Не вышел из боя
- Смотришь на раненого или больного, видишь в его глазах тревогу и понимаешь: он тебе доверяет, на тебя надеется, видит в тебе спасителя. И ты должен ему помочь, обязан помочь, - говорит Антон Ковалев. - Мне кажется, чувство долга у врача острее, чем у кого-либо другого.
Лично для него - это кредо, профессиональное и человеческое.
Упор на изучение военно-полевой хирургии
Выпускник Томского военно-медицинского института (ТВМИ) офицерскую службу начал в 2003 году в воздушном десанте - в 7-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии.
- Было много командировок, учений с десантированием и полевых выходов, стрельб и тактических занятий. Я весь Кавказ объездил. Тогда в полках служили много офицеров с боевым опытом, они прошли первую и вторую чеченские кампании, и у них было чему поучиться, - вспоминает Антон Александрович.
Во время службы в «крылатой пехоте» молодой военврач совершил 19 парашютных прыжков, ну и конечно, ему приходилось применять на практике врачебные знания и навыки.
Антон Ковалев с благодарностью вспоминает одного из своих преподавателей и наставников - доктора медицинских наук, профессора, врача-хирурга высшей категории, полковника медицинской службы Рафаэля Баширова. Он был начальником кафедры военно-полевой хирургии ТВМИ. Хирург от Бога, будучи еще молодым военврачом разработал, а затем руководил комплексной научной программой лечения наших раненых в Афганистане, спас сотни солдатских жизней.
- Когда я учился, войн тогда, в начале 2000-х, не было, но мы на кафедре Баширова тщательно изучали методы лечения огнестрельных травм: ранения пулевые, осколочные, минно-взрывные, травмы взрывные, изолированные, множественные, сочетанные, ожоги, - вспоминает Ковалев.
Среди учеников Рафаэля Серажудиновича немало блестящих военных хирургов. Многие из них работали в районах локальных войн и вооруженных конфликтов.
Антон Ковалев - один из них.
От Пальмиры до Дейр-эз-Зора
В 2007 году Антон Ковалев поступил в ординатуру при Томском военно-медицинском институте. Специализация была та же - военно-полевая хирургия.
...Старшего ординатора хирургического отделения медицинского отряда специального назначения (МОСН) включили в состав оперативной группы во главе с генерал-майором Алексеем Завизьоном. С 7 октября по 28 декабря 2015 года - выезд за выездом. Алеппо, Пальмира, Дейр-эз-Зор. Российские военные советники работали непосредственно в боевых порядках правительственных сил Сирии.
Военврач в боевой обстановке - специалист многопрофильный. Он должен быть и терапевтом, и анестезиологом, и, конечно, хирургом. Его основная задача заключается в диагностировании опасных для жизни состояний раненых и больных и оказании им первой медицинской помощи. Наградой майору медслужбы Ковалеву за его профессиональную деятельность и мужество по результатам первой командировки в Сирию стала медаль Жукова.
Справка
Основное предназначение медицинских отрядов специального назначения - медобеспечение войск, участвующих в выполнении задач особого характера, в том числе при вооруженных конфликтах, во время ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в миротворческих миссиях. МОСН располагается как можно ближе к передовой, его персонал оказывает первую медпомощь раненым, больным и травмированным и только затем проводится эвакуация пострадавших в стационарные лечебные учреждения Минобороны России.
Довезти живым
Во вторую командировку в Сирию Антон Ковалев отправился вместе со своим медицинским отрядом специального назначения. За четыре месяца медперсоналом МОСН была оказана медпомощь более чем 5.000 человек, врачи выполнили более 100 хирургических операций.
Помимо работы в полевом госпитале, майор медслужбы Ковалев вновь привлекался к поездкам по фронтам в составе оперативной группы военных советников - тогда шли тяжелые бои в Алеппо. Помощь раненым бойцам правительственных сил военному медику приходилось оказывать практически в зоне боевых действий. Но сам он считает, что труднее было организовывать их эвакуацию.
- Бывало, колонна идет к госпиталю больше восьми часов, жара неимоверная, раненые мучаются... - вспоминает Антон.
Он довозил всех живыми.
Цифра
97.000 - стольким гражданам Сирийской Арабской Республики оказали квалифицированную медицинскую помощь российские военные медики за время проведения военной операции против незаконных вооруженных формирований международных террористических организаций.
Обстрел под Алеппо
...Взрывной волной бросило на песок. Застонал переводчик - осколок попал ему в бедро. Вместе с военными советниками Ковалев вынес раненного подальше от сирийского КПП, по которому продолжали вести минометный огонь боевики.
- Позади взрывы, и я вдруг чувствую, как что-то теплое течет у меня по ноге, потом захлюпало в берце, - вспоминает Ковалев. - А боли нет.
Только оказав первую медицинскую помощь офицеру-переводчику, он занялся собой.
Осколок попал в икроножную мышцу. Сирийские солдаты оперативно отвезли обоих раненных российских военнослужащих в свой госпиталь в Алеппо. Там хирурги извлекли у Ковалева осколок и наложили швы.
Командование хмеймимской военной базы хотело первым же бортом отправить Антона в Россию. Он отказался.
- Осколок сирийские коллеги вынули грамотно, рана не беспокоила, я понимал, что смогу и дальше работать, - вспоминает сегодня майор медицинской службы Антон Ковалев.
Он продолжал выполнять обязанности начмеда оперативной группы, пока не прибыл его сменщик.
Есть такая работа - быть на передовой
Старший ординатор хирургического отделения МОСН майор медицинской службы Антон Ковалев продолжает службу в отделении неотложной хирургии военного госпиталя. Кавалер ордена Мужества считает, что три командировки на войну в Сирию - это не много.
Для военврачей МОСН - это привычная работа, - говорит он. - Наше предназначение - спасать людей на линии фронта.