Гори ты ядерным пламенем: как Америка прикрывается Европой
...Встреча с иностранным дипломатом была закрытой для печати. По принципу Chatham House. То есть действовало правило: ничьих имен не упоминать, ни на кого не ссылаться, никого не цитировать. Но разрешалось задавать вопросы, получать на них ответы. Для понимания ситуации, если можно так сказать. И когда подошла моя очередь, я спросил спикера:
- В Норвегии сейчас проходят учения Североатлантического альянса Trident Juncture («Единый трезубец»). В них принимают участие и пара батальонов из вашей страны. У меня нет по этому поводу никаких вопросов: военные, как и футболисты, должны тренироваться. Вопрос в другом. Скажите, пожалуйста, почему все учения НАТО проходят на землях Европы и никогда - на территории США? Это потому что в вероятном военном конфликте НАТО собирается воевать на европейском континенте, а США, как во время Первой мировой и Второй мировой, планируют отсидеться за океаном?
Дипломат начал объяснять, что учения «Единый трезубец», в отличие от тех, что проводит Россия, абсолютно открытые, что о их проведении было известно еще два года назад, что на них, опять же в отличие от Москвы, пригласили наблюдателей, в том числе и от нашей страны…
По сути моего вопроса он не сказал ничего.
Пустые обещания
Понятно, почему: сказать было нечего.
Вот я и думаю, что выход США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, о котором заявил президент Дональд Трамп, может отразиться не только на безопасности нашей страны и вызовет необходимость для России принимать ответные меры. Он не только нарушит стратегическую стабильность в мире, но в первую очередь нанесет очень серьезный удар по Европе. Почему?
Потому что, выйдя из ДРСМД, США будут размещать свои ракеты средней и меньшей дальности именно в государствах старого континента, входящих в НАТО. Обещание советника президента Трампа Джона Болтона, которое он дал в Москве во время переговоров с главой МИД России Сергеем Лавровым и президентом Владимиром Путиным, что Вашингтон не собирается размещать свои ракеты в Европе, ничего не значит.
Не только по старой русской поговорке «обещать - не значит жениться». Но и из-за того, что гарантии высокопоставленных американских чиновников не стоят даже бумаги, на которой они могут быть записаны. А произнесенные вслух - тем более. Мы знаем, как легко Соединенные Штаты выходят из договоров, которые им вдруг становятся невыгодными. Помним, как госсекретарь США Джордж Шульц убеждал генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, что после воссоединения ФРГ и ГДР НАТО не продвинется на Восток ни на метр. И где теперь Шульц? И где сегодня НАТО?
Конечно, американские ракеты средней и меньшей дальности окажутся в Европе. В этом нет никаких сомнений. Откуда же им еще угрожать России? Не из Африки же? Те возражения против их размещения на старом континенте, с которыми выступили министр иностранных дел Германии Хайко Маас или нынешний президент Франции Эмманюэль Макрон, вряд ли остановят Трампа и его администрацию.
Вступление в НАТО - прощание с независимостью
Немцы когда-то очень сильно возражали против размещения на их земле американских атомных бомб свободного падения В61. Говорят, даже провели заседание бундестага, где высказались за их вывод с территории страны. И что? В НАТО приняли решение, что вывод американского ядерного оружия из той или другой страны Североатлантического альянса возможен только тогда, когда за это проголосуют консенсусом все члены НАТО.
Кто-нибудь верит в то, что за вывод американских бомб с территории Германии или Италии будут голосовать, в том числе, Эстония или Албания? Да никогда в жизни.
Все страны, вступившие в НАТО, раз и навсегда отказываются от своей независимости и суверенитета. Самые важные военно-политические решения за них теперь принимает Брюссель, а точнее - Вашингтон, как главный спонсор и суверен этой организации. И если Штатам потребуется разместить свои ракеты в Германии или во Франции, никакой Маас или Макрон даже не пикнет. Нет, может, кто-то и пикнет, но тогда он очень быстро перестанет быть министром или президентом.
Ответные меры
Если в Европе появятся американские ракеты средней и меньшей дальности, то России придется на это как-то реагировать. Напомню, кстати, что в бюджете Пентагона на 2019 год уже заложено 58 млн долларов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию крылатой ракеты наземного базирования, нарушающей параметры Договора по РСМД.
Как мы будем реагировать, утверждать не могу. В Генеральном штабе Вооруженных сил России не работаю, хотя много лет назад и числился в его информационном управлении. Тем не менее, порассуждать на эту тему мне, как и другим людям, никто не запрещает.
Ответ может быть многогранным. Начиная с нацеливания на позиции американских ракет отечественных ракет средней дальности. Создать их в короткие сроки, как мне представляется, не составит большого труда. Например, можно уменьшить на одну ступень ракету комплекса «Тополь-М» или «Ярс». Можно вернуть в госпрограмму вооружений производство ракетного комплекса «Рубеж». Можно после небольшой доработки перенести с корабельных палуб на землю пусковые шахты крылатой ракеты большой дальности «Калибр». Если американцы могут разместить в пусковых стаканах своей системы ПРО Aegis в Румынии, а затем и в Польше вместо противоракет SM-3 крылатые ракеты «Томагавк», то почему мы не можем сделать то же самое со своими «Калибрами»?!
А, кроме «Калибров», у нас есть оперативно-тактические комплексы «Искандер-М» (говорят, он из Калининградской области достает даже до Берлина). Есть крылатые ракеты воздушного базирования на ракетоносцах Ту-160 и Ту-95МС с дальностью действия в 4,5 тысячи километров. Их можно пускать, не заходя в зону действия систем ПВО/ПРО вероятного противника. Есть, наконец, гиперзвуковые ракеты «Кинжал» на истребителях МиГ-31 с дальностью действия в две тысячи километров. А если приплюсовать к этой дальности радиус действия самого истребителя, то получится уже вдвое большая дальность. К тому же, как звучало в открытой печати, идут работы над применением «Кинжалов» с дальних бомбардировщиков Ту-22М3. А это еще больше увеличит их дальность.
Так что чем защитить свою безопасность, в случае выхода США из Договора РСМД и размещения их ракет средней дальности в Европе, у нас есть. Это будет не так разорительно, как кажется на первый взгляд, но довольно эффективно.
Ракеты достанут везде
А что же в этом случае почувствует Европа, которая станет театром военных действий для вооруженных сил США, как это и предусматривает натовская стратегия?
Вряд ли европейцы будут в восторге от того, что на их города и поселки, возле которых появятся американские ракеты, будут нацелены русские «Калибры», «Искандеры» и «Рубежи». Но никуда не денешься. Это - цена потери собственного суверенитета от вступления в агрессивный блок НАТО, полностью подчиненный Соединенным Штатам и их эгоистическим интересам, а также безумного следования в фарватере агрессивной американской политики.
Робкие попытки создания собственной европейской армии, о чем в последнее время говорят президент Франции Эмманюэль Макрон и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, с очень большой вероятностью обречены на провал. США не выпустят Европу из своих стальных «объятий». Так что придется смириться.
Смирились же в Евросоюзе с санкционной политикой в отношении России, на которой они теряют ежегодно свыше 100 млрд евро, а Вашингтон при этом продолжает зарабатывать на сотрудничестве с Москвой. Покупая российский титан для своих «Боингов», ракетные двигатели для запуска иностранных и своих спутников на орбиту Земли, топливо для своих АЭС. Половина американских атомных электростанций работает на российском урановом топливе.
Цена суверенитета, как оказывается, имеет не только финансово-экономическое измерение, но и военное, когда ты жертвуешь своей безопасностью - в интересах далекого от тебя заокеанского государства, его стремления к гегемонизму.
Правда, вряд ли Соединенным Штатам, разместив свои ракеты средней и меньшей дальности в Европе, удастся отсидеться за океаном. Даже если на нас нападут со стороны Европы, российские ракеты достанут агрессора и в Америке. Европейским щитом США не прикрыться. Не те времена.