Китайские «рестораны» в Антарктиде
В начале ноября 2018 стартовала 35-я всекитайская антарктическая экспедиция, уже прозванная «великой». В КНР не скрывают: проекты на ледовый континент у полуторамиллиардного населения державы самые грандиозные. Один из них - строительство крупнейшей авиабазы-хаба в 28 километрах от научно-исследовательской станции «Чжуншань». Аэродром планируется обустроить на огромном ледовом щите, надежность и прочность которого заранее проверена китайскими учеными в процессе многолетних исследований.
Инфраструктура самого крупного аэродрома Антарктики будет сопоставима с гражданскими аэропортами-хабами крупнейших мегаполисов мира. Но тут больше сходства с военными базами развитых стран. Официальные источники - газеты «Женьминь Жэбао» и «Кэцзи Жибао» - объясняют масштабы проекта довольно невинными целями: развитие туризма и новые направления в научно-исследовательской деятельности.
«Великая ледовая стена»
Даже поверхностный анализ показывает - Китай хочет всерьез закрепиться на Южном полюсе. Первая станция, «Чань-чэнь» или «Великая Стена», где трудится четыре десятка исследователей, была основана ими на острове Ватерлоо еще в 1985-м. К этому периоду сегодня принято относить начало китайского «экономического чуда». Первые ростки только-только набирающей силу экономики - и сразу серьезные вложения в ледяные бесплодные земли. Вряд ли умеющие считать каждый юань соседи сделали это сугубо из научного любопытства.
Второй объект, основанный через четыре года, также был рассчитан минимум на полсотни ученых. А вот третья постоянная база, открытая в 2009-м «Куньлунь», сразу же стала одним из ведущих научных объектов, способным потягаться с основательно оборудованными «старожилами» материка - россиянами и американцами - полярными городками.
Самая высокогорная антарктическая станция расположена отдаленно от остальных объектов, в области экстремально низких температур. «Куньлунь» является наиболее благоприятным местом для астрономических и гляциологических (изучение свойств льда - прим. ред.) исследований. На станции развернута автоматическая обсерватория, изучающая нижние слои атмосферы, полярные сияния, лунный свет и распределение облаков, а также сейсмическую стабильность Антарктиды и уровень радиации. То есть, все то, что напрямую связано со строительством объектов и проживанием в этой местности.
Китайские станции рисковать жизнями своих исследователей не намерены - в ближайшее время они собираются установить генераторы кислорода. Специалисты считают, что так люди смогут работать на антарктических станциях с приемлемым комфортом даже в лютые морозы. Военные эксперты тоже подбрасывают плюсов китайцам - из-за очень сухой, чистой и практически безветренной атмосферы район «Куньлунь» является идеальным местом для военных разведчиков. Здесь есть все условия для эффективного слежения и дальнего загоризонтного наблюдения.
- Китай не скрывает своих экспансивных настроений. Их интересует любая точка на планете, - считает военный эксперт Александр Мозговой. - И, естественно, прежде всего ресурсы. Ради своих целей китайцы легко могут разместить или переправить туда все что угодно: от вооруженных ледовых вездеходов до целых ракетных батарей и радиолокационных станций, - отмечает аналитик.
Ход «Снежным ястребом»
Есть ли пример в мировой истории, когда всего один самолет помог выиграть не просто сражение, а всю войну? Похоже, такая возможность у Пекина появилась. Во всяком случае там так считают.
И это транспортник Basler BT 67. Три года назад Китай закупил его у Соединенных Штатов. Почему этот, прямо скажем, не самый инновационный самолет? У этой крылатой машины есть одна интересная конструкционная особенность - она прекрасно чувствуют себя в высоких широтах, в условиях разреженного воздуха и низких температур. Вскоре многотонная покупка уже бороздила небеса Антарктики - китайцы переименовали самолет в «Сюэин» («Снежный ястреб») и отправили покорять край планеты. Чудо техники регулярно совершает перелеты между полярными станциями Поднебесной, легко «наматывая» за рейс до 1.300 километров в сверхсуровых условиях.
В том же 2015-м правительство народной республики утвердило государственную программу по освоению Антарктиды. На базах «Чжуньшань» и «Куньлунь» началось строительство четырехкилометровых взлетно-посадочных полос, и в декабре 2017 года Китай официально открыл прямое авиационное сообщение с ледовым континентом. 16 числа на снежный аэродром приземлился первый пассажирский рейс HainanAirlines.
В выигрыше и снабжение полярных баз - вместо долгих трех недель пути на ледоколе, дождаться необходимых грузов теперь можно за каких-то 20 часов.
Но это был лишь «пробный шар». Отдельная авиабаза, заложить фундамент которой должна упомянутая выше экспедиция номер 35, будет иметь в своем распоряжении аэродром, способный принимать тяжелые транспортники калибра наших «Русланов» или американских «C-5 Galaxy». Это сразу превратит китайские объекты в главные антарктические центры воздушной навигации.
Специалисты из аналитических центров не скрывают озабоченности: самая населенная держава планеты вряд ли удовольствуется первенством на поприще полярного строительства. Китаю нужен весь шестой континент. Точнее то, что может скрывать под собой его ледовый панцирь.
Ледяная шкатулка с драгоценностями
Сейчас на карте Антарктиды почти 70 станций разных стран. Крупнейшие игроки здесь - Россия и США. Самые большие и капитальные базы - американская «Амундсен-Скотт» и наша «Восток» - существуют здесь с 50-х годов прошлого столетия. Но эти объекты строились исключительно ради мирной, научно-исследовательской деятельности. За полвека проведена огромная работа в рамках астрономических, гляциологических, аэрометеорологических и медицинских исследований.
Справка
В Антарктике расположено множество научных полярных станций и баз различных стран, на которых ведутся научные (в том числе биологические, географические, геологические и метеорологические) исследования.
Согласно Договору об Антарктике, любая страна в научных целях имеет право создать свою станцию южнее 60° южной широты.Сегодня в Антарктиде станции имеют: Австралия (4 ед.), Англия (4 ед.), Аргентина (7 ед.), Бельгия (1 ед.), Бразилия (1 ед.), Германия (2 ед.), Индия (1 ед.), Испания (1 ед.), Италия (1 ед.), Китай (3 ед.), Корея (1 ед.), Новая Зеландия (1 ед.), Норвегия (2 ед.), Польша (1 ед.), Россия (6 ед.), США (4 ед.), Украина (1 ед.), Уругвай (1 ед.), Франция (4 ед.), Франция/Италия (1 ед.), Чехия (1 ед.), Чили (4 ед.), Швеция (2 ед.), Южная Африка (3 ед.), Япония (3 ед.).
Однако самый смак скрывается в отчетах геологических и геофизических исследований. Накопленная за десятилетия учеными информация просто вопиет - под многокилометровым панцирем тысячи клондайков!
В октябре 2018-го научное сообщество активно обсуждало данные с европейского спутника GOCE. Анализ собранной аппаратом информации показал: Антарктида представляет собой пеструю мозаику геологических особенностей, хранящую следы древних материков, частью которых она являлась 160 миллионов лет назад. В этих слоях залегают медь и титан, никель и цирконий, хром и кобальт. Есть там и драгоценные металлы - золото и серебро. На шельфе моря Росса, в процессе бурения исследовательских скважин, обнаружены следы природного газа.
Итак, Антарктида - гигантская шкатулка с полезными ископаемыми. Под ледовой «крышкой» есть все: от нефти и каменного угля до залежей цинка, молибдена и других цветных металлов. Однако по тянущимся изо всех концов планеты рукам пока бьют международные договоренности. Минимум до 2058 года на шестом континенте добывать ничего нельзя. Потенциальная сложность добычи тоже пока защищает Антарктиду. Но это ненадолго - очень скоро появятся соответствующие технологии для работ в многокилометровых толщах льда.
Впрочем, эксперты пока еще способны успокоить нас - битва за ресурсы шестого континента начнется не сегодня и даже не завтра.
- Китайцы всегда щепетильны к мировым соглашениям, - говорит Александр Мозговой. - Однако, как только сроки моратория, касающегося Антарктиды, истекут, я уверен, Китай уже будет во всеоружии. И постарается отхватить самый жирный кусок.
Вложения сегодня - прибыли завтра
Правовой статус Антарктиды определяется «Договором об Антарктике» и предусматривает использование региона только в мирных и научных исследованиях, без права на территориальную принадлежность какой-либо из стран. Любая добыча полезных ископаемых возможна сегодня только при условии международной кооперации и больших дотаций, направленных на исследовательскую работу. Но все правовые ограничения действуют лишь до 2058 года - именно тогда истекает срок действия соглашения о статусе этого континента. До тех пор строить в открытую военные объекты китайцы в Антарктиде не станут, но кто мешает подготовить военный фундамент под видом мирного?
Впрочем, вряд ли остальные страны будут спокойно наблюдать, как шестой континент попадает под пяту «азиатского дракона». Развитые государства, живущие не только интересами дня сегодняшнего, не собираются исключать «ничейный» материк из сферы своих интересов. В том числе и Россия, давно уже закрепившаяся на просторах Антарктики. У нас прекрасно понимают - инвестиции в далекую Антарктиду, это вовсе не выброс денег на ледяной ветер. Это вложения с дальним прицелом, за которые потомки не раз скажут спасибо.
Пока ситуацией в самой холодной точке планеты «рулит» международный договор «2058». До этого вряд ли Антарктида вспыхнет войной за ресурсы - слишком много антагонистов в политике и экономике.
Но что будет когда «железный занавес» сбросят с шестого континента?
Ясно одно - на ресурсы Антарктиды бросятся все, кому толщи льда окажутся по силам. Впрочем, почти сразу в этой безумной эстафете за «ледяную шкатулку» подключатся ресурсы военные. Не исключено, что очень быстро антарктические ветра могут наполниться ревом реактивных снарядов и свинца. И вот тут Китай пока в лидерах.