Заоблачный шпионаж: что у нас выслеживают самолеты НАТО
Самолеты-шпионы летают в акватории Черного и Балтийского морей, а также вдоль морских границ на Тихом океане. Почему они летают все чаще и что могут увидеть самолеты-разведчики и беспилотники, давайте разбираться.
Роль воздушной разведки в боевых действиях
Чтобы понять роль воздушной разведки (ВР) во время боевых действий, приведу пример из начального периода Великой Отечественной войны. Отступление Красной Армии, окружение и большие потери большинство историков объясняют просчетами военного командования СССР. В этом, безусловно, есть горькая правда, но существует один нюанс, который зачастую остается за полями выпущенных мемуаров и исторических трудов.
Дело в том, что к началу войны командование войск фашисткой Германии уделяло огромное значение воздушной разведке. Именно она во многом и определила ход и исход боевых действий летом-осенью 1941 года. Благодаря ей немцы знали об оборонявшихся войсках СССР все. И так было по всей линии фронтов - от Баренцева до Черного морей.
Задолго до начала войны в немецких Люфтваффе появились специализированные самолеты-разведчики, оснащенные разведывательным и связным оборудованием.
Появление «Рамы» (самолет Focke-Wulf 189) над полем боя не сулило нашим войскам ничего хорошего - артиллерия врага тут же с высокой точностью начинала бить по наиболее важным объектам обороны. Затем следовал налет авиации, которая прицельно уничтожала скопления наших войск и элементы обороны, а завершали разгром советских войск танковые и мотопехотные подразделения, совершавшие обходные маневры по наиболее выгодным направлениям.
В результате ВР дала тотальное преимущество вермахту по уровню информированности по сравнению с нашими частями, которые оборонялись в информационном вакууме. Впервые в мире в немецкой армии были внедрены методы непосредственной авиационной поддержки бронетанковых и артиллерийских подразделений, благодаря которым дивизии и полки вермахта действовали в бою с учетом реальной обстановки в районах боевых действий. Самолеты-разведчики контролировали всю обстановку на направлениях планируемых ударов, вскрывали узлы обороны, передавали информацию бомбардировщикам, которые обеспечивали проход танковым и мотопехотным подразделениям.
А командование РККА в предвоенные годы роль ВР фактически недооценило. В развитии ВВС приоритет отдавался истребителям, штурмовикам и бомбардировщикам. Советские авиаконструкторы не раз предлагали руководству РККА проекты самолетов-разведчиков, но они отклонялись - это рассматривалось как излишняя трата ресурсов. Мало того, разведывательные авиационные подразделения перед началом войны были расформированы, а их экипажи отправлены во вновь создаваемые части боевой авиации.
Это дорого обошлось нашей армии. Лишь в начале 1942 года были сформированы три разведывательных авиационных полка Главного командования и отдельный запасной разведывательный полк, осуществлявший подготовку квалифицированных экипажей разведчиков.
История имеет свойство повторяться. Есть печальный пример недооценки ВР и из современности. Во время первоначальных боевых действий в Сирии джихадисты пользовались разведданными, предоставляемыми им «спонсорами». В результате им поначалу удавалось переиграть армию Сирийской Арабской Республики, в которой организация ведения ВР была сведена практически к нулю. Переломить безнадежную ситуацию и привести армию Сирии к победам помогло вмешательство российских ВКС и привлеченных сил разведки.
Оба примера показывают, что наличие развитой системы воздушной разведки, в которую входят самолеты-разведчики, а в современных условиях они дополняются еще и беспилотниками-разведчиками и спутниками-разведчиками, позволяет меньшим количеством вооруженных сил одерживать победу над противником, у которого ВР отсутствует либо уступает по количеству задействованных комплексов, а также оперативности и качеству добываемой информации.
Средства разведки
Современное развитие радиоэлектроники позволило оснастить самолеты-разведчики новыми видами высокотехнологичной аппаратуры. Например, оптико-электронные средства ВР в сочетании с современными средствами связи и передачи данных свели к минимуму сроки доведения развединформации.
Цифровизация изображений позволила все данные отображать на электронной карте боевых действий на мониторах командных пунктов и планшетах командиров боевых частей. Появление инфракрасных систем позволило эффективно выполнять разведку в ночное время. Развитие бортовой радиолокационной аппаратуры расширило границы контролируемой местности (одновременный обзор сотен квадратных километров территории) и позволило вскрывать скопления войск и объектов в сложных метеоусловиях. Средства радиотехнической разведки позволяют определять типы, характеристики и местоположение радиоизлучающих объектов.
Анализ полученных от такого современного разведоборудования данных дает ценнейшую информацию о составе, принадлежности, состоянии войск и режиме функционирования их органов управления в мирное и военное время. Появление на вооружении высокоинформативных и производительных средств позволяет осуществлять воздушную разведку иностранных государств на значительную глубину территории (до 200-300 километров), не нарушая их воздушных государственных границ.
Новый этап в развитии ВР открыло появление беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Решение ряда разведывательных задач с помощью БЛА значительно упростилось. Дроны позволили выполнять задачи в условиях активных действий средств ПВО без боязни потери личного состава. Длительность полета разведывательных БЛА не позволяет противнику обеспечивать скрытность перемещения своих вооруженных сил на период их полетов.
Самолеты-разведчики не способны длительно (до 30 часов) решать задачи ВР из-за физиологических ограничений личного состава экипажа. В то же время БЛА не могут противостоять совместной работе комплексов РЭБ и ПВО, поэтому в этом они уступают подготовленным экипажам самолетов-разведчиков и самолетов, осуществляющих попутную разведку.
Воздушная разведка стран НАТО
В соответствии с тактическим наставлением АТР-ЗЗ (NATO Tactical Air Doctrine) по применению тактической авиации объединенных ВВС НАТО воздушная разведка Альянса является видом боевого обеспечения воздушных, наземных и морских операций. Прежде всего, она призвана удовлетворять потребности командования группировки объединенных вооруженных сил НАТО (ОВС НАТО) на театре военных действий (ТВД) в достоверной информации о противнике, его средствах вооружения, дислокации воинских подразделений, коммуникаций, средств связи и маршрутов снабжения в реальном масштабе времени.
В рамках стратегической операции на ТВД проведение ВР происходит одновременно с действиями основных вооруженных сил с привлечением спутников-разведчиков и стратегической разведывательной авиации ВВС США и НАТО. В ходе боевых действий роль ВР только увеличивается, так как резко возрастает количество объектов, сведения о состоянии которых необходимо получить в кратчайшие сроки. Поэтому к ведению разведки привлекаются экипажи всех самолетов, выполняющих боевые вылеты для решения задач огневой поддержки или уничтожения объектов противника. ВР, выполняемая такими экипажами, называется попутной, а на самолеты ставится специальное оборудование для ведения разведки.
Армии США и НАТО имеют на вооружении ВВС и других видов вооруженных сил широкую номенклатуру специализированных пилотируемых самолетов-разведчиков: от стратегических, типа RC-135, P-8 Poseidon, RС-130, до оперативно-тактических, типа Тornado, Sentinel R.1, CF-18, Shadow R.1, RC-12, и других. При этом основу стратегической разведывательной авиации НАТО составляют самолеты из состава ВВС США. Тактическая разведывательная авиация состоит в основном из самолетов-разведчиков США, Великобритании и Франции.
В настоящее время при участии США в альянсе уже активно реализуется масштабная инициатива Towards NATO Forces 2020, рассчитанная на перспективу до 2025 года. Она должна позволить вооруженным силам НАТО повысить «устойчивость управления, степень осведомленности о противнике и своих силах, эффективность разведывательных средств и сократить время принятия решения на применение войск и систем оружия».
Ключевыми элементами инициативы стала система дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией AWACS и автоматизированная система воздушной разведки, наземной (надводной) обстановки AGS (Air Ground Surveillance), включающая средства оперативно-тактической воздушной разведки и наземные комплексы обработки добытой разведывательной информации.
Ох, уж эти хитрые русские…
Благодаря выполнению Towards NATO Forces 2020, количество полетов разведывательной авиации стран НАТО, и прежде всего США, вдоль границ России выросло в несколько раз. С одной стороны, самолеты-разведчики повышают «степень осведомленности» о повседневной жизнедеятельности нашей армии. Также изучаются способы ведения боевых действий ВКС России в Сирии и отслеживаются результаты применения крылатых ракет, как это было, к примеру, 14 апреля 2018 года. С другой стороны, они пытаются добыть сведения о боевой учебе наших войск на учениях, применении комплексов ПВО и береговой обороны, чтобы в случае чего «сократить время принятия решения на применение войск и систем оружия».
Только что-то у них не особо получается. Например, против Ливии натовским воздушным шпионам надо было совершить один-два полета, и вся информация была у них в руках. Против России же приходится тратить больше сил и средств, а информации от этого - «пшик».
Проводить ВР, не нарушая наших границ, можно двумя способами: либо в рамках Договора по Открытому небу (The Treaty on Open Skies), либо посылая к нашим границам самолеты-разведчики. В первом варианте угрозу не находят (ох, уж эти хитрые русские), а во втором - найти активно и продуктивно мешают то наши самолеты, то комплексы ПВО и РЭБ.
Вот поэтому и летают самолеты разведывательной авиации США и других стран НАТО у наших побережий часто и подолгу, при этом давая нашим военным потренироваться на реальных объектах обнаружения, сопровождения и, зачастую, выпровождения восвояси.