Командировка на войну
© Красная звезда

Командировка на войну

Подготовка к ней у главной медсестры 35-го отдельного аэромобильного медицинского отряда ВДВ Татьяны Ковалевой началась еще в школьные годы
28 февраля 2018, 15:41
Реклама
Командировка на войну
© Красная звезда
Читайте нас на: 

Представляю, как заломит руки, прочитав это, какой-нибудь замшелый "пацифист", взращенный на страшилках про армию, или воинствующий "архитектор новой школы", ратовавший в свое время за отмену начальной военной подготовки. Успокойтесь, господа! С НВП в российских школах было покончено еще в 1990-м – за пять лет до того, как наша Таня пошла в первый класс. Тем не менее то, что спустя годы она оказалась в числе участников операции в Сирии, которым Верховный Главнокомандующий лично вручил государственные награды, а затем и в составе инициативной группы по выдвижению Владимира Путина на новый президентский срок, вполне закономерно. Впрочем, судите сами.

С любовью к ВДВ

Если вы наблюдали за церемонией награждения в прямом эфире, то наверняка обратили внимание, с каким душевным подъемом говорила стройная миловидная женщина с погонами старшего сержанта на плечах и шевроном 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии на рукаве после вручения ей медали Суворова о том, что столь высокую оценку ее труда она разделяет со "своими славными Воздушно-десантными войсками". Нечто подобное было и сейчас, во время нашей встречи в редакции, куда Татьяна Валентиновна приехала из Подмосковья, пожертвовав несколькими часами долгожданного свидания с мамой (вы уж простите нас, Татьяна Петровна!). Она охотнее рассказывала о ВДВ и своей дивизии, чем о себе.

Выросшая в атмосфере города воинской славы, где профессия Родину защищать издавна пользуется исключительным авторитетом, она искренне гордится своей принадлежностью к армии.

Честно говоря, эти признания еще совсем молодой, но уже опаленной войной женщины в любви к нашим десантным войскам разбередили и мою пехотную душу, ибо каждая встреча с ними, а таких встреч, начиная с Афганистана, в моей журналистской судьбе было немало, тоже оставила в ней свой эмоционально окрашенный отпечаток. По крайней мере, знаю: в боевой обстановке, когда перед лицом опасности вроде бы все равны, среди этих крутых парней в голубых беретах чувствуешь себя как-то надежнее.

- А вы слышали, какие песни они поют в строю! – с жаром отреагировала Татьяна на мои воспоминания. - Вот слова лишь из некоторых: "в десанте служим мы крылатом, а здесь нельзя не быть орлом", "но есть десантные войска - и нет задач невыполнимых", "путь преградить невозможно Воздушно-десантным войскам"...

В самом деле, что ни песня - полет души, неудержимое стремление вперед, недюжинная мужская сила... А  это ведь тоже своего рода форма воспитания того, что мы называем десантным характером. И если учесть, что наша героиня  - уроженка  славного города Пскова, где вот уже более 70 лет (с весны 1947 года) дислоцируется 76-я дивизия ВДВ, то она, можно сказать, с пеленок воспитывалась в этом духе.

- В нашей семье не было десантников, - продолжает Татьяна. – Но жили мы неподалеку от их расположения в районе Завеличье, рядом с улицей Генерала Маргелова. Папа моей школьной подружки Тани служил в ВДВ, да и вообще среди одноклассников было много детей военных. Так что и о подвигах крылатой пехоты, и о традициях дяди Васи мы были наслышаны…

Да, кто из служивых - не только десантников - не слышал о традициях дяди Васи, как уважительно до сих пор называют в войсках Героя Советского Союза генерала армии Василия Филипповича Маргелова. Помнится, его крылатые фразы типа "Патроны есть - еда найдется!", запечатленные доморощенными живописцами на стенах казарм 103-й воздушно-десантной дивизии, стоявшей в Витебске, можно было различить даже после ее возвращения из Афганистана, где она провоевала почти десять лет. Ну а в Пскове традиции Маргелова, конечно же, свято чтут, прежде всего, в дивизии, которой он командовал до того как возглавил ВДВ. В маргеловском духе выдержан и девиз псковских десантников: "Мы всюду там, где ждут победу!". Под этим девизом они не раз шли на риск, участвуя в экспериментальных учениях и в ликвидации последствий стихийных бедствий, в боевых действиях в "горячих точках" и в миротворческих операциях.

None
© Красная звезда
None

Воспитать патриота

По словам главы города Пскова Ивана Цецерского, с которым довелось говорить на эту тему, 76-я дивизия является еще и прекрасной базой для воспитания подрастающего поколения. И дело тут не только в захватывающих показательных выступлениях крутых парней в голубых беретах, хотя они тоже играют свою роль при выборе молодыми людьми жизненных ориентиров. Важно еще то, что офицеры, особенно те, кто, пройдя огонь, воду и медные трубы военной службы, в силу возраста уже покинул воинский строй, активно участвуют во всех начинаниях городских властей, связанных с воспитанием молодежи.

Кстати, сам мэр, в прошлом тоже офицер 76-й дивизии, несмотря на множество других задач, находит время для общения с юными псковичами. Во многом благодаря его участию в городе быстро прижилось и активно развивается юнармейское движение. Бойцами "Юнармии" уже стали сотни псковских школьников. Многие ребята занимаются в городском Центре внешкольной работы "Патриот", которым руководит большой энтузиаст своего дела Анатолий Мультах. Уже сами названия действующих здесь клубов - "Юный   десантник", "Юный Связист", "Юный разведчик", "Юный санинструктор" и т.д. – говорят об их военно-патриотической направленности. Причем ребята занимаются как на базе образовательных учреждений города, так и на объектах учебной базы воинских частей, что дает им возможность поближе познакомиться с условиями армейской жизни и убедиться воочию: не так уж она страшна, как ее рисуют некоторые.

Не является исключением в этом плане и средняя школа № 5, где училась Татьяна. Более того, в 2000 году за большую работу в военно-патриотическом воспитании учащихся ей было присвоено имя Героя России Марка Евтюхина. Как известно, командир 2-го батальона 104-го парашютно-десантного полка 76-й воздушно-десантной дивизии (в 2006-м она стала десантно-штурмовой) гвардии подполковник Евтюхин погиб 1 марта 2000 года вместе с бойцами шестой роты, принявших свой последний бой на высоте 776 на рубеже Улус-Керт - Сельментаузен против многократно превосходящих сил боевиков. Как известно, в апреле 2001 года Президент России Владимир Путин в ходе своего визита в Чечню побывал на месте того боя, по его предложению на территории 76- дивизии установлен памятник 6-й роте. Во время посещения расположения псковских десантников глава государства почтил память погибших воинов.

Символично, что два года спустя именно 2-й батальон и 104-й полк первыми в наших Вооруженных Силах стали контрактными. Дело в том, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ (№ 842-р от 22 июня 2002 г.) на базе 76-й дивизии в течение двух лет был проведен беспрецедентный в истории современной России эксперимент по комплектованию воинских частей на контрактной основе, успешно завершившийся к концу 2003 года. То есть можно сказать, что 15 лет назад здесь было положено начало формированию нового облика нашей армии, сила и мощь которой сегодня признаны во всем мире.

 А своего рода визитной карточкой 104-го полка да, пожалуй, и всей дивизии служит известный памятник шестой роте, выполненный в виде купола парашюта, вознесенного над площадью у контрольно-пропускного пункта части. У его подножия всегда живые цветы. Здесь останавливаются туристы, свадебные кортежи, просто прохожие.

Останавливался здесь и свадебный кортеж нашей героини, когда в 2009 году она шла под венец с потомственным десантником прапорщиком Сергеем Ковалевым (его отец майор запаса Виктор Павлович Ковалев - ветеран Афганистана).

- Конечно, доводилось бывать у мемориала и до замужества, - говорит Татьяна. – Когда училась в школе, не раз приходили сюда всем классом. И сейчас приходим с Сергеем, когда бываем у его родителей: они живут в поселке Череха, где как раз и стоит 104-й полк. Перед командировкой в Сирию тоже приходили… Вообще это место по своему уникально. Еще в детстве нам рассказывали, что именно здесь, на берегу речки Черехи в окрестностях Пскова, в феврале 1918-го приняли боевое крещение передовые отряды Красной Армии, преграждавшие путь войскам кайзеровской Германии. Представляете: сто лет назад здесь родилась Красная Армия!

Нет, Татьяна не просто констатировала исторический факт. Выросшая в атмосфере города воинской славы, где профессия Родину защищать издавна пользуется исключительным авторитетом, она искренне гордится своей принадлежностью к армии. И еще подумалось: а ведь она не одна такая! Эта молодая псковитянка, можно сказать, типичный представитель поколения, душой и сердцем принявшего то великое наследство защитников Отечества, о котором говорил недавно Владимир Путин на торжествах, посвященных 75-летию разгрома немецко-фашистских захватчиков в Сталинградской битве: любовь к Родине, готовность отстаивать ее интересы и независимость, быть стойкими перед любыми испытаниями…

Испытание силы духа

Первым же испытанием для девушки, с отличием окончившей медицинское училище по специальности фельдшер и мечтавшей поступить на военную службу, стало известие о том, что вакансий для специалистов ее профиля в дивизии нет. Но она не пала духом. Отработав два года лаборантом сестринского дела в училище, устроилась на должность санинструктора санитарно-эпидемиологического взвода управления дивизии.

- Работа была нетрудная, но и не очень интересная, - признается Татьяна. – Заниматься в основном приходилось проверкой санитарного состояния продовольственных складов и некоторых объектов хозяйственно-бытового назначения. Одно грело - теперь было больше шансов поступить на военную службу по контракту. А место службы я давно присмотрела – 35-й отдельный аэромобильный медицинский отряд ВДВ. Оставалось только дождаться счастливого случая…

И она дождалась. Хотя, по правде говоря, случай тут не причем. К ней тоже присматривались. И прежде чем принять новичка в свой отряд, подполковник медицинской службы Вячеслав Беров (ныне полковник, начальник медслужбы ВДВ) долго и популярно объяснял бывшему санинструктору, что такое медицинский спецназ и с какими тяготами и лишениями сопряжена служба в нем как в мирное, так и в военное время.      

- "Дело добровольное, можно еще подумать",- закончил разговор командир, вспоминает Татьяна. – А я уже обо всем подумала, отвечаю, и трудностей не боюсь. Так и доложила, не моргнув глазом. Хотя, честно сказать, тогда еще  не совсем четко, в основном по рассказам служивших в отряде женщин,  представляла свою дальнейшую жизнь.

Известно, что медики, как и все, кто служит в ВДВ, прыгают с парашютом. Ей же, получившей должность медсестры мобильного отделения, как говорится, сам Бог велел прыгать. С этого и пришлось начинать. Сейчас, когда за плечами двадцать прыжков, Ковалева говорит об этом с улыбкой, а тогда…

- Слышала, что страх приходит на втором прыжке, - делится она. – Но со вторым у меня как-то обошлось без трясучки. А потом получился большой перерыв, и когда шла на третий, коленки задрожали. Наверное, можно было как-то увильнуть, перенести прыжок на другой день, но я подумала: "А что ты тогда делаешь в армии?" И прыгнула. Можно сказать, от себя самой.  

- А как прошел первый прыжок? – интересуюсь я.

- О, от первого в памяти остался только восторг приземления! К тому же с нами прыгал отец Александр, который осенял каждую крестным знамением. 

Тут надо сделать небольшое отступление, чтобы пояснить: батюшка с парашютом - не случайное явление в аэромобильном отряде. Служители Православной церкви традиционно взаимодействуют с воспитательными структурами дивизии. Они участвуют во встречах с допризывной молодежью, навещают раненых в госпиталях, немало делают для увековечения памяти погибших. В частности, при поддержке командования соединения в воинском храме Святого Александра Невского, настоятелем которого является известный в ВДВ священник Олег Тэор, установлены памятные доски с именами воинов Псковского гарнизона, павших за Россию. В музее храма создана галерея портретов героев, а его редакционно-издательским отделом выпущена книга, посвященная памяти всех десантников, погибших в "горячих точках". Что же касается батюшки с парашютом, то ему, иерею Александру Цыганову, предписано окормлять медицинский отряд, что он с большим тщанием и делает. А моя собеседница, между прочим, еще и поет в церковном хоре храма Святого Александра Невского. И перед убытием в командировку она получила благословение настоятеля.

Но до этого надо было еще поучаствовать в тактико-специальных учениях, где ей пришлось действовать в составе боевого расчета при развертывании госпиталя в полевых условиях, и пройти «школу выживания», как называют в войсках курс интенсивной общевойсковой подготовки будущих профи. В течение месяца в Ковровской «учебке» наша героиня постигала азы тактической, огневой, инженерной и других видов боевой подготовки, училась окапываться под огнем противника, стрелять из автомата, оказывать первую медицинскую помощь раненым, выполнять различные нормативы и даже прошла обкатку танком.

- Видели бы вы, как наш взвод под командованием старшего лейтенанта Олега Владимировича Фроловского выкладывался на кроссе! - улыбается Татьяна. – Красавицы молотили так, что пыль столбом...

Бояться было некогда…

Так вышло, что в первую свою командировку в Сирию старший сержант Ковалева летела через десять дней после того, как уже работавшие там наши специалисты подверглись минометному обстрелу боевиков, в результате которого погибли старшина Надежда Дураченко и младший сержант Галина Михайлова, а главный педиатр Минобороны РФ профессор Вадим Арсентьев получил тяжелое ранение.

- Особенно бояться было некогда, - упреждает мой вопрос Татьяна. – Я прилетела в составе рекогносцировочной группы, надо было принять имущество отделений госпиталя, организовать их работу, уточнить детали взаимодействия с российским Центром по примирению враждующих сторон по медицинскому обеспечению колонн с гуманитарным грузом, рушить множество других вопросов. Здесь я должна сказать огромное спасибо командиру отряда майору медицинской службы Эдгару Николаевичу Бегашвили. Благодаря его высочайшему профессионализму, выдержке, просто человеческому участию нашей немногочисленной группе удалось во время сделать все, что от нас требовалось. Вообще я всемерно благодарна всем, с кем пришлось работать и в первой и во второй командировке, но в тот момент было особенно трудно. С прибытием основных сил отряда, конечно, дела пошли веселей.

Понятно, что в работе бойцов медицинского спецназа, как называют военнослужащих отряда, на войне веселого мало. По имеющимся данным, только за время первой командировки они совершили более 250 выездов в населенные пункты провинций Латакия, Хомс и Хама, оказав помощь более 15 тысячам человек. Работая в пострадавших от войны городах, выездные группы отряда оказывали медпомощь местным жителям, проводили осмотры и консультации пациентов, передавали опыт сирийским медикам. "Все действовали грамотно, бесстрашно, особенно женщины", - так оценит работу своих подчиненных по возвращению на базу уже подполковник медицинской службы Эдгар Бегашвили. Это будет и оценка труда главной медицинской сестры отряда старшего сержанта Татьяны Ковалевой.

Во время второй командировки (с 25 августа по 13 декабря 2017 года) Татьяна была в числе тех, кто 7 ноября оказывал первую медицинскую помощь нашим саперам и тележурналистам Константину Худолееву, Дмитрию Стародубскому, Илье Ушенину и Тимуру Воронову, получившим ранения в результате взрыва террористами управляемого фугаса в одном из жилых кварталов города Дейр-эз-Зора на северо-востоке Сирии.

В общей сложности восемь месяцев провела старший сержант Ковалева в двух командировках на войну. Зная, что раньше в зоне боевых действий ей бывать не приходилась, интересно было услышать, что она особенно запомнила и какие выводы сделала для себя.

- На всю жизнь останется в памяти то, что приходилось видеть во время наших гуманитарных акций, - сглотнув комок в горле, твердо ответила Татьяна. -  Не смогу забыть, как раздетые и разутые детки выползают из подвалов разрушенных домов и протягивают к нам свои тонкие ручонки, прося помощи. Они говорили на своем языке, но разве можно не понять язык боли? Да и пришедших за помощью взрослых людей зачастую приходилось в буквальном смысле откармливать - настолько они были истощены. В такие минуты я вспоминала своих бабушек и дедушек, переживших войну… А вывод один – честно служить Родине и делать все для укрепления ее могущества. 

"Не смогу забыть, как раздетые и разутые детки выползают из подвалов разрушенных домов и протягивают к нам свои тонкие ручонки, прося помощи".  

Вот такая она личность, урожденная псковитянка, главная медсестра медицинского спецназа 76-й гвардейской десантно-штурмовой Черниговской Краснознаменной, ордена Суворова дивизии.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама