Командир «адмиральской когорты»
Фрегат «Адмирал Эссен» горделиво заходил в севастопольскую бухту. Это был уже не парадный заход для представления флоту и городу после межфлотского перехода с Балтики, когда новейший фрегат во всей своей красе явился севастопольцам и черноморцам. Тогда он заходил с праздничным построением моряков вдоль борта, с эскортом - в сопровождении катеров и вертолетов. Сейчас не было ни высокого флотского начальства, ни митинга с хлебом-солью и жареным поросенком. Было тривиальное будничное возвращение со ставшей уже обычной рутинной боевой службы, в ходе которой фрегат под командованием капитана 2 ранга Антона Куприна с первого месяца весны по первый месяц жаркого лета выполнял поставленные задачи.
Гонки с авианосцем
Сто одиннадцать суток в море! Именно суток, а не дней, ибо боевая работа экипажа шла днем и ночью. В противоборстве с сильным и грозным потенциальным «партнером» или, как раньше говорили, супостатом - натовскими кораблями, и прежде всего американскими.
Обнаружив наш новейший фрегат (о его задачах американские моряки догадывались), авианосец «Гарри Трумэн» решил сразу проверить его на способность слежения-сопровождения и дал ход в 30 узлов. Удержится ли российский фрегат в ордере? Имея два ядерных реактора, 4 турбины суммарной мощность в 260.000 лошадиных сил, четыре пятилопастных винта весом по 30 тонн каждый, сделать это было несложно. А главное, авианосцу не надо было заправляться топливом, как нашему кораблю, - оно у него ядерное и дает автономность в 3.000.000 морских миль.
В полную силу заработала двигательная установка и нашего фрегата. Подчиненные командира БЧ-5 капитана 3 ранга Владислава Белого ответили на брошенную авианосцем «перчатку». За кормой вспенился белый бурун. Начались гонки. И скоро на американском авианосце поняли, что ТТД (тактико-технические данные) новейшего российского фрегата - не рекламная акция, которую так любят граждане звездно-полосатого флага, а реальные цифры. «Адмирал Эссен» не один час держал гоночный «удар», делая, меж тем, свое дело.
«Скоростью фрегат не взять. Будем брать маневром», решили на авианосце. Но и тут просчитались. Капитан 2 ранга Антон Куприн умело просчитывал и упреждал действия авианосной многоцелевой группы (АМГ) ВМС США и в нужное время появлялся в нужном месте. Он хорошо знал тактику действия авианосцев, соизмерял ее с задачей, береговой линией, районом плавания и театром действий.
Целых 35 суток шла «гонка за лидером», 35 дней и ночей фрегат «Адмирал Эссен» следил за АМГ во главе с «Гарри Трумэном», который из базы Норфолк сопровождали ракетный крейсер «Нормандия» и эсминцы «Арли Берк», «Балкли», «Форрест Шерман» и «Фаррагут». Каждый из них намного превосходил по водоизмещению и оружию фрегат «Адмирал Эссен». Оторваться «Гарри Трумэну» от «Адмирала Эссена» не удалось.
- Если же говорить об авианосце, то его водоизмещение - 97.000 тонн, автономность - 3 миллиона морских миль, экипаж - 3.200 человек, плюс 2.480 человек - авиакрыло, которое обслуживает 90 самолетов и вертолетов, - с легкой ироничной улыбкой говорит командир фрегата, вспоминая недавнюю боевую службу, - а у нас один вертолет корабельного базирования...
Можно себе представить соотношение сил. Конечно, речь не идет о боевых действиях или прямом военном противоборстве. Фрегат «Адмирал Эссен» должен был видеть, слышать, что делает авианосец и группа, постоянно докладывать обстановку на командный пункт ВМФ и быть в готовности выполнить любую поставленную задачу, включая применение высокоточных «Калибров»…
Досье
«Адмирал Эссен» (заводской номер - 01358) является вторым построенным на АО «Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь"» в Калининграде для ВМФ России фрегатом модифицированного проекта 11356 по контракту от 28 октября 2010 года. Корабль был заложен 8 июля 2011 года и спущен на воду 7 ноября 2014 года. Фрегат вышел на заводские ходовые испытания 5 ноября 2015 года и приступил к этапу Государственных испытаний 30 января 2016 года, завершив их 19 апреля. Сдача «Адмирала Эссена» ВМФ России состоялась 7 июня 2016 года.
Крейсерская школа
Когда на новый фрегат «Адмирал Эссен» потребовался новый командир, выбор остановили на Антоне Куприне не случайно. Капитан 2 ранга к тому времени имел солидный послужной список. Коренной севастополец, он еще школьником решил стать офицером. В городе тогда не было российских военных вузов, и он отправился в Калининград. Там успешно выдержал экзамены и стал курсантом Балтийского военно-морского института имени Ф.Ф. Ушакова.
По распределению попал на Черноморский флот в ведущее корабельное соединение - дивизию надводных кораблей, на сторожевой корабль «Сметливый», где занял должность командира группы управления ракетным оружием.
- В море ходили часто, боевые службы были привычным делом для экипажа, - вспоминает Антон, - я благодарен моему первому командиру корабля капитану 2 ранга Константину Алексееву за науку. Он стал моим первым и настоящим корабельным учителем. Благодаря ему рос и профессионально, и в звании...
Здесь же, на «Сметливом», Антон стал командиром ракетно-артиллерийской боевой части, а в 2008 году передового офицера назначили старшим помощником командира корабля. За это время отмерил десятки тысяч миль, получил отменный опыт морских походов.
Именно его, Антона Куприна, решили назначить старпомом на флагман Черноморского флота - гвардейский ракетный крейсер «Москва». И не ошиблись. Целых четыре года старпомовской крейсерской школы флагмана Черноморского флота, причем в период его активного плавания. Такое выпадает далеко не каждому.
Чего стоит, например, поход во Владивосток для участия в стратегическом КШУ «Восток-2010». Никогда ранее ГРКР «Москва» не ходил в два океана сразу - Индийский и Тихий. Средиземка и Атлантика для него привычны, можно сказать, - дом родной. А тут сразу за один поход пол Земного шара прошел. Был даже заход в Австралию, где в то время с визитом находился президент РФ Владимир Путин. Примечательным был поход и на Кубу. И как итог тех дальних боевых служб - медаль Ушакова.
После крейсерской школы назначили заместителем начальника штаба дивизии надводных кораблей. Но штабная работа завершилась через три года, когда потребовался командир на новейший фрегат «Адмирал Эссен». Антон Куприн оказался самой достойной кандидатурой. И в декабре 2016 года он стал командиром первого серийного фрегата «адмиральской когорты», куда сегодня входят «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен», «Адмирал Макаров».
Путь на ходовой мостик современного фрегата занял многие годы напряженного труда, бессонных ночей в дальних походах. Вот и в этом, уже третьем, командирском походе Куприну пришлось изрядно «попотеть». Лаг фрегата отмерил более 24.000 миль!
Командир соединения надводных кораблей ЧФ контр-адмирал Олег Криворог выделяет самостоятельность отличительной чертой Куприна, как командира. А он знает, что говорит. Олег Леонидович целую неделю вместе со штабом дивизии был на «Адмирале Эссене», когда руководил зачетно-тактическим учением дивизии в Средиземном море и видел капитана 2 ранга Куприна в деле. Очень важно, когда командир может обходиться в автономном плавании без старшего на борту, без штабных «нянек». Это свидетельствует об уровне его подготовки, компетентности, волевых качеств.
«Калибры» и пойманная «Огайо»
Вспоминается Куприну такой эпизод минувшей боевой службы. Тогда отличилась и боевая часть управления капитана 3 ранга Виктора Смирнова, которая сумела обнаружить американскую подводную лодку типа «Огайо» и удержать контакт с ней без малого час! В боевой обстановке этого времени контакта более чем достаточно, чтобы уничтожить субмарину, поступи на то команда. Известно и имя этой подлодки. Теперь ее «голос» находится в нашей картотеке. А это дорогого стоит.
Трижды - в мае, июне и сентябре прошлого года - фрегат выполнял пуски крылатых ракет «Калибр-НК» по укрытиям боевиков ИГ (запрещена в РФ, - ред.) в ходе операции российских войск в Сирии. Конечно, это было серьезным испытанием для всего экипажа. Все 10 его ракет достигли цели. Более того, именно фрегат «Адмирал Эссен» выполнил испытательную залповую стрельбу. На сегодняшний день «Адмирал Эссен» - бесспорный лидер по количеству выпущенных ракет «Калибр». А еще он пока единственный корабль, который отработал стрельбу главным комплексом с использованием беспилотника корабельного базирования.
- В ходе боевой службы нам приходилось действовать в разных составах, взаимодействовать с фрегатом «Адмирал Григорович», сторожевыми кораблями «Сметливый», «Пытливый», «Ярослав Мудрый», не раз заправляться в море от танкеров «Иван Бубнов» и «Лена», - вспоминает Антон Куприн.
Полтора командирских года были чрезвычайно насыщенными. Вот и сейчас экипаж, объявленный лучшим в дивизии по электромеханической части, ПВО и радиационной и химической безопасности (РХБЗ), находится в очередном и очень значимом походе.
В начале сентября наш ВМФ развернул самую мощную группировку боевых кораблей за все время участия РФ в сирийском конфликте. В ее состав вошли 10 кораблей, большинство из которых - Черноморского флота, причем оснащенные крылатыми ракетами «Калибр-НК», а также две подводные лодки, также имеющие на вооружении «Калибр-ПЛ».
Это самая мощная корабельная группировка с начала операции Вооруженных сил России в Сирии в сентябре 2015 года. В состав ударного соединения вошли ракетный крейсер «Маршал Устинов», большой противолодочный корабль «Североморск», сторожевой корабль «Пытливый», фрегаты «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров», малые ракетные корабли «Град Свияжск», «Великий Устюг», «Вышний Волочек» и дизель-электрические подводные лодки ЧФ «Великий Новгород» и «Колпино». Для снабжения корабельной группировки в Средиземное море был направлен большой морской танкер Черноморского флота «Иван Бубнов».
Ждать, надеяться и верить
Дни, когда он видел семью, можно по пальцам пересчитать. Мы и встретились с ним на фрегате первый раз, когда он, официально находясь в отпуске, вынужден был по служебным делам прибыть на корабль.
Помните песню про авиаторов: «Первым делом, первым делом - самолеты, ну а девушки, а девушки…» Вот так и у Куприна. Первым делом - фрегат, экипаж. Служба такая, что хочешь не хочешь, а семье приходится ждать, надеяться и верить.
В каюте командира - фотография самых близких: жена Ирина, преподаватель младших классов, и три дочери. Старшей, Насте, - 14 лет, Екатерине - 10, Полине - 5 лет.
- Я очень благодарен моей супруге за ее женский подвиг, за то, что она одна «тянет воз» семейных проблем, когда нахожусь в море, - говорит Антон. - А морячить приходится много. Другой судьбы у боевого корабля ВМФ России и его командира не бывает.