Вот и отметили 80-летие Владимира Высоцкого. Как сумели. Насколько хватило мудрости и такта. Особенно постаралось телевидение, благодаря которому мы узнали, что донжуанский список Высоцкого, оказывается, был неполный. В эфир программы «Пусть говорят» пришла диктор советской поры Аза Лихитченко и рассказала, что на самом деле это она была первой дамой сердца Владимира Семеновича, но отвергла ухаживания и предложение официально оформить отношения – то ли не приглянулся, то ли казаться гордою хватило сил…
И пока «женщины Высоцкого» разной степени близости на других каналах очно и заочно оспаривали «право первой ночи», на НТВ, возможно, самый лучший на сегодняшний день российский литератор Захар Прилепин в авторской программе «Уроки русского» препарировал творческое наследие Владимира Семеновича, предварительно заявив, будто любит Высоцкого не меньше остальных. Однако «вскрытие» показало: во-первых, что Высоцкий в поэтическом смысле неровня Сергею Есенину и А. С. Пушкину – и вообще не поэт, во-вторых, что он еще и не Достоевский – в том смысле, что неважный писатель. Попутно выяснилось, что и кровь у Высоцкого не стопроцентной чистоты, хотя, например, арапская кровь не помешала Пушкину стать «незаходящим солнцем русской поэзии». Но сейчас не об этом.
У филолога с университетским образованием Захара Прилепина, конечно же, может быть свой взгляд на творчество Высоцкого. Тут дело такое, не нравится – не читай. Можешь и не слушать, если убежден, будто Высоцкий вместо того, чтобы глаголом жечь сердца людей, ради дешевой популярности опускался до уровня обывателя – пел о комиссаре, снимающем пояс в интимной обстановке, или умышленно неправильно произносил слово «хунвейбины». Примерно за то же самое литературные критики со Старой площади и после смерти пинали ногами Сергея Есенина» - в частности, за «Москву кабацкую». И можно представить, как низко пал в их глазах камер-юнкер Пушкин со своим «Царем Никитой». Ниже просто некуда!
Но разве только за блатной цикл Высоцкий стал, как выразился Прилепин, «всесоюзным Володей»? Вперемежку с «другом, который уехал в Магадан не по этапу» и с игрой «в очко и в стос» были также песни про друга, не вернувшегося из боя, про братские могилы, на которых не ставят крестов, про комбата, который оттолкнулся ногой от Урала, была наконец песня «Як»-истребитель». После чего Высоцкого стали носить на руках – случалось что буквально – и уголовники, и фронтовики. В общем, для него наступила та самая всенародная любовь, к которой приобщились не только упомянутые категории граждан, но также диссиденты, космонавты, доценты с кандидатами и даже партноменклатура, включая, как утверждают, дорогого Леонида Ильича Брежнева. И только разнополые «беззубые старухи» продолжали вести подсчет, сколько он разбил женских сердец и «мерседесов», сколько раз лечился от алкоголизма и наркозависимости, пока «не к сроку свечу затушил».
Про свечу написал Булат Окуджава, и Прилепин делает предположение, что Высоцкий, если бы дожил до эпохи перемен, мог бы, как и Булат Шалвович, отрекшийся от своих комиссаров в пыльных шлемах и джазистов, уходивших в ополчение, восторгаться расстрелом Белого дома в 1993 году и строить планы насчет памятника Шамилю Басаеву. …А вот это уже не литературный прием! Это какое-то Особое совещание при армии искусств, которое на раз может «поставить к стенке» любого - например, за латентный непатриотизм. В фигуральном смысле, конечно, потому что достать Высоцкого оттуда, где он сейчас, никому не под силу.
И тем не менее уже после физической смерти Владимира Высоцкого неоднократно выводили на публичную экзекуцию. Вот только нравится ли это кому или нет, а за неимением лучшего выбора мы продолжаем жить в эпоху Владимира Семеновича Высоцкого, причем в качестве «других», сокращенно – «др.», мнение которых остается очень частным. И совсем не обязательно делиться им с телеэкрана на всю страну: Высоцкий не любил, когда к нему лезут в душу, тем более - «когда в нее плюют».