Дело было в Ухане
© Фото из архива
Бомбардировщики СБ, на которых летали советские лётчики в Китае.

Дело было в Ухане

Как 82 года назад советские лётчики помогли китайскому народу в борьбе с японскими захватчиками
08 апреля 2020, 10:45
Реклама
Дело было в Ухане
© Фото из архива
Бомбардировщики СБ, на которых летали советские лётчики в Китае.
Читайте нас на: 

В 30-х годах прошлого столетия о китайском Ухане, который сегодня известен всем миру, как источник распространения коронавируса, мало кто знал. В том числе, и в нашей стране. И это несмотря на то, что именно уханьские события в истории международных отношений СССР и Китая сыграли такую роль, память о которой до сих пор чтут в обеих странах

Операция «Зет»

Всё началось в июле 1937 года, когда Япония, после долго непрекращающегося конфликта, напала на Китай.

Справка

Полномасштабная кровопролитная Японо-Китайская война, унёсшая десятки миллионов жизней, включая гражданское население, продлилась до начала сентября 1945 года.

Всего за несколько месяцев слабые военно-воздушные силы Китая, имевшие на вооружении около ста самолётов (японцы превосходили их почти десятикратно) практически были уничтожены. И национальное правительство Китайской Республики было вынуждено обратиться за внешней помощью.

Передача советских самолётов Китаю.
© Фото из архива
Передача советских самолётов Китаю.

Советский Союз одним из первых пришёл на помощь, создав специальный отдел «Z» по образцу отдела, проводившего операцию «Х» в Испании. Для проведения операции в Китае наше руководство направило туда своих военнослужащих и большое количество военной техники и боеприпасов. Главной силой стали боевые самолёты и первоклассные лётчики из числа добровольцев.

После потери контроля над городом Нанкином (тогдашняя столица Китая) в декабре 1937-го национальное правительство Китайской Республики, а вместе с ним и командный штаб, переместились в Ухань. И значительная часть военных событий с начала 1938 года стала разворачиваться именно вокруг Уханя. Но уже до этого наши лётчики успели изрядно потрепать нервы японцам. Поскольку формально Советский Союз и Япония не находились в состоянии войны, присутствие наших военнослужащих в Китае на официальном уровне не подтверждалось. Поэтому советским пилотам на советских машинах приходилось воевать под китайскими именами и не особо афишировать свои действия. Именно по этой причине участие наших лётчиков-добровольцев в войне Сопротивления китайского народа против японских захватчиков разнится по времени и по цифрам. Многие детали долгое время не были преданы широкой огласке, а некоторые, угодив в бурный водоворот истории, и вовсе канули в лету.

Карта боевых действий наших лётчиков в Китае.
© Фото из архива
Карта боевых действий наших лётчиков в Китае.

Советский ас - генерал Фынь По  

Но вот, кто точно очень хорошо запомнился японцам (они достаточно быстро раскусили, с кем имеют дело) и, конечно, же китайским товарищам, была ударная группа бомбардировщиков под командованием генерала Фынь По. На самом деле его звали Фёдор Полынин, и носил он более скромное звание - подполковник ВВС РККА. Наша авиагруппа летала на новейших на тот момент скоростных бомбардировщиках СБ, которые в условиях строжайшей секретности перебросили в Китай из СССР. Степень секретности была настолько высокой, что даже сам «генерал» был извещён о пункте конечного назначения в последний момент.

Так изобразил налёт наших лётчиков на аэродром Мацуяма китайский художник Чень Ин Минь.
© Из архива
Так изобразил налёт наших лётчиков на аэродром Мацуяма китайский художник Чень Ин Минь.

Однако это абсолютно не помешало советским бомбардировщикам периодически наносить своими налётами достаточно чувствительные уроны японской армии. Так, в феврале 1938-го наша авиагруппа в составе почти тридцати «эсбэшек» нанесла удар по аэродрому в Нанкине, который облюбовали японцы. В результате, были уничтожены взлётная полоса, аэродромные сооружения, запасы горючего и боеприпасов и 48 боеготовых японских самолётов. Группа генерала Фынь По при этом потеряла всего лишь один самолёт. Удары советских бомбардировщиков сильно осложняли жизнь японской авиации. Опасаясь ударов по аэродромам, японцы были вынуждены переводить свои самолёты на тыловые аэродромы, что снижало эффективность их применения.

Генерал Фынь По, он же Фёдор Полынин.
© Фото из архива
Генерал Фынь По, он же Фёдор Полынин.

Справка

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1938 года за мужество и героизм, проявленные во время боевых действий в Китае, командиру бомбардировочной авиагруппы полковнику Полынину Фёдору Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза. Он дослужился до звания генерал-полковника авиации и ушёл в отставку в 1971 году с должности начальника тыла ВВС Минобороны СССР.

Япона ас наступает и проигрывает

В том же феврале, используя сухопутные и воздушные силы, японская армия предприняла первое масштабное наступление на Ухань. Японские милитаристы намеревались ожесточёнными бомбардировками уничтожить командную систему китайской армии и деморализовать китайских солдат. Именно в небе над Уханем случились самые ожесточённые воздушные бои с участием советских лётчиков, которые показали, что значит настоящий воздушный ас.

Одним из запоминающихся стал бой 29 апреля. Желая преподнести подарок своему императору Хирохито по случаю его дня рождения, командование японской армии направило на Ухань сорок с лишним истребителей и бомбардировщиков. Свято веря, что те устроят хороший именинный «фейерверк» не только на земле, но и в воздухе, они не предполагали, что китайские лётчики окажут достойную встречу. А помогут им в этом - советские истребители. Всего за какой-то час ожесточённого боя японцы потеряли половину своих самолётов и почти полсотни пилотов.

Воздушный бой с японцами на картине китайского художника.
© Из архива
Воздушный бой с японцами на картине китайского художника.

Это стало хорошим ледяным душем для лётчиков из Страны восходящего солнца, которые около месяца после случившегося даже не пытались нападать на Ухань. Но самым главным результатом стала доказанная на деле несостоятельность бравады японских ВВС относительно собственной непобедимости.

Сражение при Ухане продлилось четыре с половиной месяца, став самой длительной, масштабной и наиболее значимой битвой той войны. Только со стороны Национально-революционной армии Китая в ходе оборонительных боевых действий участвовало свыше одного миллиона человек. Примерно столько же людей было задействовано и со стороны Имперской армии Японии. И снова отличились наши лётчики. В тот период произошло четыре крупных воздушных сражения, в которых советские пилоты совместно с китайскими сбили 52 вражеских самолёта и потопили более 70 военных и транспортных японских судов на реке Янцзы.

Группа советских лётчиков, участников воздушных боёв в Китае. Слева направо: А.С. Благовещенский, А.Г. Рытов, П.В. Рычагов, Ф.П. Полынин.
© Фото из архива
Группа советских лётчиков, участников воздушных боёв в Китае. Слева направо: А.С. Благовещенский, А.Г. Рытов, П.В. Рычагов, Ф.П. Полынин.

Помощь по-русски и - помощь по-американски   

Всего за четыре года - с 1937-го по 1941-й - Советский Союз помимо боевых самолётов (данные разнятся от 565 до более 1.000 единиц) передал Китаю несколько десятков танков, около 1.600 артиллерийских систем и большое количество боеприпасов. В качестве добровольцев в войне участвовало порядка пяти тысяч советских граждан, из которых более трёх с половиной тысяч были лётчики, инженеры и авиатехники. Четырнадцати советским пилотам, защищавшим небо Китая, было присвоено звание Героя Советского Союза. Помимо проявления воздушного геройства (наши асы сбили 986 японских самолётов) советские спецы успели построить несколько авиационных баз, один ремонтно-сборочный завод и даже создать училище для подготовки пилотов.

Очень показательна в сравнении военная, дипломатическая и экономическая помощь США и их союзников. С декабря 1937 года ряд событий (нападение на американскую канонерскую лодку «Пэнэй», резня мирного населения в Нанкине и др.) повернули общественное мнение США, Франции и Великобритании против Японии. Это побудило «тройку» начать обеспечение Китайской Национальной партии кредитами на военные нужды.

Американские лётчики из эскадрильи Flying Tigers воевали в Китае за деньги.
© Фото из архива
Американские лётчики из эскадрильи Flying Tigers воевали в Китае за деньги.

В середине 1941-го правительство США профинансировало создание своей авиагруппы, пришедшей на смену советским самолётам и добровольцам, которые в связи с нападением фашистской Германии были отозваны в СССР.

Только в отличие от русских лётчиков американцы воевали на стороне китайцев за деньги. То есть, за каждый вылет американские пилоты получали определённую сумму от тех, кому оказывали помощь.

В дальнейшем, продолжая оказывать давление на японскую армию, действовавшую в Китае, «тройка» и примкнувшие к ней Нидерланды установили эмбарго на торговлю нефтью и сталью с Японией.

Вечная память

К сожалению, не все советские лётчики, которых китайцы называли «мечом правосудия», смогли вернуться на Родину.

Навсегда остались в земле Поднебесной 214 человек. Когда шла война, тела наших погибших пилотов хоронили на кладбище «Ваньго» в многочисленных братских могилах. Порой их предавали земле второпях, поэтому многие места захоронений остались безымянными. И только в 1956 году останки 15 советских пилотов, чьи имена удалось установить, перезахоронили в парке «Освобождение» в городе Ухань. Позднее там были захоронены ещё 14 тел наших лётчиков, и эта братская могила стала самым крупным захоронением советских пилотов на китайской земле.

Обелиск у братской могилы советским лётчикам в Ухане.
© wikipedia.org
Обелиск у братской могилы советским лётчикам в Ухане.

Рядом с могилой благодарные китайцы воздвигли восьмиметровый обелиск, на обратной стороне которого на китайском и русском языках выгравирована надпись: «Вечная слава советским лётчикам-добровольцам, павшим в войне Сопротивления китайского народа против японских захватчиков».

В 2018 году в рамках мероприятия, приуроченного ко Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, неподалеку от обелиска был открыт мемориальный музей, центральная экспозиция которого посвящена подвигу советских лётчиков-асов. При поддержке друзей из России и Китая образы многих лётчиков, выполнявших служебные задачи по плану «Z», были восстановлены; найдены их личные вещи, фотографии, собраны истории из личной жизни. Каждый год у этого мемориала проходит около двух десятков различных памятных мероприятий, что лучше всяких слов символизирует почтение китайского народа к тем, кто много десятков лет назад помог им в войне против японских агрессоров.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама