«Альтаир» убрали в дальний угол до лучших времен
Российские авиастроители замахнулись на амбициозный проект - «поднять» в стране полноценную воздушную трассу для беспилотной авиации. Логисты, авиаконструкторы и ряд чиновников уже спешат заявить: такой беспилотный авиамост может взорвать рынок авиагрузоперевозок. Особенно в малозаселенных регионах Сибири, Дальнего Востока, Арктики. Оно и понятно, только ряд застарелых проблем может помешать реализации такого долгоиграющего и перспективного проекта. Еженедельник «Звезда» попытался понять, кто ставит палки в колеса российской беспилотной перспективе.
Крылатые роботы-беспилотники готовы захватывать мир
Полноценная беспилотная магистраль - мечта амбициозных авиастроителей современности. Идея роботизированных воздушных мостов только на первый взгляд фантастика. Вряд ли кто-то лет двадцать назад мог угадать к чему приведет нынешний объем услуг сотовой связи. А теперь смартфон с мгновенным выходом в сверхскоростной 4G интернет почти в каждом рюкзаке школьника.
Аналогичная ситуация и в авиастроении. Теперь беспилотные летательные аппараты - уже не одни дроны-разведчики, выполняющие только аэрофото и видеосъемку. Они теперь и ударные крылатые бойцы, которые, кстати, далеко не всегда на «светлой» стороне. Та же назойливая беспилотная «саранча» неоднократно атаковала российскую базу в сирийском Хмеймиме.
Впрочем, и в мирных отраслях для беспилотников найдется широкое поле для применения: научные эксперименты и геологическая разведка, экстренная доставка лекарств и медтехники в труднодоступные районы, картография, лесное хозяйство, контроль за состоянием коммуникаций и многое другое. Неслучайно такие гиганты, как Google и Amazon, вкладывают серьезные деньги в проекты по беспилотной доставке товаров.
Интернет-продажи товаров и услуг - отдельный рынок с многомиллиардными оборотами. Единственный реальный «тормоз» торговли онлайн - несовершенство логистики. Традиционные способы доставки часто - долго и дорого. И здесь свой триумфальный «врыв» может оформить беспилотная авиация. Отсутствие необходимости содержать штат пилотов, быстрая оптимизация дрона под конкретный груз, экономичные турбовинтовые двигатели и малые габариты используемых беспилотников - все эти плюсы дают серьезную фору беспилотникам в начавшемся уже соревновании с классическими грузоперевозками.
- Если приглядеться к мировому объему производства и военной, и гражданской авиатехники, то мы видим - беспилотники уже отвоевали себе место в 25%, - заявил генеральный авиаконструктор Сергей Коротков на заседании профильной комиссии в Госдуме, которое состоялось под председательством вице-президента Союза машиностроителей, депутата Госдумы Владимира Гутенева. - И эта цифра наверняка и дальше будет расти.
Но это в мире. Прогнозы по России пока что более чем осторожные. К 2030 году доля беспилотной грузоперевозки у нас может вырасти... лишь до 9%. На сегодняшний день она вообще колеблется где-то в районе ничтожного одного процента. Для наших огромных, часто труднодоступных для обычного транспорта пространств ситуация претендующая на шахматный «мат».
Недостаток IT «тормозит» Россию
Отечественные специалисты спешат утешить: все не так мрачно. Уже сейчас в работе перспективные проекты беспилотных авиамостов с отдаленными регионами Сибири, Дальнего Востока и российского Заполярья.
- Так, руководство Хабаровского края выступает за пилотный проект беспилотного регионального авиасообщения для грузоперевозок, - говорит Сергей Коротков. - Такой же проект скоро появится для Арктики, где у нас известные большие геополитические интересы. Свой беспилотный маршрут продумываем даже для Антарктики.
По словам конструктора, в распоряжении российских авиастроителей уже есть прошедшие испытания системы грузовых дронов, которые можно определить на беспилотную службу на Дальний Восток и в Арктику.
Однако отсутствие должного уровня роботизации и откровенное несовершенство российского программного обеспечения для электронных «мозгов» дронов - грозит стать приговором для любого амбициозного проекта.
Нехватка отвечающих современным требованиям отечественных микропроцессоров, датчиков, программных продуктов - все это недавно поставило крест на перспективном проекте тяжелого ударно-разведывательного беспилотника «Альтаир» («Альтиус-М»), разрабатывавшегося в казанском КБ имени Симонова. Инженеры так и не смогли закончить эти, столь перспективные для «оборонки» разработки. Причиной тому послужили не только технические сложности, но и банальное отсутствие финансирования.
- Как мне кажется, основная причина закрытия темы - нехватка средств на ее реализацию, - сказал авиаэксперт Денис Федутинов. - Около года назад ОКБ имени Симонова выходило с предложением конверсии данной программы. На базе изначально военной разработки предлагалось создать гражданский вариант беспилотного летательного аппарата, который, в частности, мог бы быть использован для мониторинга северных районов, включая северный морской путь, районы размещения объектов энергетики в Арктике и т.д. Но, видимо, бизнес-проект не сработал.
В итоге обещанных полноценных дронов тяжелого класса, уже имеющихся в тех же Китае и США, у нас пока так и не появилось. А ведь рабочая грузоподъемность того же «Альтаира» предполагалась порядка 7 тонн! Пока мы не сможем производить подобную технику - все проекты беспилотных мостов останутся только на бумаге.
- Не решен и нормативно-правовой базис для беспроблемной эксплуатации беспилотной авиации, - добавил зампредседателя комиссии Союза машиностроителей по развитию аэронавигации Виктор Соломенцев. - Да, работы в этом направлении ведутся, однако сделать еще предстоит очень много.
«Софт» всему голова
Впрочем, в настоящее время идут работы в правовом поле. Более того, уже разрабатываются форматы оказания услуг для дронов-курьеров и беспилотных воздушных грузовиков. Пока это только наброски, но, по словам авиаконструктора Сергея Короткова, продуманный спектр услуг позволит беспилотным перевозкам охватить как промышленную, так и бытовую сферу.
Однако бесконечных речей о проектных наработках крайне недостаточно.
Чтобы в России заработала полноценная система беспилотных трасс и воздушных мостов, нужен системный подход. В первую очередь - в сфере высоких технологий и создания отечественного программного обеспечения.
Все это вопросы не только «гражданки». Такие «мосты» легко могут встать под ружье - ради обеспечения национальной безопасности страны. Главное перейти от слов и обещаний к конкретной научно-технологической работе. Тогда и микропроцессорами для передовых электронных «мозгов» обзаведемся, и «софтом» для новых беспилотных летательных машин.