В других СМИ
Загрузка...
Во многом характеристики B-2 Spirit подтвердились: Вашингтон счёл, что боевой самолёт вполне покрыл себестоимость разработки.

Россия и США работают над «бомбардировщиками Судного дня»

Россия и США почти одновременно занялись разработкой «машины будущего» - перспективного проекта бомбардировщика, выполненного по схеме «летающее крыло»
Реклама
Россия и США работают над «бомбардировщиками Судного дня»
© defense.gov
Во многом характеристики B-2 Spirit подтвердились: Вашингтон счёл, что боевой самолёт вполне покрыл себестоимость разработки.

В 2009 году в России официально началась разработка стратегического бомбардировщика нового типа. Уже тогда, 10 лет назад, были заложены основы того, что в дальнейшем получило рабочее наименование «изделие 80».

Буквально через два года после этого американцы, в свою очередь, подтвердили, что работают над «бомбардировщиком следующего поколения» в развитие снятого с производства B-1 Spirit.

Необходимо отметить, что решение о полном обновлении самолёто-моторного парка стратегической авиации было принято более чем своевременно.

Справка

Россия разработала машины этого класса 50-60 лет назад. В действующем составе ВВС РФ числятся такие аппараты, как Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М3. Большинство их тактико-технических и лётных характеристик делают машины пригодными к использованию, но, тем не менее, вряд ли можно рассчитывать на продление их эксплуатационного периода далее чем ещё на одно, от силы полтора десятилетия.

Не лучше обстоят дела и по ту сторону Атлантики. Согласно планам Пентагона, стратегический компонент ВВС США должен быть полностью обновлён до 2040 г. Но речь идёт пока лишь о благих намерениях, так как на сегодня наиболее массовый тип американской крылатой техники этого класса - Boeing B-52H Stratofortress образца 1962 года. Дни его лётной молодости пришлись на период войны во Вьетнаме. «Летающая крепость», как переводится с английского наименование «дедушки американской боевой авиации», подверглась нескольким волнам модернизации, но всё-таки любая конструкция имеет предел эластичности.

«Летучая мышь» ВВС США

Надо полагать, американские инженеры давно пришли именно к этому выводу. Поэтому не стоит удивляться тому, что в июле 1999 г. состоялся первый тестовый полёт B-1 Spirit - самого дорогого боевого самолёта в мире за всю историю развития авиации. Его удельная продажная цена составляет порядка 900 миллионов долларов. Ввиду чрезмерной дороговизны аппарата и фантастических очертаний американский военно-промышленный комплекс так и не сумел запустить бомбардировщик в серию. На сегодня существует только 21 единица инновационной техники. Видимо, дальнейший выпуск сочли неперспективным. Поэтому в 2000 г. (а не в 1999 г., как почему-то пишут многочисленные российские издания) последний экземпляр B-1 Spirit был «поставлен на крыло». Но разработка перспективных моделей на основе уже созданной конструкции только набирала обороты.

Аэродинамическая схема детища американских конструкторов - «летающее крыло». Во времена конфликта на территории бывшей Югославии характерный странный силуэт бомбардировщика наводил оторопь на противостоящих американцам сербов. Тогда же появилась первая критика относительно эффективности именно такого технического решения. Дело в том, что, как широко известно, бомбардировщик этого типа считался (и считается) малозаметным для радаров и в этой связи способным работать в глубоком тылу противника. Во многом характеристики B-2 Spirit подтвердились - Вашингтон счёл, что боевой самолёт вполне покрыл себестоимость разработки.

Справка

Согласно официальным данным (в частности, The World's Greatest military Aircraft by Thomas Newdick, UK), более 30% потенциала инфраструктуры и боевой техники вооружённых сил Сербии было уничтожено при помощи B-2 за первые 8 недель конфликта.

Помимо малозаметности в ряде диапазонов, к очевидным достоинствам «крыла» относятся его высокая грузоподъёмность, топливная эффективность и универсальность в применении. Кстати, дозвуковая скорость, типичная для этого вида техники ввиду общей конфигурации, абсолютна не критична. При выполнении поставленного командованием задания такой носитель вооружений - скорее, платформа, чем «универсальный солдат». Ракеты выпускаются не над полем боя и без захода в суверенное воздушное пространство противостоящей стороны. Скорость и динамические манёвры при непосредственном огневом контакте никак не входят в перечень необходимых качеств для крылатой машины такого вида.

Прототипы нового типа

Наверное, именно по этой причине после остановки производства B-1/B-2 Spirit американцы объявили о запуске работ над следующим поколением боевых машин этого типа. Так родилась программа Next Generation Bomber.

Справка

Под таким названием проект существует с 2011 года. До этого он тоже развивался, но периодически менял официальное наименование - сначала «2018 Bomber», потом - NGB, то есть «Бомбардировщик следующего поколения», а с 2010 г. программа переименована в «Long Range Strike Bomber» (LRS-B), в переводе с английского - дальний ударный бомбардировщик. Тогда же, то есть около 10 лет назад, стало известно, что под проект будет выделено порядка 40 миллиардов долларов.

Очевидно, что общая концепция «летающее крыло» останется неизменной и для машины следующего поколения, которую пока принято условно называть B-3. Но по ряду параметров аппарат должен быть доработан. Так, он абсолютно точно будет обладать большей грузоподъёмностью - до 12 тонн, РЛС нового типа, а также увеличенным тактическим радиусом действия (до 9 тысяч км). Впрочем, последняя характеристика может быть пересмотрена ввиду возможности дозаправки в воздухе.

До сих пор лучшие умы в области самолётостроения никак не договорятся, что конкретно надо ставить во главу угла при создании бомбардировщиков будущего поколения. Так, китайские конструкторы убеждены, что главное - это «беспилотные системы, искусственный интеллект и использование "больших данных"». В Пентагоне делают ставку на «S3Revolution (sensors, stealth, speed)», то есть развитие РЛС, стелс-технологий и наращивание скорости, но при обязательном сохранении пилотируемой версии аппарата. Россия же имеет собственную концепцию, согласно которой скорость не является критичным параметром для техники этого вида. По другим пунктам российский подход близок к американскому.

Возможно, после исторического послания президента России Федеральному Собранию страны от 1 марта 2018 года, где прозвучала информация о гиперзвуковых ракетах, американцы также исключат скорость из перечня необходимых характеристик своих разработок - ведь «Авангард» или «Кинжал» летят всё равно быстрее любого самолёта.

Изделие 80

Согласно заявлению бывшего главы ОАК Михаила Погосяна, облик российского стратегического бомбардировщика будущего был уже определён в 2014 году. То есть российским конструкторам потребовалось около 5 лет, начиная с 2009 г., чтобы разработать полное ТЗ и перейти к созданию летающего прототипа.

По вполне понятным причинам, большая часть сведений о принципиально новой конструкции засекречена. В данном случае уместно применить сравнительный анализ с тем, что известно про перспективный американский аппарат. Ведь вряд ли российская техника будет ниже заявленных Пентагоном критериев.

Можно смело предположить, что оперативный радиус действия нашей стратегической машины будет равен или превысит отметку в 9 тысяч километров. Бомбардировщик будет оснащён уже имеющимся на вооружении России гиперзвуковым оружием, а также ракетами Х-55 и разрабатываемой стратегической и малозаметной Х-101. Он будет обладать РЛС нового поколения, а его предположительная грузоподъёмность составит порядка 30 тонн. Кроме того, все наработки в области стелс-технологий от композитных материалов до скрытия тепловой сигнатуры будут автоматически применены к перспективному виду техники. Также уже достоверно известно, что самолёт будет дозвуковым. Он сможет быть применён для запуска космической техники на орбиту, хотя его основная функция - это работа по дальнему перехвату стратегических целей, угрожающих интересам нашей Родины.

Силовая установка для «изделия 80»

Специально разработанный под «изделие 80» двигатель НК-65 можно назвать членом «семейства» НК-93. На самом деле, многие технические решения этого типа силовых установок уже видны в НК-32, установленном на Ту-160. Роднит новый двигатель с этим предшественником и основа установки, и газогенератор, а от НК-93 ему явно достались винтовентиляторы. Порой разработка двигателя ещё более сложный технологический процесс, чем создание нового летательного аппарата.

В случае с НК-65 процесс был затруднён утратой потенциала целой плеяды инженеров, которые трудились над своим детищем ещё с советских времён. К таким талантливым конструкторам, безусловно, можно отнести и Анатолия Лоцмана, и Валерия Перминова и, конечно же, Александра Анисимова, создателя топливно-регулирующей аппаратуры для НК-65. Тем не менее работы над установкой продолжались около трёх десятилетий и завершились созданием опытного образца. Сейчас уже можно предположить, что испытания «изделия 80» будут полностью проведены в течение ближайших 3-4 лет.

Реальные перспективы

Российский стратегический бомбардировщик нового поколения уже сейчас имеет «младшего собрата» по аэродинамической схеме «летающее крыло». Это, конечно же, наш ударно-разведывательный БПЛА «Охотник», который был официально раскрыт Минобороны в августе текущего года.

Теперь можно смело утверждать, что Россия обладает достаточным интеллектуальным и промышленным потенциалом для производства целой линейки машин принципиально нового класса, не только не уступающим, а во многом превосходящим существующие и перспективные зарубежные аналоги.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама