Евросоюз - Центральная Азия: не всё так просто, как кажется
© twitter.com/federicamog
Министерская встреча «Центральная Азия – ЕС» в Бишкеке.

Евросоюз - Центральная Азия: не всё так просто, как кажется

Политическое давление под видом сотрудничества на страны Центральной Азии откровенно напоминает попытку Евросоюза вернуться на шестьдесят-семьдесят лет назад, когда воля «белых господ» определяла политику заморских территорий, а блага от метрополий получали лишь самые лояльные колонии
22 июля 2019, 10:45
Реклама
Евросоюз - Центральная Азия: не всё так просто, как кажется
© twitter.com/federicamog
Министерская встреча «Центральная Азия – ЕС» в Бишкеке.
Читайте нас на: 

На очередной встрече в Бишкеке министры иностранных дел центральноазиатских стран обсудили с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини обновлённую «Стратегию ЕС - Центральная Азия», презентованную в столице Республики Киргизия в середине июня этого года. И хотя, как утверждают центральноазиатские политологи и эксперты, подробности этой встречи так и не были опубликованы, суть состоявшегося разговора ясна из содержания самой «Стратегии».

Новое - это незначительно изменённое старое

Несмотря на то, что Центральная Азия сохранила тесные связи с Россией, а большинство государств региона в той или иной степени вовлечены в интеграционные процессы, в которых задаёт тон РФ, Евросоюз не первый год проявляет интерес к ЦА. Например, в Казахстане компании из ЕС обогнали по объёму инвестиций своих и российских, и китайских, и американских конкурентов. Экспорт этой республики в Европу почти в пять раз превышает импорт из неё: например, за январь-сентябрь 2018 года экспорт РК в Европу составил $23,6 миллиарда, а импорт - всего $5 миллиардов. Пусть даже данный экспорт, в первую очередь, является сырьевым, но он позволяет Казахстану заработать валюту для закупки в других странах необходимые товары.

Предыдущая редакция упомянутой «Стратегии» была принята в 2007 году, и, естественно, произошедшие за 12 лет существенные изменения в политической и экономической ситуации не могли не потребовать её пересмотра. За прошедшее время не только ушли из жизни либо со своего поста такие знаковые фигуры, как Сапармурад Ниязов, Ислам Каримов, Нурсултан Назарбаев, но и коренным образом изменилась ситуация на границах региона.

Во-первых, исламские центральноазиатские республики испытывают риск столкнуться с агрессией со стороны крупнейшей террористической группировки «Исламское государство» (запрещена в Российской Федерации, - ред.), потерпевшей поражение в Сирии, Ираке и Иране и теперь перебазировавшейся в Афганистан.

Во-вторых, Китай приступил к реализации экономических мега-проектов «Новый Великий Шёлковый Путь» и «Один пояс - один путь», одним из ключевых звеньев которых является Центральная Азия.

Картинка
Евразийский Экономический Союз, в который вошли Казахстан и Киргизия, а Таджикистан заявил о возможности вступления в Таможенный союз ЕАЭС.

В-третьих, появилось межгосударственное объединение с названием Евразийский Экономический Союз, в который вошли Казахстан и Киргизия, а Таджикистан заявил о возможности вступления в Таможенный союз ЕАЭС.

В-четвёртых, Российская Федерация оказалась под санкционным давлением со стороны США и Евросоюза, и антироссийские санкции могут коснуться государств региона, сотрудничающих с Россией.

Всё это не могло не отразиться на европейских приоритетах сотрудничества с государствами Центральной Азии. И они, соответственно, были учтены в новой редакции «Стратегии».

Помощь с «задними мыслями»

Мы уже рассказывали о содержании новой редакции «Стратегии ЕС - Центральная Азия». Морковкой же, которую подвешивают перед носом осла, чтобы он шёл вперёд, послужило обещание помощи Брюсселя как в «интеграции центральноазиатских государств в мировую торговлю», так и в «усилении углубления регионального сотрудничества».

Конкретно: Могерини пообещала финансовую помощь странам Центральной Азии. В дополнение к 1 миллиарду евро, выделенному региону на период 2014 - 2020 годов, в Евросоюзе решили добавить ещё 72 миллиона. Из них 36 миллионов евро достанется Республике Киргизия, собирающейся при содействии ЕС запустить новую программу поддержки образовательного сектора. Европа даже не скрывает, что целью всех её образовательных программ в регионе является сокращение потока желающих получить образование в российских вузах. И это  даже не столько перенаправление денег, которые могли бы заработать на центральноазиатских студентах российские университеты и институты, сколько - попытка ослабить связи республик ЦА с Россией в образовательной, научной и, впоследствии, в производственной сферах.

Федерика Могерини на подписании соглашения о финансовой помощи Евросоюза Киргизии.
© twitter.com/federicamog
Федерика Могерини на подписании соглашения о финансовой помощи Евросоюза Киргизии.

Двадцать миллионов будет потрачено на строительство новой ГЭС «Себзор» в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, который с вводом её в эксплуатацию сможет экспортировать электроэнергию в северные провинции Афганистана.

Сумма в 14 миллионов евро запланирована на расширение программы SWITCH Central Asia, предусматривающей переход региона к «зелёной» экономике. Данную программу официально презентовали в Бишкеке накануне описываемого мероприятия. При этом, национальные экологические стратегии у Казахстана и Киргизии находятся в стадии разработки, а правительство Узбекистана заявляет о приверженности энергоэффективности и возобновляемым источникам энергии, в частности, солнечной энергии. В Киргизии также поддерживаются «зелёные» инициативы: от органического сельского хозяйства до энергоэффективного освещения и возобновляемых технологий, а также создания особой экономической зоны для «зелёных» технологических компаний. При всём благородстве начинаний по источникам возобновляемой энергии в поддержку этих инициатив европейцы построили «Троянского коня»: развитие альтернативных источников энергии, например, в Казахстане, рассматривается ими как способ противодействия проекту постройки в республике атомной электростанции силами «Росатома».

Презентация расширение программы SWITCH Central Asia в Бишкеке.
© eeas.europa.eu
Презентация расширение программы SWITCH Central Asia в Бишкеке.

И, наконец, 2 миллиона евро направятся на совместный казахстанско-узбекистанский проект по расширению экономических прав и возможностей женщин. Впрочем, и в данном проекте без хитрости не обошлось: он предусматривает обучение не столько казахстанских и узбекистанских женщин, сколько… афганских.

Но вся указанная помощь выделяется в рамках предыдущей редакции «Стратегии». Бюджет новой редакции ещё только предстоит сформировать, и Еврокомиссия собирается утвердить его только к концу текущего года.

При этом, вся экономическая помощь Европы, как всегда прежде, наверняка будет обусловлена политическими требованиями к тем, кому она собирается помочь.

Против кого собирается «дружить» Евросоюз с Центральной Азией?

При анализе позиции Евросоюза в отношении государств Центральной Азии вместо слов «не всё так просто, как кажется», пожалуй, лучше подойдёт формулировка «всё не так просто, как кажется».

Дело в том, что Центральная Азия напрямую не связана с интересами Евросоюза, и его действия в регионе направлены больше на противодействие влиянию других геополитических игроков - России и Китая. В «Стратегии» прямо указывается на то, что КНР, развивая транспортную инфраструктуру в рамках инициативы «Один пояс - один путь», «вгоняет в долги» центральноазиатские республики, а предыдущие инициативы Евросоюза в регионе были «омрачены китайскими инвестициями».

Проект строительства Транскаспийского трубопровода и выхода его в Европу.
© w-stream-transcaspian.com
Проект строительства Транскаспийского трубопровода и выхода его в Европу.

Ещё в марте этого года ЕС объявил об открытии в Ашхабаде своего представительства, единственной задачей которого является продвижение проектов строительства Транскаспийского трубопровода и транспортного мультимодального коридора «Каспийское море - Чёрное море». Их маршрут пройдёт из туркменского порта Туркменбаши в Азербайджан, далее железнодорожным транспортом в Батуми или Поти (Грузия) и по Чёрному морю в порт Констанца (Румыния). В обратном направлении «коридор» должен обеспечить транзит военных грузов в интересах НАТО и США, прилагающих максимум усилий для того, чтобы получить военное присутствие в Каспийском море. При этом даже не скрывается, что целью проекта является противодействие России, а ради достижения своей цели Европа готова закрыть глаза на нарушение прав человека и отсутствие ряда свобод в Туркменистане (в «Стратегии» прямо указано, что ЕС не считает ни одно центральноазиатское государство демократическим и полностью соблюдающим права и свободы человека).

«Простой пример: в конце января этого года Европейский парламент рекомендовал властям Евросоюза поспособствовать снижению экономической зависимости Республики Киргизия от России и Китая. Также было рекомендовано обеспечить существенное усиление противодействия пропаганде, распространяемой российскими СМИ. То есть европейская риторика против России и Китая, которые являются главными торгово-экономическими партнёрами стран Центральной Азии, чуть ли не до запятых совпадает с риторикой американцев», - рассказывает киргизский политолог Дмитрий Орлов.

В карточных играх данный приём называется «игра с двух рук», а в детективном жанре действия ведомства Могерини, сосредоточившегося на сфере образования и выбравшего, в отличие от США, более мягкую политику давления на государства региона, - схемой «добрый и злой полицейские».

Разделяй и властвуй?

Очень хорошо усвоила Еврокомиссар Федерика Могерини и то, что у государств-соседей по Центральноазиатскому региону могут быть экономические и политические противоречия. Как, например, в вопросах водоснабжения из пограничных и трансграничных рек. И именно в эту проблему Евросоюз намерен вмешаться, если судить по «Стратегии».

Еврокомиссар Федерика Могерини подчеркнула, что финансирование социально-экономических и культурно-гуманитарных проектов будет напрямую зависеть от политических требований Брюсселя.
© twitter.com/federicamog
Еврокомиссар Федерика Могерини подчеркнула, что финансирование социально-экономических и культурно-гуманитарных проектов будет напрямую зависеть от политических требований Брюсселя.

Попытки «вбивания клина» между государствами региона прослеживаются даже в мелочах. Так, встречу в Бишкеке Могерини и европейский комиссар по международному сотрудничеству и развитию Невен Мимица предварили совместной статьёй, в которой «ставили задачи» участникам будущего мероприятия. Но опубликована она была преимущественно в узбекских СМИ, чем еврокомиссары дали понять, кто является их региональным фаворитом, чьи преимущества будут заложены в программах сотрудничества ЕС и региона.

Правда, даже это не столь однозначно. «ЕС будет это модерировать, правда, не в столь жёсткой форме, как это делали США. Тем не менее, возможно, что финансирование социально-экономических и культурно-гуманитарных проектов будет напрямую зависеть от политических требований Брюсселя», - предупреждает политолог из Бишкека Игорь Шестаков.

Политическое давление на страны Центральной Азии, изначально заложенное в новую редакцию «Стратегии», откровенно напоминает попытку Евросоюза вернуться на шестьдесят-семьдесят лет назад, когда воля «белых господ» определяла политику заморских территорий, а блага от метрополий получали лишь самые лояльные колонии.

Не зря директор узбекистанского центра исследовательских инициатив «Ma’no» Бахтиёр Эргашев отметил: «Неудача предыдущей "Стратегии ЕС в Центральной Азии" во многом связана с выдвигаемыми требованиями политического характера, которые нередко затрагивали вопросы суверенитета и безопасности стран нашего региона».

Увы, но, видимо, собирая в Бишкеке министров иностранных дел центральноазиатских государств, Федерика Могерини этого урока так и не усвоила.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама