Дела по реабилитации репрессированных.

Военные прокуроры возвращают людям честные имена

В современных условиях в деятельности органов прокуратуры важное значение имеет их правозащитная функция, основанная на положениях Конституции Российской Федерации и действующем законодательстве
Реклама
Военные прокуроры возвращают людям честные имена
© flickr.com
Дела по реабилитации репрессированных.
Читайте нас на: 

Эффективная работа прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина, как отмечалось Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, «укрепляет веру граждан в силу и справедливость государства».

Эти слова всецело относятся к реабилитации лиц, подвергшихся необоснованным политическим репрессиям.

Чтобы снять обвинения, надо провести новое расследование - за прошедшие десятилетия  

В 30-50-е годы минувшего столетия сотни тысяч граждан стали жертвами произвола, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам.

Одним из направлений деятельности органов прокуратуры является проверка архивных уголовных дел советского периода в порядке исполнения закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. №1761-I
«О реабилитации жертв политических репрессий».

С указанного времени военными прокурорами проверено свыше
273 тысяч уголовных дел в отношении более чем 303 тысяч лиц, из которых свыше 124 тысяч реабилитированы.

Стоит отметить, что эта работа началась еще до принятия закона. В период с 1953-го по 1961 год в судебном порядке по заключениям и протестам органов военной прокуратуры были сняты обвинения почти с 270 тысяч невинно осужденных.

Так, на основании постановления Особого совещания при НКВД СССР от 13 февраля 1942 г. заместитель командующего Военно-воздушными силами Ленинградского военного округа генерал-майор авиации Александр Алексеевич Левин за измену родине и участие в контрреволюционной организации подвергнут высшей мере уголовного наказания - расстрелу с конфискацией имущества.

Генерал- майор авиации Левин Александр Алексеевич.
© Фото из архива
Генерал- майор авиации Левин Александр Алексеевич.

Левин признан виновным в том, что с 1934 года являлся участником антисоветского военного заговора, проводил вредительскую работу, направленную на поражение Красной Армии в войне с Германией, и вербовал в заговор новых участников. Одновременно, будучи агентом немецкой разведки, передавал ей шпионские сведения о Военно-воздушных силах Советской армии.

Из доказательств вины Левина в деле имелись лишь его «признательные» показания и голословные «изобличительные» заявления арестованных бывших должностных лиц ВВС РККА о его якобы участии в антисоветской деятельности.

Определением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 7 декабря 1955 года по протесту главного военного прокурора вышеуказанное постановление внесудебного органа в отношении Левина отменено, уголовное дело в отношении него прекращено по реабилитирующему основанию - 
за отсутствием в деянии состава преступления.

Это обоснованное решение Военной коллегии Верховного Суда СССР обусловлено тем, что в ходе проведенного Главной военной прокуратурой дополнительного расследования уголовного дела установлена полная несостоятельность сфальсифицированных доказательств, полученных
с применением незаконных методов ведения следствия.

Реабилитация нужна и тем, кого несправедливо называли родственниками врагов народа

Что же в настоящее время заставляет родственников «врагов народа» обращаться за восстановлением доброго имени уже, как правило, тех, кого давно нет с нами?

Главная причина кроется уже в самом вопросе - честное имя. Ведь многие потомки «изменников родины» несли на себе постыдное клеймо осуждения со всеми вытекающими последствиями.

Не случайно многочисленные анкеты, которые в недалеком прошлом заполнялись советскими гражданами, содержали вопрос о том, не был ли кто-нибудь из родственников анкетируемого осужден, интернирован, не содержался ли в плену, не проживал ли на оккупированной территории.

По заявлению родственника в 2012 году Главной военной прокуратурой реабилитирован лейтенант Александр Булаев, который на основании постановления Особого совещания при НКВД СССР от 28 августа 1943 г.
«за намерение изменить родине» заключен в исправительно-трудовой лагерь сроком на 8 лет.

Основания для подобного решения таковы: будучи командиром взвода 132 отдельного танкового батальона, в июле 1942 г. в районе г. Ворошиловград он отстал от своей воинской части, попал в плен к противнику, был заключен в лагерь военнопленных в Ростовской области, из которого бежал, и устроился работать на оккупированной немцами территории.

Материалами проведенного Главной военной прокуратурой расследования установлено, что Булаев в немецкий плен добровольно не сдавался, а был захвачен 14 июля 1942 г. В тот же день, воспользовавшись «суматохой», бежал. Находясь в тылу врага, Булаев остался верен присяге, продолжая наносить ущерб немецко-фашистским захватчикам. Устроившись на должность инженера-релейщика электростанции, он намеренно вывел из строя генератор электростанции, что привело к аварии, и захватчики остались без света.

Объективных доказательств измены не обнаружено  

Как отмечалось, стальная рука политических репрессий не щадила ни простых солдат, ни генералов.

Приговором Военной коллегии Верховного Суда СССР от 26 августа 1950 г. бывший командир 27 стрелкового корпуса генерал-майор Павел Данилович Артеменко за измену родине осужден к высшей мере уголовного наказания - расстрелу с конфискацией имущества.

Генерал-майор Артеменко Павел Данилович.
© Фото из архива
Генерал-майор Артеменко Павел Данилович.

Артеменко признан виновным в том, что 27 сентября 1941 г., являясь командиром стрелкового корпуса и находясь в окружении немецких войск, попал в плен, где выдал немцам секретные сведения о войсках Юго-Западного фронта, видах вооружения, давал советы по организации действий войск в борьбе против Красной Армии, клеветал на Советское правительство и заявлял о неизбежном поражении СССР в войне с Германией.

В основу обвинения Артеменко были положены противоречивые показания свидетелей - бывших генералов Красной Армии Музыченко И.Н., Будыхо А.Е. и Бессонова И.Г., изменников родины, которые впоследствии судом признаны не подлежащими реабилитации. Все они имели личные основания для оговора осужденного генерала.

Проверкой материалов уголовного дела в отношении Артеменко установлено, что он осужден необоснованно, по политическим мотивам. За четыре года следствия каких-либо объективных доказательств совершения им измены родине не получено.

Вышестоящие начальники, напротив, характеризовали его исключительно как грамотного и требовательного командира. Как показал командующий 5 армией генерал-майор танковых войск М.И. Потапов, несмотря на некомплект, соединения возглавляемого Артеменко стрелкового корпуса стойко отражали наступление превосходящих сил противника, нанося ему большие потери как в живой силе, так и материальной части, в том числе внесли весомый вклад в срыв вражеского плана «Барбаросса».

Будучи с сентября 1941 года по 1945 год в различных лагерях военнопленных, Артеменко ничем себя не скомпрометировал, оставаясь до конца верным своей родине. На неоднократные предложения немецких военачальников перейти на службу фашистской Германии он дал категорический отказ. Артеменко находился в плену со многими изменниками родины в течение всей войны, однако не разделял их решений и действий.
В Русскую освободительную армию, созданную предателем Власовым,
не вступил.

Сталинская рука не делала различий между рядовыми и генералами

Такие случаи не единичны. Так, при пересмотре по инициативе Главной военной прокуратуры уголовных дел в отношении бывших командующего войсками 50 армии Западного фронта генерал-майора Ермакова А.Н., командира 9 стрелкового корпуса  генерал-майора Дашичева И.Ф., командира 42 стрелковой дивизии генерал-майора Лазаренко И.С. в 2007, 2010 и 2017 гг. Верховным Судом Российской Федерации установлено, что действия осужденных не противоречили требованиям руководящих документов и реальной обстановке. В связи с отсутствием в деяниях указанных военнослужащих состава преступления они были реабилитированы.

Генерал-майор Дашичев Иван Федорович.
© Фото из архива
Генерал-майор Дашичев Иван Федорович.

За минувшее десятилетие сняты необоснованные обвинения по политическим мотивам с красноармейца Зотова И.М., заочно осужденного за измену родине к расстрелу; командира роты противотанковых ружей 1145 стрелкового полка 353 стрелковой дивизии капитана Ширягина П.В., который за контрреволюционную агитацию и пропаганду приговорен к 10 годам ИТЛ; сержанта Красной Армии Урюкова А.Ф., осужденного за измену родине к 25 годам лишения свободы в ИТЛ; юриста-экономиста Щепкина Д.М., за шпионскую деятельность направленного в ссылку на 3 года,
и многих-многих других.

Работа по пересмотру архивных уголовных дел продолжается.

--

*Автор - Начальник управления обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама