Пентагон приготовил Москве "адаптивный" ответ
Одним из ключевых моментов обнародованного 2 февраля с.г. нового "Обзора ядерной политики", подготовленного Пентагоном и фактически являющегося ядерной доктриной США, определено применение индивидуального или адаптивного подхода к реализации задачи стратегического сдерживания в отношении стран, определенных в качестве реальных или потенциальных угроз национальной безопасности Америки.
"Не существует единого, приемлемого для любых условий подхода к обеспечению сдерживания", – подчеркивается в "Обзоре ядерной политики", подписанном министром обороны Джеймсом Мэттисом. Следовательно, делается вывод в документе, "Соединенные Штаты будут применять адаптивный подход с тем, чтобы эффективно осуществлять сдерживание" в отношении широкого спектра "противников, угроз и ситуаций".
Какие же адаптивные стратегии сдерживания разрабатывают в Пентагоне против государств, уже в целом ряде доктринальных документов заявленных в качестве потенциальных противников Америки, а именно России, Китая, КНДР и Ирана. Для этого заглянем в Главу 7 "Стратегии США по противодействию современным угрозам", где нас, конечно, будет интересовать именно наша страна. Китайские, северокорейские и иранские эксперты пусть разбираются с этим сами.
Вашингтону не угодишь
России, которую американские военные обвинили в «реализации дестабилизирующих геополитических целей в Евразии»; в «нарушении нескольких договоров и других важных обязательств»; в том, что ее политика в области национальной безопасности, стратегия и доктрина «включают упор на угрозу ограниченной ядерной эскалации», а также в том, что она угрожает применением и отрабатывает применение первой «ограниченного ядерного удара, … способного парализовать Соединенные Штаты и НАТО и тем самым привести к завершению конфликта на условиях, выгодных России» (на Западе это называют «деэскалация через эскалацию»), Пентагон планирует в первую очередь дать ясно понять, что «любое использование ядерного оружия, даже в ограниченном масштабе, – неприемлемо». При этом Москва, как указано в документе, должна осознать, что любое по масштабу применение ядерного оружия на театре военных действий (ТВД) или против самих США «не достигнет целей, коренным образом изменит характер конфликта и приведет к неисчислимым и невыносимым издержкам».
В этой связи в доктрине вновь подчеркивается важность обеспечения сдерживания в Европе, а также поддержания стратегической стабильности, которая, судя по всему, будет обеспечиваться за счет постоянной угрозы России применением всех сил и средств ядерной триады США вкупе с размещенным в Европе нестратегическим (т.е. тактическим) ядерным оружием США и других стран НАТО и стратегическими ядерными силами союзников Америки – Великобритании и Франции. И если с британцами все понятно, то вот французов, интересно, американцы спросили, прежде чем внести такой пассаж в свою ядерную доктрину или не удосужились, решив их судьбу за них? Ведь теперь, если мыслить логично, Москва должна однозначно записать Париж в число своих "главных врагов" и немедленно вбить координаты всех французских государственных и военных объектов, а также всех объектов, имеющих важное политическое и экономическое значение, в "головы" наших ядерных, да и неядерных ракет. Граждане Пятой Республики к этому готовы? Хотят рыть индивидуальные бомбоубежища, как американцы в бытность разгара холодной войны? Думается, вряд ли…
В том же случае, если сдерживание не удастся или, как подчеркнуто в документе, если Россия нанесет "ядерный или неядерный стратегический удар", в том числе удар по объектам системы управления и связи стратегических ядерных сил, США будут готовы применить по отношению к Москве меры активного воздействия. По полному прейскуранту американской "ядерной триады плюс", где "плюс" – это высокоточные средства поражения стратегического значения в неядерном оснащении.
Набор этих средств, уже стоящих на вооружении ВС США или только разрабатывающихся, весьма широк: конвенциональное высокоточное оружие и тактические ядерные боеприпасы, межконтинентальные баллистические ракеты сухопутного (МБР) и морского (БРПЛ) базирования и крылатые ракеты воздушного базирования с ядерной боевой частью, а также перспективные ядерные крылатые ракеты воздушного и морского базирования (при этом для первых еще и создадут новый стратегический бомбардировщик-«невидимку»), новые МБР шахтного и, возможно, мобильного базирования и баллистические ракеты морского базирования с боевыми блоками пониженной мощности, которые к тому же можно будет разместить на стратегических подводных ракетоносцах нового поколения. На любой вкус и цвет, как говорится. В ответ, конечно, Вашингтон получит тот же набор и по тому же прейскуранту, после чего – ядерная зима. Надолго.
Ядерные фантазии
Даешься диву, когда читаешь все выше приведенные пассажи в официальном документе совсем не второразрядной страны мира. Более того – в ее ядерной доктрине. Что анализировали ее авторы перед тем, как выдвинуть против России все указанные обвинения, – совершенно не понятно. Вероятно, публикации желтой прессы или сценарии ток-шоу. Ведь в одном из важнейших официальных документов нашей страны, а именно в Военной доктрине РФ в редакции от 2014 года, в п. 27 ясно указано: "Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства". Где здесь "деэскалация через эскалацию", да еще и в ядерном исполнении?
Для сравнения, в подготовленной для официального утверждения "Доктрине проведения скоординированных ядерных операций", открытая сокращенная часть которой была обнародована 15 марта 2005 года (т.е. в то время, когда, по словам высших чинов Америки, отношения с Россией были отличными), приводится аж восемь (!) случаев, когда глава любого из "географических" командований ВС США, т.е. командующий войсками на любом ТВД, сможет запросить у президента США разрешение на применение ядерного оружия различного класса. Вот некоторые:
- противник применил или готовится применить оружие массового поражения (ОМП) против американских, многонациональных или союзных вооруженных сил или гражданского населения;
- при угрозе неизбежного применения противником биологического оружия, поражающий фактор которого может быть ликвидирован только за счет использования поражающих факторов ядерного оружия;
- в целях поражения вражеского ОМП, а также заглубленных и укрепленных бункеров, в которых находится химическое и биологическое оружие, либо объектов системы управления, используемых противником для подготовки и осуществления применения ОМП против США или их друзей и союзниковостановить потенциально превосходящие обычные силы противника, включая нанесение ударов по мобильным и площадным целям (местам концентрации войск)быстро закончить войну на условиях, выгодных США;
- обеспечить успех операций, проводимых США и многонациональными силами;
- в целях демонстрации решимости и способности США удержать противника от использования средств ОМП
- в качестве реакции на попытки негосударственных образований использовать поставляемое противником оружие массового поражения против США, многонациональных сил или гражданского населения.
Серьезные различия в подходе к применению ядерного оружия, в том числе и первым, у двух стран, как представляется, видны невооруженным глазом. В том же документе, кстати, шла речь и об адаптивном стратегическом планировании.
Правда, получив негативные отклики из Конгресса и от экспертов, Пентагон в ноябре 2005 года заявил не только об отказе утверждать этот вариант, но и вообще об отмене в принципе как такового данного доктринального документа, впервые введенного в действие, кстати, уже после окончания холодной войны – в 1993 году. Однако, утверждают зарубежные эксперты, эти заявления – "липа", а потому вопрос о том, когда же главы командований ВС США на ТВД могут получить разрешение на использование ядерной дубинки, не закрыт.
Кстати, основные выводы (резюме) новой ядерной доктрины Америки переведены в том числе и на русский язык. Видимо, для того, чтобы не было разночтений и недопониманий в намерениях Пентагона. Что ж, в Москве все поняли достаточно точно и надлежащие выводы сделали.
"Вызывает озабоченность фактически "безразмерный" подход Вашингтона к вопросу об использовании ядерного оружия: декларируется возможность его применения в случае "чрезвычайных обстоятельств", которые авторы доктрины отнюдь не ограничивают военными сценариями. Да и военные сценарии подаются настолько неопределенно, что это позволит американским "планировщикам" считать практически любое применение военной силы поводом для нанесения ядерного удара по тем, кого они считают "агрессором", – указывается в комментарии Департамента информации и печати МИД России от 3 февраля. – Нам, конечно, придется учитывать подходы, введенные теперь в оборот в Вашингтоне, и принимать необходимые меры по обеспечению собственной безопасности".
Так что теперь ход за господами Мэттисом и Трампом. Только обдумать его надо бы как следует, поскольку стрелки на часах Судного дня застыли уже в 2 минутах от «ядерной полуночи». Не стоит ее приближать необдуманным решением.