Битва за Арктику еще не завершена

Конвенция ООН по морскому праву не отвечает национальным интересам России
Реклама
Битва за Арктику еще не завершена
© arms-expo.ru
Читайте нас на: 

Заседание рабочей группы Арктического совета по защите арктической морской среды, проходящее в канадском Квебеке, навело на мысль, что у России достаточно асимметричных ответов на американские санкции.К примеру, почему бы Москве не выйти из Конвенции ООН по морскому праву 1982 года в отношении Северного Ледовитого океана и не вернуться к его секторальному делению?

Напомним историю вопроса. В 1921 году Канада декларировала, что все земли и острова к северу от ее континентальных владений попадают под национальный суверенитет. В 1926 году ЦИК и СНК СССР приняли аналогичное решение. Так возник раздел Арктики на сектора между СССР, Норвегией, Данией, США и Канадой, вершинами которых был Северный полюс, основаниями - обращенные к полюсу северные границы этих государств, а боковыми сторонами служили географические долготы.

До 1991 года секторальный раздел Арктики всерьез никто не оспаривал. Но вот в 1997 году ельцинская Россия подписывает Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, которая предоставляет прибрежным государствам контроль над континентальным морским шельфом (морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориальных вод государства).

При этом, согласно 76-й статье Конвенции, никакая страна не вправе устанавливать контроль над Арктикой, но имеющие выход к Ледовитому океану государства могут объявить своей исключительной экономической зоной территорию, простирающуюся на 200 миль от берега. Эта зона может быть расширена еще на 150 морских миль, если страна докажет, что Арктический шельф является продолжением ее сухопутной территории. В своей экономической зоне прибрежное государство получило преимущественное право на добычу полезных ископаемых.

Конвенция 1982 года худо-бедно подходит к Атлантике, Тихому и Индийскому океанам. Там и до конвенции за пределами территориальных вод свободно ходили корабли, а за пределами экономических зон рыбаки ловили рыбу, устанавливались буровые платформы для разведки и добычи полезных ископаемых. При этом надо учесть, что транспортировка грузов по теплому океану - самая дешевая.

None
© un.org
None

По Конвенции 1982 года России в ее секторе Арктики принадлежат все без исключения острова, а нейтральной территорией является центральная часть Ледовитого океана, постоянно покрытая льдом зимой и частично летом. Добраться туда, за исключением Русского сектора, можно только используя Северный морской путь с заходом в территориальные воды России. Опять же, через полюс в Русский сектор на самолетах или подводных лодках можно доставлять полярные станции, исследовательское или шпионское оборудование. Но любое экономическое использование спорных вод в приполюсных районах Русской Арктики технически невозможно. При этом следует отметить, что разговоры некоторых прожектеров от науки о якобы стремительном таянии льда в Арктике, за последние 2- 3 года заметно поутихли. Такое потепление в Арктике, чтобы можно было транспортным судам ходить через полюс, не просто научная фантастика, а в чистом виде ненаучная.

Любопытно, отдавали ли себе отчет те, кто подписывал Конвенцию 1982 года, что секторные границы СССР в Арктике были стабильными, а сейчас они стали плавающими? Теперь же, например, кто откроет новый хребет, тот и объявляет огромный кусок Арктики своей экономической зоной…

Наши ученые с 1997 года открыли в российском секторе Арктики уже несколько десятков островов, ставших территорией РФ, и "закрыли" несколько островов, оказавшихся многовековыми ледяными полями. Подумаешь, кому нужны эти безлюдные гористые острова?..  Но присоединение острова-скалы дает державе 1172 кв.  км территориальных вод. А остров размером в 10 миль приносит уже 2250 кв. км и т.д. На дне этих вод могут быть углеводороды и другие полезные ископаемые. И в свои территориальные воды Россия вправе никого не пускать.

Международные морские границы в Арктике
© nordregio.se
Международные морские границы в Арктике

Но есть и другие планы. В начале июня 2012 года госсекретарь США Хиллари Клинтон в ходе скандинавского турне в норвежскую столицу Осло, а потом в сопровождении министра иностранных дел Норвегии Йонаса Сторе отправилась на север страны в город Тромсе (с населением в 67 тыс. человек), который тут же был провозглашен "столицей Арктики", а США - ведущим государством в Арктике. В официальном американском правительственном документе 2007 года под названием "Совместная стратегия морской державы в XXI веке" по этому поводу говорится следующее: "Климатические изменения постепенно способствуют освобождению из-подо льда вод арктической зоны, что важно не только для добычи новых ресурсов, но и для прокладки новых морских путей… Важна задача сохранения глобальной мобильности американских военных и гражданских судов и самолетов во всем арктическом регионе». В переводе с официального английского этот тезис звучит так: «Наши корабли ходят куда хотят и наши самолеты летают где хотят, не считаясь с границами иностранных государств".

В 2012 - 2016 годах американские власти пока не пытались реализовать свои амбиции в Арктике в полной мере. На мой взгляд это связано, во-первых, с отсутствием существенного потепления в Арктике, а во-вторых, с резким ухудшением обстановки на Украине и в Сирии. Тем не менее, США, Норвегия и ряд других стран официально считают, что Севморпуть является международной магистралью. Проще говоря - "общим достоянием всего человечества".

Понятно, что никаких экономических дивидендов ни США, ни ЕС, ни страны Азии не получат в случае интернационализации Севморпути. Главная цель США: создать военную угрозу России с Севера. Это программа-минимум. А программа-максимум: захват Сибири, за которым автоматически последует развал всей России.

Пордводные лодки ВМС США в Ледовитом океане
© navy.mil
Пордводные лодки ВМС США в Ледовитом океане

Уже не секрет, что Пентагон планирует ввести на Севморпуть десятки крейсеров и эсминцев -  носителей крылатых ракет "Томагавк" и системы ПРО "Иджи". На борту каждого из таких боевых "плавсредств" -  90 универсальных установок вертикального пуска, а тип ракет варьируется от поставленных задач. Тут же надо отметить, что система ПРО "Иджис" может сбивать на восходящих траекториях российские МБР, запущенных из шахтных пусковых установок и с атомных подводных лодок.  Кроме того, крылатые ракеты "Томагавк" имеют дальность 2.200 км и с трассы Севморпути могут поражать почти всю территорию России, включая Москву, Волгоград, Челябинск, Новосибирск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский и т.д.

При этом надо учитывать, что русский Север, где проживает всего 1% населения РФ, дает 20% российского экспорта. И, взяв под контроль Севморпуть, флот США сможет управлять "Северным завозом". Чтобы осуществить этот "драконовский план", формально придраться можно к чему угодно, хоть к той же экологии. И тогда торговые суда Запада получат возможность бесконтрольно двигаться вдоль побережья Сибири, подниматься вверх по рекам, вести контрабандную торговлю, осуществлять "гуманитарную помощь", налаживать контакты с сепаратистами разного профиля.

Северный морской путь
© pininterest.com
Северный морской путь

И это не такая уж фантазия на вольную тему. Так, в 1977 году в Канаде был создан Циркумполярный совет инуитов, то есть племен Северной Канады и Гренландии. После 1991 года этот экзотический институт начал активно вмешиваться во внутренние дела Российской Федерации и вербовать сторонников на Чукотке и в Якутии. Понятно, что небольшие группы сепаратистов пока что не представляют большой опасности для РФ. Но если на Севморпути появится американский флот, ситуация резко изменится.

Только поэтому РФ есть смысл выйти из Конвенции 1982 года  и вернуться к секторальному разделу Северного Ледовитого океана. Например, Канада, тоже подписавшая Конвенцию, сделала массу оговорок, с учетом которых она почти сохранила свой Арктический сектор. Ну а США вообще ничего не подписывали, поэтому у них руки развязаны, и Вашингтон может делать в Арктике что пожелает.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама