Военная кафедра Эльбруса: штурм высоты не каждому даётся
Семь лет назад в центр «Терскол» прибыл первый набор курсантов для прохождения военной альпинистской подготовки. И хотя это был всего лишь начальный уровень науки высокогорья, выдержали его далеко не все. Треть прибывших пришлось списать по профнепригодности. Кто физически, а кто психологически не был готов встать на боевую горную тропу. Уже на следующие сборы прибыл народ с более глубокой мотивацией и задатками к альпинизму - командиры воинских частей услышали «кадровые» рекомендации спецов Центра горной подготовки и выживания.
С первых дней «военную кафедру Эльбруса», как терскольский центр иногда называют в войсках, возглавляет подполковник Андрей Минжиров.
Лейтенантская судьба направила выпускника Московского ВОКУ в войсковую разведку на Урал. Там и довелось осваивать азы горной подготовки. Продолжил он её начальником штаба, а потом и командиром разведбата в горно-стрелковой бригаде Южного военного округа на более крутых кавказских перевалах. В этой должности прошёл курсы инструкторов при Федерации альпинизма России.
Кавказ потребовал основательной горной подготовки, так что видение кого, как и чему учить у военного альпиниста Андрея Минжирова складывалось вполне чёткое. Подкреплялось оно и позицией специалистов по горной подготовке Управления физической подготовки и спорта вооружённых сил, которые разработали и внедряли обновлённую программу подготовки горных подразделений российских войск, в которой эльбрусской военно-альпинистской базе отводилось особое прикладное значение.
И уже за первый год в Терсколе сформировался крепкий костяк инструкторов и руководителей подразделений.
Бой на заоблачных высотах
Сначала специалисты центра взялись за основательное обучение войсковых инструкторов и командиров горных подразделений. В основу легла система индивидуальной высокогорной альпинистской подготовки. Качество при этом главенствовало над количеством. Нарабатывалась и методическая база: практически все специалисты центра с головой ушли в разработку руководства по горной подготовке в войсках, формирование программы прикладного обучения войсковых специалистов-горников и поэтапных сборов для курсантов военных вузов, имеющих эту направленность. В итоге сегодня по чёткому графику в войска поступают выпускники «военной кафедры Эльбруса», способные успешно вести бой и на заоблачных высотах. Всего эту прикладную науку прошли более 8 тысяч военных профессионалов.
Заместитель начальника управления физической подготовки и спорта Вооружённых сил РФ полковник Александр Украинец вспоминает, что именно «Терскол» тогда стал ведущей базой проведения военно-прикладных и спортивных горных состязаний армейских команд.
А сегодня значимой вехой в этой непростой организаторской работе стало проведение здесь в рамках «АРМИ» конкурсов «Эльбрусское кольцо» - теперь это популярные международные соревнования, участвовать в которых считают за честь военные альпинисты ближнего и дальнего зарубежья.
Эффект командной работы
Штатная численность «военной кафедры Эльбруса» невелика - четыре десятка военнослужащих, из них 8 - офицеры, остальные - прапорщики и сержанты контрактной службы. И, как пояснил заместитель начальника центра майор Сергей Резниченко, случайных людей среди них нет. Командиры отделений горной подготовки капитан Евгений Синельников и старший лейтенант Эльдар Аджиев - выпускники Военного института физической культуры. Имеют квалификацию инструкторов горной подготовки и инструкторов-методистов по альпинизму. Подобный уровень подготовки есть и у большинства их подчинённых. Поисково-спасательное отделение возглавляет старший лейтенант Михаил Петров.
Все инструкторы этого подразделения - обладатели жетона «Спасение в горах», который выдаётся после курса спецподготовки с практическим экзаменом.
Отделение небольшое - всего 7 человек, но у каждого есть квалификация инструктора горной подготовки, разряд по альпинизму и горным лыжам не ниже второго. За плечами у этих спецов по несколько горных восхождений высокой категории сложности. Учебно-методическое отделение ведёт планирование и систематизацию данных учебного процесса, его методический анализ. Весь личный состав отделения во главе с майором Чаримом Хацуковым тоже имеет инструкторскую квалификацию. На международных соревнованиях «Эльбрусское кольцо» мне довелось наблюдать работу специалистов центра в качестве посредника команд. Свою главную задачу - соблюдение безопасности в горах они выполняли довольно строго: замечено даже незначительное нарушение - стоп движение до полного устранения «косяка»!
Альпинистская связка - понятие вполне конкретное: ошибка одного ведёт к критической ситуации для остальных бойцов группы. И я понял, что имел в виду майор Резниченко, говоря об инструкторских навыках психоанализа. Слабое человеческое звено в группе любой инструктор центра после выполнения пары задач высчитывает безошибочно.
Инструкторская индивидуальность
Я попросил подполковника Андрея Минжирова познакомить меня с типичным инструктором Центра горной подготовки и выживания и услышал в ответ, что это весьма затруднительно, поскольку каждый из них - яркая индивидуальность. В чём и довелось убедиться при восхождении на Эльбрус, где мы познакомились с прапорщиком Юрием Кургановым. Мастер спорта и инструктор-методист по ски-альпинизму, кандидат в мастера по горнолыжному спорту, он пришёл в армию из инструкторской школы Федерации альпинизма. Квалификацию повышал на курсах Военного института физической культуры. Прошёл все 4 уровня по зимней и летней горной подготовке.
- Мне очень повезло в службе. Она удачно объединяет и спортивные увлечения, и профессию, и внутреннее ощущение её востребованности, - признался прапорщик Курганов.
Надо заметить, что штурм вершины Эльбруса по завьюженной погоде выдался нелёгким, но рядом с такой инструкторской индивидуальностью, как Юрий Курганов, уверенности в достижении цели заметно прибавлялось. И, наверное, подобное чувство испытывают многие бойцы учебных групп, которых выводят на заоблачные маршруты прапорщики Антон Васильев, Александр Коробов, Александр Вольвич и другие инструкторы терскольского центра. Таких маршрутов здесь - около трёхсот.
Каждый из них - натуральная полоса препятствий: перевалы, скальные, ледовые, осыпные и лавиноопасные участки, разные варианты переправ через горные реки. И к ней добавлены рукотворные испытательные рубежи: стрельбище, комплекс искусственных препятствий, на которых и отрабатываются множество элементов военно-альпинистской и горно-тактической подготовки.
Уже на первом уровне солдат-горник должен уметь грамотно использовать альпинистское снаряжение, распределить силы на горном марше, знать технику безопасных действий в горах, метнуть гранату вверх по склону так, чтобы она не вернулась ему под ноги, уметь оказать первую помощь пострадавшему товарищу и самому себе. Каждый следующий уровень - совершенствование горнострелковых навыков, вплоть до инструкторского, 4-го уровня.
Как считает подполковник Андрей Минжиров, само предназначение Центра горной подготовки и выживания предусматривает, что его спецы должны быть на голову выше любого войскового инструктора. Поэтому в процессе своей службы преподаватели «военной кафедры Эльбруса» гармонично развиваются и как наставники, и как тренеры-методисты, и как сильные альпинисты, и как умелые горные стрелки.