилотируемых «Драконов» SpaceX в него войдут CST-100, тестируемые сейчас на полигонах Boeing, лунно-марсианские «Орионы» от Lockheed Martin и уже конкурирующие с «Драконами» «Лебеди» (Cygnus), созданные в ангарах американского гиганта OSC.

«Высококвалифицированные американские фирмы едины в желании вернуть отправку человека в космос с территории США. Пора покончить с нашей зависимостью от России. Я приветствую инновации, тяжёлый труд и патриотизм!» - заявил экс-глава НАСА Чарльз Болден.

Конкурентная борьба на рынке перевозок сегодня высока. Демпинг Илона Маска, заявившего, что скоро он сможет поднять килограмм на орбиту за «какие-то» 4,5 тысячи долларов - лишь первый ход, на который непременно ответят могучие соперники.

Останемся мы среди игроков или станем сметёнными с доски пешками - зависит от инженеров и управленцев «Роскосмоса».

А пока у нас сложился любопытный паритет. С одной стороны - надёжный, обкатанный временем и космическими бурями «Прогресс», с другой - полный хай-тека и свежих инновационных идей Dragon Илона Маска с заявкой на многоразовость. Сегодня российский космогрузовик - лучше «Дракона», но если ничего не предпринять, то прогресс «съест» «Прогресс». Вот такой получается печальный каламбур под гул рокочущего Dragon.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама