Собор Св.Софии ставший мечетью.

«Горе вам, книжники, фарисеи, лицемеры»

Константинопольский патриархат брал деньги у православных - и молился за победу мусульманского оружия
Реклама
«Горе вам, книжники, фарисеи, лицемеры»
© wikipedia.org
Собор Св.Софии ставший мечетью.
Читайте нас на: 

По политическим и религиозным соображениям наши дореволюционные историки старались не писать о негативных моментах в отношениях России и Константинопольского патриархата. А советских историков эти отношения вообще мало интересовали.

Ордынские ханы брали меньше константинопольских патриархов

Начну с того, что с момента крещения Руси в 988 году патриархи довольно пренебрежительно относились к русским князьям. Византийские императоры присваивали придворные чины (архонтов, князей и стольников) всем правителям христианских (православных) стран. Приняв крещение от ромеев (византийцев), князь Владимир получил самый низший чин - стольника. Киевская же митрополия в Константинопольских диптихах в Х-XII веках занимала 61-е место, то есть одно из последних. И это при том, что по площади и числу населения Древнерусское государство превышало территорию Византийской империи.

К тому же Русь отправляла в Константинополь 15-17 тысяч рублей серебром, что по тем временам было огромной суммой. Позже ордынские ханы брали дань в 2-3 раза меньше.

В ходе Флорентийского собора 6 июля 1439 года папа Евгений IV в присутствии константинопольского патриарха и императора ромеев провозгласил унию, согласно которой константинопольский патриарх оказывался в подчинении римского папы.

Папа Евгений IV.
© wikimedia.org
Папа Евгений IV.

Однако московский князь Василий I категорически отказался признать Флорентийскую унию.

В Константинополе, до его взятия турками в 1453 году, в церковных кругах с переменным успехом шла борьба противников и сторонников унии. Точку в религиозном споре поставил султан Мехмед II. В XV-XVII веках турецкие султаны проявляли веротерпимость к своим православным подданным, но ставили жесткий заслон миссионерской деятельности католиков и униатов.

С 1453 года все константинопольские патриархи назначались с разрешения султана, а с 1924 года и по сей день - с согласия префекта города Стамбул. Резиденцией патриарха стал Фанар - район Константинополя, получивший свое название от находившегося там маяка. Патриарх со времен Мехмеда II считался формальным главой христианской общины в Оттоманской империи.

Константинополь согласился на создание Киевской митрополии в угоду турецким султанам и Папе римскому

Во второй половине XIII века Киевская земля опустела, и в 1299 году митрополит Максим перенес свою резиденцию во Владимир на Клязьме. А с возвышением Московского княжества митрополит Петр переводит кафедру в Москву.

М. Кудрявцев. Владимир на Клязьме. Успенский и Дмитровский соборы детинца в конце XII в.
© wikipedia.org
М. Кудрявцев. Владимир на Клязьме. Успенский и Дмитровский соборы детинца в конце XII в.

С начала XIV века Великое княжество Литовское и Господин Великий Новгород пытаются освободиться от власти митрополитов, выполняющих волю московских князей. Но до середины XV века константинопольские патриархи препятствуют «церковному сепаратизму». По политическим и финансовым причинам им куда выгоднее иметь на Руси единого митрополита. Такой же позиции придерживались и монгольские ханы, благо, чтобы занять кафедру, митрополит должен был получить ярлык в Орде.

В 1458 году Константинопольский патриархат меняет свою позицию и соглашается на создание второй митрополии на Руси - Киевской. На мой взгляд, тут налицо претензия султанов на Малороссию.

В 1596 году киевский митрополит Михаил (Рогоза) принял Брестскую унию, и его митрополия на 24 года перешла под юрисдикцию римских пап. В 1620 году малороссийские казаки гетмана Сагайдачного силой возвращают Киевскую митрополию в православие.

Почти сразу после Переяславской рады (1654 г.), провозгласившей воссоединение Малой и Великой Руси, Киев был занят русскими рейтарами и стрельцами воеводы Василия Шереметева. И после этого русский гарнизон ни разу не покидал Киева - вплоть до 1918 года.

Гетман Хмельницкий.
© wikipedia.org
Гетман Хмельницкий.

27 октября 1659 года гетманом Левобережья стал сын Богдана Хмельницкого Юрий. Он подписал с Москвой новый договор. В этом договоре был пункт: «А митрополиту Киевскому, так и иным духовным Малыя России, быть под благословением святейшего патриарха Московского» (статья 8).

Ну а патриарху Константинополя Дионисию русские послы передали 200 золотых червонцев и «три сорока соболей».

В итоге был собран синод Константинопольской церкви, и на нем было утверждено решение о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату на вечные времена. Кроме патриарха соборную грамоту подписали двадцать митрополитов материнской Константинопольской церкви: Никодимийский, Фессалоникийский, Афинский, Критский, Ликийский, Прусский, Халкидонский и т.д.

Русские православные губернии на островах Эгейского моря

В XVIII-ХХ веках Россия восемь раз воевала с Турцией, и в каждой из войн константинопольские патриархи молились за победу османского оружия, угрожая проклятием подвластным христианам за помощь русским войскам.

Так, в ходе Крымской войны в 1854 году Константинопольской патриархией была официально распространена «Молитва о державнейшем, тишайшем, милостивейшем и народолюбивейшем царе и самодержце нашем султане Абдул-Меджид-Хане, владетеле нашем».

В конце XVIII - начале XIX века в ходе войн с Россией константинопольские патриархи освящали знамена «неверных» запорожцев, которые сражались на стороне турок. Замечу, что именно запорожцы в 1822 году устроили вошедшую в историю резню греков на острове Хиос. Речь идет о казаках, ушедших в Турцию после разгрома Екатериной II в 1775 году Запорожской сечи. Правда, запорожцы имели своих выборных священников и практически не зависели ни от киевских митрополитов, ни от московских и константинопольских патриархов.

И.К. Айвазовский. Чесменский бой.
© wikipedia.org
И.К. Айвазовский. Чесменский бой.

25 июня 1770 года русская эскадра графа Алексея Орлова сожгла собравшийся в Чесменской бухте турецкий флот. В  течение нескольких месяцев конца 1770-го и начала 1771-го годов 27 населенных островов Эгейского моря были заняты русскими и добровольно перешедшими на их сторону греками, причем население островов обращалось к командованию эскадры с просьбой принять их в подданство Екатерины II.

Фактически в Эгейском море вокруг острова Парос образовалась губерния Российской империи. На всех островах губернии православные епископы сотрудничали с русскими военными и фактически играли роль городничих. В феврале 1772 года большинство островных иереев приняли российское подданство.

Тут же возник вопрос об их церковном подчинении. Поначалу граф Орлов и адмирал Спиридов решили подчинить архипелажных архиереев Санкт-Петербургскому Синоду. Однако ситуация кардинально изменилась после прибытия на архипелаг бывшего константинопольского патриарха Серафима II Аника.

Граф Орлов и адмирал Спиридов официально признали Серафима патриархом и назначили ему солидный пансион. После ухода русского флота из архипелага патриарх Серафим II и ряд островных иерархов отправились в Россию.

Патриархи в долгах, как в шелках

В XIX веке русское правительство всеми силами поддерживало константинопольского патриарха. По-прежнему на Фанар и Афон шли огромные пожертвования. Тем не менее, патриархи постоянно были в долгах. Так, в октябре 1878 года при вступлении на кафедру Иоакима III долг составлял 50 тыс. турецких лир.

Чтобы предоставить Фанару гарантированный доход, император Александр III повелел передать Константинопольскому патриархату церковь Святого Сергия Радонежского в Крапивниках с прилегающей к ней незастроенной землей площадью 675 кв. саженей. На этой территории был возведен комплекс жилых доходных домов (общей площадью 3.390 кв. м). Только земля под доходными домами обошлась казне в 160 тыс. рублей.

Церковь Святого Сергия Радонежского в Крапивниках.
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Церковь Святого Сергия Радонежского в Крапивниках.

Русское правительство и Священный Синод делали все, чтобы предотвратить отделение от Фанара элладской, болгарской и иных православных церквей, зачастую пренебрегая политическими интересами России.

В ответ Фанар вел откровенную антирусскую и антиболгарскую пропаганду. константинопольские патриархи утверждали, что «русские хотят создать славянскую цивилизацию на развалинах греческой» и т.п. В целом политика Фанара в XIX веке вызывала резкое недоверие как населения, так и духовенства Греции и Балканских государств, что привело к конфликту и образованию независимых от Константинополя церквей.

С самого начала Первой мировой константинопольский патриарх молился за победу над Россией

С началом Первой мировой войны константинопольский патриарх Герман V обязал всех православных греков молиться за здоровье султана и его победу над Россией. Ну а на свои средства он закупил тысячу сапог для турецкой армии.

Константинопольский патриарх Герман V.
© Фото из архива
Константинопольский патриарх Герман V.

Совсем иную позицию занял Трапезундский митрополит Хрисанф. В апреле 1916 года Трапезунд был взят войсками генерала Ляхова. Хрисанф встретил их колокольным звоном. При русских он не только возглавил самоуправление городом и областью, но и вел активную пропагандистскую работу против турок. В частности, Хрисанф лично издавал церковно-исторический журнал «Комнин». Он призывал к созданию национального очага понтийских греков.

23 марта 1915 года в Синод отправлена докладная записка директора Русского археологического института Ф.И. Успенского. Он открыто пишет, что патриарх - турецкий чиновник, - и в интересах России и эллинизма, если он разделит участь султанского правительства.

Сейчас нет ни Российской, ни Оттоманской империй. А насколько изменилось отношение Константинопольского патриархата к православным братьям? Судить вам.       

Тем временем

Между тем, как сообщает ТАСС, Константинопольский патриарх Варфоломей вручил в воскресенье, 6 января 2019 года, предстоятелю новой украинской структуры - так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ) - митрополиту Епифанию томос об автокефалии.

Его официальный текст пресс-служба Вселенского патриархата пока не предоставила, но согласно переводу на украинский язык, который распространил посол Украины в Турции, в тексте томоса, подписанном 5 января 2019 года Вселенским патриархом Варфоломеем, якобы отмечается, что "права Вселенского престола на экзархат на Украине и священные ставропигии остаются непреуменьшенными", а все "значительные вопросы" ПЦУ должна решать через Константинополь.

Кроме того, как уточняет ТАСС, согласно тексту документа, автокефалия ПЦУ ограничена границами украинского государства, она не может назначать епископов или создавать парафии за пределами Украины, а также не может самостоятельно производить Святое миро, необходимое для совершения богослужений, в отличие от действующей на Украине канонической Украинской православной церкви (УПЦ).

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама