В других СМИ
Загрузка...
Лучший друг пехоты - это миномёты
© Минобороны России
Российский «бог войны» за работой.

Лучший друг пехоты - это миномёты

Какой же из них самый мощный, универсальный или необычный, и на что делают ставку в разных странах мира 
15 сентября 2019, 06:17
Реклама
Лучший друг пехоты - это миномёты
© Минобороны России
Российский «бог войны» за работой.

Во время недавних учений артиллеристов Западного военного округа, проходивших в Тамбовской области, в интернет просочилось видео замедленной съёмки ведения огня из российского миномёта 2С4 «Тюльпан». Оно всколыхнуло СМИ, мигом окрестившими разработку «самой мощной в мире». Еженедельник «Звезда» решил разобраться, какие ещё модели самоходных миномётов являются наиболее интересными, исходя из их конструктивных особенностей.

2С4 «Тюльпан» - лучший из лучших

2С4 «Тюльпан» - гордость советских конструкторов и разработчиков. За время своего существования он успел заявить о себе как самый мощный миномёт в мире, и неспроста, ведь самоходка вооружена 240-мм орудием, что, несомненно, является главным преимуществом данной машины. Однако из-за большого калибра скорострельность у орудия невысокая - один выстрел за 62 секунды. И, однозначно, один из лучших самоходных миномётов мира должен быть вооружен одним из самых лучших пулемётов мира, а именно ПКТ, который устанавливается на самоходку.

Также к её плюсам можно отнести относительно хорошую подвижность. При массе в 27,5 тонн самоходка способна разгоняться до 62,8 км/ч по шоссе.

Дальность ведения огня самоходного миномёта 2С4 «Тюльпан» составляет от 800 м до 19,81 км.

Благодаря мощному орудию, в которое заряжаются фугасные и активно-реактивные мины, машина идеально подходит для штурма укреплённых районов противника. Отличительной особенностью данной самоходки от других в нашем списке является своеобразное приведение машины в боевую готовность. В походном положении плита, на которой располагается орудие, находятся на крыше машины, а в боевом - откидывается назад и упирается в грунт, что делает её менее мобильной и универсальной в определённых ситуациях.

Боевая машина эксплуатируется с 1972 года, и по сей день её модернизируют, однако подобных самоходных миномётов в других странах не создают, за счёт чего 2С4 «Тюльпан» является уникальным представителем миномётных систем.

AMOS - одно орудие хорошо, а два - ещё лучше

Миномётная система, созданная совместно финскими и шведскими конструкторами способная удивить любого бойца, и каждый, кто хоть отдаленно знает, что из себя представляет AMOS, не захочет с ним встретится на поле боя. Но обо всем по порядку.

Основным отличием от других миномётов является 120-мм двуствольное орудие, благодаря которому скорострельность данной миномётной системы зашкаливает и составляет 26 выстрелов в минуту. Под таким дождём из мин не спрячется ни один враг, ведь после попадания первой мины у противника будет очень мало времени, чтобы укрыться от попадания следующей. Снаряды способны поразить цель на расстоянии более 10 км. 

Однако за такую огневую мощь приходится расплачиваться низкой незаметностью. Радиолокационным станциям не составит большого труда определить местонахождение данной машины, так как мины летят относительно медленно и по особенной траектории. Более того, из-за высокой скорострельности возникает ещё одна проблема - это относительно маленький боекомплект. При непрерывном огне миномётная система истратит все свои снаряды менее чем за три минуты. AMOS производит свои выстрелы осколочно-фугасными и самонаводящимися противотанковыми минами.

Миномётная система AMOS устанавливается на восьмиколёсный бронетранспортёр производства финской фирмы «Patria», а также на шасси бронеплатформы CV90.

Миномётная система AMOS оборудована башней, на которой и устанавливается двойной самозарядный гладкоствольный миномёт. Башня вращается на 360°, чем значительно упрощается ведение огня и уход с огневой позиции. Также боевая машина имеет хорошую мобильность и способна разгоняться до 60 км/ч на любой местности.

Миномётный комплекс CARDOM - и правда, в машине как дома

Миномётная система CARDOM имеет большой спрос в армиях Израиля и Америки. Она представляет собой съёмный модуль, которой может устанавливаться на боевые машины разного типа, вплоть до легких армейских автомобилей. Миномёты выпускаются двух типов: 120-мм и 81-мм, выбор орудия зависит от грузоподъёмности машины, на которую он будет устанавливаться. Одной из таких бронемашин, на которые устанавливаются 120-мм миномёты, стал американский модернизированный Stryker.

Сам по себе миномёт по сравнению с другими не имеет никаких выдающихся особенностей. Скорострельность - до 16 выстрелов в минуту, дальность стрельбы - до 10 километров. Отдельно стоит объяснить, почему что данная миномётная система является максимально универсальной.

Установив CARDOM на тот же Stryker, он превращается из обычной бронемашины в быстрый, самоходный, высокоточный миномёт на колёсах.

Чтобы привести его в боевую готовность требуется всего лишь два человека, занимает это крайне мало времени - около 30 секунд, а само понятие CARDOM расшифровывается как «компьютеризированный автономный откатной дальнобойный миномёт быстрого развёртывания». При этом поворотная платформа, которая является основой миномета, позволяет вести огонь абсолютно в любом направлении.

Spear Mk2 - компьютеризированный самец-красавец

Spear Mk2 - образцовый самоходный миномёт, который производится в Израиле. Данный миномёт является модернизированной версией миномёта Spear. Разработчики при его усовершенствовании достигли эффекта минимальной отдачи после выстрела. Более того, чтобы привести систему в боевую готовность требуется всего лишь 60 секунд, а благодаря высокой мобильности транспорта, на который устанавливается миномёт, уход с позиции ведения огня займёт минимальное время. Экипаж из трёх человек способен за минуту произвести 15 выстрелов по врагу на расстояние до 10 км.

Также нельзя не отметить внешний вид данной машины, выглядит она очень футуристично. И пусть это качество никак не влияет на эффективность машины во время боевой операции, но согласитесь, её внешний вид завораживает.

Однако не всё так идеально, есть и недостатки у данного агрегата. Во-первых, отсутствие какого-либо достойного бронирования, ведь миномёт устанавливается на легкие бронированные автомобили, и экипаж машины весьма уязвим. Во-вторых, хоть разработчики и снизили силу отдачи, но всё равно при выстреле из 120-мм орудия машину очень сильно раскачивает, что может мешать экипажу при ведении боя. Несмотря на перечисленные недостатки, система имеет ещё один большой плюс - это способность автономной активации, что является её отличительной особенностью.

2Б1 «Ока» - советская «легенда»

А под конец давайте вспомним по-настоящему легендарную машину - миномётного «монстра» по своим характеристикам - 2Б1 «Ока». При одном только виде этой самоходки уже понимаешь всю мощь и силу данной установки. 420 мм - именно таков калибр миномёта 2Б2, который устанавливался на самоходку. Он мог выстрелить на расстояние от 800 метров до 45 километров (при стрельбе активно-реактивными снарядами). Длина всей самоходки вместе с орудием - более 25 метров. Экипаж составлял семь человек, но в самой машине находился только механик-водитель, а остальные члены экипажа ехали отдельно.

Проект остался недоработанным и непригодным для нормального ведения боя. Миномёт мог производить лишь один выстрел за пять минут, в то время как вес самой мины составлял 670 кг. При выстреле же отдача была настолько сильной, что самоходка отъезжала на пять метров назад. По одной из версий, тиражируемых в СМИ, механизмы машины могли ломаться и из-за того, что не выдерживали силы отдачи.

Запас хода по шоссе составлял 220 км, но это всего лишь в теории, а на практике машина могла нормально ехать лишь 20-25 км, т.к. гусеничная лента была слишком тяжёлой и шасси быстро изнашивались. Очевидно, что машина не могла продолжать движение, приходилось менять траки. А весила установка около 55 тонн. И каково это менять гусеницы у многотонной «махины»?

На Кировском заводе в Ленинграде было выпущено всего четыре экземпляра 2Б1 «Ока». За свою короткую жизнь она успела поучаствовать в параде на Красной площади в 1957 году. Там самоходка произвела фурор на публику, среди которой были и иностранные СМИ, которые решили, что машина не настоящая, а бутафорская, уж слишком устрашающе она выглядела. Самоходка была увековечена и представлена как экспонат в Артиллерийском музее в Санкт-Петербурге, где её можно увидеть и сегодня.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама