«Ангелы моря» спешат на помощь
© Фото автора
Спасение подводной лодки.

«Ангелы моря» спешат на помощь

Военно-морские спасатели с риском для жизни предотвращают чрезвычайные ситуации на воде, эвакуируют экипажи аварийных подлодок и кораблей, спасают попавших в беду
Реклама
«Ангелы моря» спешат на помощь
© Фото автора
Спасение подводной лодки.
Читайте нас на: 

Сигнал тревоги поступил на пульт дежурного аварийно-спасательного отряда Новороссийской военно-морской базы ранним утром. В Цемесской бухте тонуло судно. Первыми на борт дежурного водолазного катера направились девять спасателей дежурной группы во главе со старшим лейтенантом Иваном Таликиным. В ее составе - пара водолазов, спецы по заделыванию пробоин, откачиванию воды, пожаротушению и спасению людей на воде, мотористы-электрики с комплектом энергооборудования.

Предотвратить, спасти, помочь…

Через десяток минут этот экстренный «спецназ» спасателей направляется к аварийному судну. Уходит под воду на обследование корпуса судна опытный водолаз старший мичман Алексей Ножкин, спасатели команды старшины 2-й статьи Сергея Карамана разворачивают помпы и наборы аварийного инструмента, устройство для массового подбора плавающих на воде людей, надувной спасательный плот, старший матрос Иван Чернышов запитывает всю операцию дополнительной энергией мобильных агрегатов. Со стороны при этом не видно никакой суеты. На глазах выравнивается крен аварийного судна, из воды на борт катера-спасателя поднимаются «бедолаги»-моряки, испытавшие эту не очень-то приятную по сезону купель. С подоспевшего спасательного буксира под началом капитана Сергея Привалова на аварийное судно заводится трос, и оно буксируется в порт.

Буксировка аварийного судна.
© Фото автора
Буксировка аварийного судна.

- Отбой учебной тревоги, - командир аварийно-спасательного отряда капитан 2-го ранга Денис Майоров остановил бег стрелки хронометра и дал команду подчиненным собраться для подведения итогов занятия. И хотя судно тонуло условно, все действия спасателей в акватории бухты были вполне реальными - с риском, полным напряжением моральных и физических сил, предельной профессиональной заточкой.

Конечно, командир увидел и какие-то шероховатости в действиях своих моряков, на то она и учеба, чтобы завтра превзойти себя сегодняшнего.

Беда на море многолика    

Надо заметить, что большинство спасателей отряда - а они все моряки контрактной службы - прошли испытания реальными спасательными операциями и мероприятиями по предотвращению бедствий на воде. Но профилактика - дело не менее ответственное и сложное, чем операция по спасению.

Так, например, было в пору крымской весны 2014 года, когда моряки отряда обследовали не один километр причальных линий на предмет противодиверсионной безопасности. Немногим ранее подобную работу они проделали на причальных объектах зимних Олимпийских игр в Сочи - спасательные суда отряда отстояли в том районе месячную дежурную морскую вахту.

Весьма эффективными стали и двусторонние учения по оказанию помощи аварийной подводной лодке в море. Через эту форму прикладной моряцкой учебы «на живучесть» прошли все экипажи субмарин сформированной в Новороссийске бригады подводных лодок. А сами спасатели приобрели ценный практический опыт своевременной и высокопрофессиональной реакции на подводницкий сигнал «SOS». С такой же интенсивностью несут морские спасатели и службу в районе строительства Крымского моста и в составе постоянной корабельной группировки нашего флота в Средиземном море.

Беда чаще всего приходит неожиданно, а на море она особенно многолика. И экипажам боевых кораблей на его просторах очень нужна уверенность, что в экстремальной ситуации на помощь придут «братишки-спасатели». Профессионалы аварийно-спасательного отряда понимают, что их готовность к действию - это спасенные жизни, сохраненные корабли. Поэтому и оттачивают они навыки, не покладая рук. Эффективность учебы и повседневной практики подкрепляется и модернизацией материальной базы отряда.

Спасательные инновации  

- За крайние два года к нам поступило 5 современных судов, - рассказал корреспонденту «Звезды» заместитель командира отряда по аварийно-спасательным работам капитан-лейтенант Вадим Пына. - А если говорить о модернизации оборудования, то она составила процентов 90.

Одно из новых судов отряда - спасательное буксирное судно проекта 22870 «Профессор Николай Муру», которое уже не раз показало свои эффективные возможности в дальних походах и несении службы по предназначению в составе постоянного корабельного соединения ВМФ России в Средиземном море.

Спасательное судно проекта 22870 «Профессор Николай Муру» не раз показало свои эффективные возможности в дальних походах.
© Фото автора
Спасательное судно проекта 22870 «Профессор Николай Муру» не раз показало свои эффективные возможности в дальних походах.

- Новейшее оборудование этого буксира предназначено для снятия судов с мели, буксировки, эвакуации с аварийных кораблей пострадавших и оказания им медицинской помощи, подачи на аварийные суда электроэнергии, борьбы с пожарами, в том числе на объектах береговой инфраструктуры, - характеризует инновационное судно командир Новороссийской военно-морской базы контр-адмирал Олег Шастов. - С этого судна можно вести водолазные работы на глубинах до 60 метров, собирать с поверхности моря нефтепродукты, проводить поисковые и исследовательские работы с применением телеуправляемого необитаемого подводного аппарата.

Технический эксклюзив этого «железного ангела» моря - возможность его удержания в открытом море на одном месте без использования якорей, что достигается применением оригинальной системы динамического позиционирования. Это позволяет с большей точностью производить, скажем, обследование объекта, лежащего на глубине, подводными аппаратами, спускаемыми с борта судна. Особенно важно это при проведении спасательных или судоподъемных операций.

Такая способность современного спасательного судна под началом капитана Александра Орлова была проявлена недавно и при выполнении скорбной поисковой миссии у берегов Сирии в месте падения нашего самолета-разведчика Ил-20.                 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама