Евроармия: зачем Евросоюз упорно наступает на любимый мозоль Трампа
Главы министерств иностранных дел и обороны стран Евросоюза на встрече в Брюсселе 19 ноября согласовали 17 новых проектов в рамках Постоянного структурированного сотрудничества ЕС в области безопасности и обороны (Permanent Structured Cooperation, PESCO).
Новые задачи
Пять проектов направлены на повышение квалификации европейских специалистов, а также командного состава для миссий Евросоюза. В их число входит создание Совместной разведывательной школы ЕС (Joint EU Intelligence School, JEIS), которая «обеспечит обучение и тренировку военного и гражданского персонала государств ЕС и НАТО по разведывательным дисциплинам». Ответственными за реализацию назначены Греция и Кипр.
«JEIS совместно со странами-членами ЕС, центрами передового опыта НАТО, службами разведки и безопасности будет осуществлять образование и подготовку разведывательного персонала государств-членов ЕС», - говорится в материалах Европейского совета.
Принято решение расширить командный Центр для проведения совместных военных операций. Ранее в нем числилось 30 специалистов. Он был создан в марте 2017 года в рамках действующего военного штаба Евросоюза при внешнеполитической службе сообщества. Руководитель этого штаба стал одновременно и директором Центра, на который было возложено командование небоевыми миссиями. В настоящий момент ЕС осуществляет три таких: в Сомали, Центральноафриканской Республике и Мали. Их цель - обучение местного военного персонала и содействие укреплению обороноспособности. В будущем этот Центр будет отвечать не только за проведение учебных миссий. Например, осуществлять операции по борьбе с контрабандой на Средиземном море.
В Берлине будет создан специальный Центр антикризисного менеджмента ЕС, задачей которого определено повышение готовности гражданского персонала в этой сфере. Первый шаг - подготовка пула из 200 полицейских, юристов и других экспертов. Еще один проект призван содействовать совместному использованию военных баз стран-участниц ЕС.
Несколько проектов посвящены разработке новых систем вооружений. В частности, беспилотника «Евродрон» и боевого вертолета Tiger Mark III. Речь идет также о создании новых систем управления артиллерией, беспилотных подводных аппаратов, систем защиты от дронов.
Справка
Программа PESCO, которую считают первым реальным шагом на пути создания европейской армии, была запущена в декабре 2017 года. Она включает реализацию серии проектов по развитию собственных военных возможностей Евросоюза, которые должны дополнять потенциал НАТО. Первоначально специальное уведомление об участии подписали 23 из 28 стран Евросоюза. Позднее к ним присоединились Ирландия и Португалия. За бортом этого объединения остаются все еще числящаяся в ЕС Великобритания, а также Дания и Мальта.
Трамп «оскорбился»
Решение о новых проектах PESCO - это очередная попытка Брюсселя выйти из под опеки США в сфере оборонной политики. Недавние торжества в Париже, приуроченные к 100-летию окончания Первой мировой войны, отчасти омрачил конфликт между французским президентом Эмманюэлем Макроном и его американским коллегой Дональдом Трампом.
«Мы не сможем защитить европейцев, если не примем решение создать настоящую общеевропейскую армию. У нас должна быть Европа, которая защищает себя преимущественно самостоятельно, без того, чтобы полностью полагаться на Соединенные Штаты», - заявил французский лидер.
Его поддержала немецкий канцлер Ангела Меркель. Выступая в Европарламенте, она сделала акцент на том, что появление «реальной, настоящей европейской армии» сможет показать миру, что «между европейскими странами больше никогда не будет войны».
Идею Макрона положительно воспринял и российский президент Владимир Путин. «В принципе Европа - мощное экономическое образование, мощный экономический союз, и в целом вполне естественно, что они хотят быть независимыми, самодостаточными, суверенными в сфере обороны и безопасности», - отметил он в интервью RT France.
А Трамп пришел в ярость от своеволия французского лидера.
«Президент Макрон заявил, что Европе стоит создать свои собственные вооруженные силы, чтобы защитить себя от США, Китая и России. Это очень оскорбительно. Но, возможно, Европе следовало бы сначала внести свою справедливую долю в финансирование НАТО, который США значительно субсидируют!» - написал он в Twitter.
Мнения и сомнения
Западные эксперты отмечают, что сама тема «общеевропейской армии» вновь возникла только после того, как о своем желании выйти из Евросоюза заявила Великобритания. Ранее Лондон, верный союзник Вашингтона, на корню пресекал попытки европартнеров проявить самостоятельность в оборонной политике, блокировал любые неугодные американцам решения. Теперь же ситуация изменилась, и этот пресс слегка ослаб. Однако никуда не делись обязательства европейцев в рамках НАТО и зависимость от заокеанского патрона. Поэтому говорить о том, что с расширением программы PESCO идея создания армии ЕС начнет реализовываться семимильными шагами, рановато. Пока у нее в Европе больше скептиков, чем сторонников.
«Трудно себе представить, что все члены ЕС дружно и единогласно поддержат предложение о создании европейской армии. Даже у НАТО нет собственных вооруженных сил. Боеспособность альянса строится в расчете на национальные контингенты стран-участниц», - считает старший научный сотрудник европейского Центра Карнеги Джуди Демпси.
«Прежде необходимо решить множество вопросов. Например, немецкий контингент сможет участвовать в таком военном формировании только в том случае, если бундестаг примет соответствующий закон и разрешит немецким солдатам служить за пределами страны. А это - ой как непросто!», - полагает евродепутат от немецкой партии «зеленых» Райнхард Бютикофер.
Евродепутат Эльмар Брок (ХДС) положительно относится к предложению Макрона, но считает, что реализовать его можно будет только в далекой перспективе. Для этого, как минимум, необходимо привести вооруженные силы стран-участниц ЕС к общему стандарту. «В этой связи Брюсселю следует предусмотреть ежегодные траты в размере от 30 до 100 млрд евро. Именно такие расходы прогнозирует Еврокомиссия. А где взять дополнительные средства?», - спрашивает он.
Однако, что бы ни говорили европейские скептики, очевидно: Евросоюз устал от диктата США и дозревает, чтобы предпринимать шаги, пусть пока и робкие, которые ударят по болезненной для Вашингтона мозоли - его стремлению к господству в военной и оборонной политике.
Хотелось бы, чтобы это у Брюсселя и Макрона и Меркель все же получилось...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.