Битва за Арктику на фоне «холодной войны 2.0»
Ситуация начала меняться после того, как наступило глобальное потепление и арктические льды, затруднявшие грузопоток, стали отходить на 200 - 300 км от берега, сделав доступной круглогодичную проводку судов от Берингового пролива до Мурманска. Помимо этого, в Полярном регионе были разведаны новые месторождения углеводородов, которые потенциально содержат до 90 млрд баррелей нефти (13% всех разведанных мировых запасов) и 47,2 трлн кубометров природного газа (27% всех разведанных ресурсов). Россия, чтобы узаконить возможные открытия новых месторождений, провела в 2001 году исследования подводных хребтов Ломоносова и Менделеева, а после подала заявку в Комиссию ООН на установление новой морской границы в Арктике с увеличенной своей исключительной морской зоной до 350 миль.
Арктика в прицеле США
Казалось бы, мирное развитие Арктики продолжится, но её разведанные богатства вдруг стали «зоной национальных интересов» США. В начале 2009 года Барак Обама издал директиву №66, в которой говорится: «У США имеются широкие и фундаментальные интересы национальной безопасности в Арктическом регионе, и они готовы отстаивать эти интересы, как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими государствами. Среди этих интересов есть такие вопросы, как противоракетная оборона и дальнее обнаружение; развёртывание морских и авиационных систем в интересах стратегических морских перевозок; стратегическое сдерживание; морское присутствие; морские операции по обеспечению безопасности; обеспечение свободы судоходства и полётов авиации».
С появлением этой директивы в США начали прорабатывать программы и стратегии по изменению баланса сил в Арктике. Так что все утверждения, что «русские первые начали милитаризировать Арктику», беспочвенны, и вот почему.
Справка
В 2012 году американский Национальный совет по разведке (National Intelligence Council) опубликовал доклад «Глобальные тенденции 2030: Альтернативные миры» с прогнозом начала дефицита энергоресурсов к 2030 году по причине появления новых технологий добычи углеводородов, которые подорвут контроль со стороны ОПЕК за ценами на нефтяном рынке, что может привести «к коллапсу нефтяных цен и сильнейшему негативному эффекту для экономик, зависимых от экспорта нефти и газа». В этом докладе Арктика рассматривается как альтернативный источник углеводородов, т.к. уже разведанные северные месторождения могут обеспечить экономику США запасами нефти на 60 лет, а газом - на 400 лет.
До 2013 года НАТО не считала приоритетом усиление постоянного военного присутствия в Арктике, однако, после публикации этого доклада, стратегические планы в отношении Арктики были пересмотрены. Формальным поводом пересмотра стала принятая в 2013 году «Стратегия развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности на период до 2020 г.». Несмотря на то, что доля арктического побережья США составляет всего 15%, американцы мобилизовали для «спора за ресурсы Севера» не только страны НАТО, но и Канаду с Исландией. Помимо этого, интерес к Арктике проявили 24 государства, среди которых есть Великобритания, Южная Корея, Япония, Швеция, Финляндия, Бразилия, Индия и Китай. Естественно, что среди этих стран начали формироваться военные и экономические союзы по защите интересов в Заполярье.
Китай фактически оформил свой экономический интерес по отношению к северным территориям России, включив Северный морской путь в глобальный экономический проект «Новый Великий шёлковый путь» (НВШП). К этому проекту, помимо России и Китая, присоединились страны Центральной Азии и Ближнего Востока. Страны Европейского Союза пытаются усидеть на двух стульях: с одной стороны, они поддерживают военные претензии США к Арктике, с другой - хотят стать участниками проекта НВШП.
Таким образом, налицо признаки нарастающего конфликта интересов в Арктике, начала формирования двух военно-политических блоков - США и НАТО, с одной стороны, и России с Китаем - с другой стороны.
Баланс сил - блок НАТО
Как известно, у США отсутствуют крупные военно-морские базы в Арктическом регионе, которые могут обеспечить круглогодичное базирование флота. По мнению командования ВМС США, флот может частично выполнить задачи в Арктике, и то только подводными лодками, из-за того, что строительство ледоколов не было приоритетным направлением в программах развития американского судостроения. Помимо этого, действие флота США в арктических широтах ограничено отсутствием глубоководных портов, способных принять авианосцы. Низкую операционную доступность кораблей ВМС в Заполярье подтвердило моделирование боевых операций, которое провела Военно-морская академия США. Доклад академии подтвердил тот факт, что флот США «недостаточно готов для долговременных операций в Арктике», поскольку ему не хватает «кораблей, способных пробивать лёд и обеспечивать поддержку передовых военных баз».
Лучше обстоят дела с наземной группировкой войск.
Справка
США разместили на Аляске 27 тысяч военнослужащих, обеспечивающих работу и безопасность развёрнутых комплексов и систем ПРО. В настоящее время военная группировка США на Аляске уже насчитывает 14 кораблей береговой охраны, до 70 боевых самолётов, в том числе 42 истребителя F-22, и комплексы ПРО. Помимо этого, на территории Аляски есть 9 пунктов базирования для кораблей и подводных лодок, 28 аэродромов, способных принять до 600 боевых самолётов, авиационный полигон и 2 специализированных учебных центра по подготовке к ведению боевых действий в особых условиях.
Согласно мнению аналитиков из Пентагона, такое количество вооружённых сил в Арктике недостаточно для того, чтобы вести диалог с Россией с позиции «силового сдерживания». Поэтому в 2013 году была принята стратегия «Арктическая дорожная карта» (Arctic Roadmap: 2014-2030), в которой изложены приоритеты целей и возможных действий США в Арктике, а также указана высокая вероятность возникновения локальных конфликтов в этом регионе, «несмотря на мирные намерения арктических наций».
На основе этой стратегии был разработан и принят «План внедрения национальной стратегии в Арктическом регионе» (Implementation Plan for The National Strategy for the Arctic Region), в котором, в частности, говорится о том, что США смогут проводить любые военные операции в этой зоне в среднесрочной перспективе - оборонительные и контрнаступательные, а в долгосрочной перспективе - наступательные.
Безусловно, для реализации этого плана потребуются крупные инвестиции из бюджета Пентагона.
Главная роль в арктических операциях по-прежнему отводится ВМС США, которые должны получить дополнительные инвестиции для создания новых типов кораблей (подводных лодок) и военной инфраструктуры, адаптированных к условиям ведения боевых действий в экстремальных условиях северных широт. Основной ударной силой флота США остаются крылатые ракеты морского базирования, которые, в совокупности с другими наступательными видами вооружения, могут создать кратное огневое превосходство над обороняющимися силами ПВО противника.
Помимо этого, стратегический партнёр США в Арктике - Канада приняла новую стратегию, в которой в качестве приоритетов было обозначено: строительство патрульных кораблей ледового класса, модернизация и создание океанских ледоколов, оборудование глубоководной базы на Канадском Арктическом архипелаге, создание специальных сухопутных сил в северном регионе.
Справка
В 2009 году бывший глава минобороны Норвегии Торвальд Столтенберг обнародовал доклад с проектом Нордического пакта. Он предполагает образование «Арктического НАТО» - блока, куда войдут военные и пограничные силы, разведслужбы, центры защиты от кибератак, а также система координации действий в Арктике Великобритании, Исландии, Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Эстонии, Латвии и Литвы.
Текущее состояние «арктических» дел у США и их партнёров по блоку НАТО проанализировало польское издание Gazeta Wyborcza в статье Arktyczny wyścig: Bardzo zimna wojna w skwarze globalnej odwilży («Арктическая гонка: очень "холодная война" на фоне глобального потепления»). В частности, авторы статьи делают следующие выводы: США, обладая мощным атомным подводным флотом, имеют в составе ВМС всего два ледокола, причём оба - не атомные. Армия Канады для охраны в Арктическом регионе держит 5 тысяч рейнджеров, набираемых из местных жителей. При этом ВМФ Канады не имеет портов базирования за Полярным кругом. Норвегия и Дания показывают свою активность в Арктике лишь воздушным патрулированием отдельных территорий.
Таким образом, начав разработку военных программ по милитаризации Арктики, США и их партнёры пока не смогли ничего существенного построить или создать за Полярным кругом. Россия же, в ответ на захватнические планы «арктических соседей», проводит программное освоение северных широт, начав практически с нуля.
Баланс сил - Россия
В 1990-е годы - в результате развала СССР - Российская Федерация ушла из Арктики. Были расформированы части ВВС и ПВО, они перестали отслеживать воздушную обстановку. Был сокращён Северный флот, авианесущие крейсеры пошли на металлолом. Контроль над военной безопасностью в Арктике был утрачен.
Однако в северных широтах оставались города и посёлки, работающие предприятия топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов, горнодобывающей, металлургической и атомной промышленности, морские и речные порты, аэродромы и оборудованные взлётно-посадочные полосы, объекты морской инфраструктуры, которые по-прежнему были критически важными для обороноспособности России.
Несмотря на то, что Кольский полуостров, Камчатка и Чукотка были прикрыты силами Северного и Тихоокеанского флотов, большая часть береговой линии морей, входящих в акваторию Северного Ледовитого океана, оставалась незащищённой от атак со стороны вооружённых сил вероятного противника. Неразвитые транспортные коммуникации и суровые климатические условия зачастую оставляли города и посёлки Крайнего Севера изолированными на длительный период времени и исключали возможность оказания быстрой военной помощи.
Появление в 2004 году в составе ВМС США новых подводных лодок класса Virginia, способных не только нести ударное оружие, но и скрытно высаживать на берег диверсионно-разведывательные группы, подняли степень опасности на новый уровень.
Такое положение дел не могло оставаться долгим, т.к. значение Арктического региона для России определяется следующими стратегическими факторами: обеспечение прямого выхода в Атлантику, безопасность развёрнутых в регионе стратегических ядерных сил, защита промышленных комплексов, обеспечивающих стратегическую стабильность развития экономики и военно-промышленных комплексов, обеспечение безопасного судоходства по Северному морскому пути.
Рассмотрев текущие и прогнозируемые проблемы российского присутствия в Арктике, руководство России приняло ряд мер, которые определили долгосрочные ориентиры и принципы государственной и военной политики в регионе.
Справка
В течение 2015-го - начале 2016 г. были завершены работы по развёртыванию и обустройству шести военных баз в российском Заполярье: на островах Котельный, Средний, Новая Земля, Земля Александры, Врангеля и на мысе Шмидта. Построены и реконструированы военные городки замкнутого цикла, военные аэродромы, боевые позиции частей и подразделений ПВО и ВКС.
Теперь всей этой разветвлённой инфраструктурой управляет Объединённое стратегическое командование, созданное в июле 2014 г. на базе Северного флота. До 2020 г. намечено возведение оставшихся инфраструктурных объектов, завершение создания сплошного радиолокационного поля ПВО, совершенствование аэродромной сети с тем, чтобы в результате иметь самодостаточные мобильные группировки войск, взаимодействующие между собой в едином информационном поле.
На регулярной основе в Заполярье проходят военные учения. Так, в августе-сентябре 2019 года начнутся стратегические командно-штабные учения «Центр-2019», которые пройдут в районе Севморпути. Главной целью учений является «поддержание высокого уровня готовности к ведению боевых действий в арктических широтах».
Россия вернулась в Арктику, она активно развивает её транспортную сеть и экономику - восстанавливает города и строит новые предприятия, прокладывает логистические маршруты, формирует всё для безопасного судоходства по Севморпути. Таким образом, Арктика становится не только мирным, но и надёжно защищённым от внешней агрессии регионом на долгое-долгое время.