Прибалтийские лимитрофы: дряблые иголки противотанковых «ежей» НАТО
Со 2 по 19 мая на территории южной и юго-восточной Эстонии пройдут международные учения Siil-2018 («Еж-2018»). Они станут самыми крупными в недолгой «независимой» истории страны. Помимо эстонских подразделений, участие в маневрах примут военнослужащие из 15 государств - США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, Польши, Дании, Финляндии, Швеции, Ирландии, Латвии, Литвы, Грузии и Украины.
«Гибридная» самооборона
В Siil-2018 будут задействованы около 13 000 человек. Это предельная численность группировки, которая может быть развернута вблизи рубежей России, согласно положениям Венского документа 2011 года. В 150 километрах от эстонской границы находится Санкт-Петербург, в 60 километрах - Псков.
Информация о масштабах Siil-2018 просочилась в СМИ в начале октября 2017-го, после завершения российско-белорусских стратегических учений «Запад-2017», вызвавших немалое беспокойство в Таллине, Риге, Вильнюсе и Варшаве. Замысел Siil-2018 заключается в отражении агрессии условного противника. На земле бой с «оккупантами», нанесшими удар по востоку и югу Эстонии, примет интернациональный контингент альянса. Поддержку сухопутным силам с воздуха окажет авиация США, Великобритании, Франции и Польши.
В грядущих учениях на территории Эстонии ярко проявляется обновленная военная стратегия государств этого постсоветского региона. Прибалтийские республики фактически лишены того, что принято называть армией, и потому прибегают к «гибридным» (как сейчас стало модным говорить) способам самообороны. Власти прибалтийских лимитрофов осознают, что их регулярные вооруженные силы никому не смогут оказать реального сопротивления. В связи с этим, помимо надежды на иностранную помощь, они планируют опереться на силы народного ополчения. Например, в Siil-2018 примут участие около 7200 бойцов добровольческого военизированного «Союза обороны Эстонии» (Кайтселийта).
Таким образом, более половины международной группировки, которая на учениях должна отразить условную «агрессию с Востока», составят непрофессиональные военные формирования.
Кайтселийт объединяет от 12 000 до 16 000 человек, которые периодически призываются на военные сборы. Грядущие учения для эстонских добровольцев станут поводом не только проявить свои боевые навыки, но и неплохо - по меркам своей страны - подзаработать. Суточная ставка за участие в Siil-2018 для солдат составит 37 евро, для младшего командного состава - 40, для офицеров - 50.
В Латвии аналогом Кайтселийта является «Стража Земли» или Земессардзе. Объявлено, что в 2018 году численность латвийских резервистов должна достигнуть 13 000 человек. На регулярных тренировках ополченцы прибалтийской республики отрабатывают тактику противодействия, прежде всего, «зеленым человечкам».
Кайтселийт и Земессардзе - военизированные формирования, главная задача которых заключается в организации территориальной обороны, то есть защите от террористов и диверсантов. Однако на практике латвийские и эстонские резервисты большей частью совершенствуют методы ведения партизанской войны. Как правило, на сборах ополченцы учатся взаимодействовать в отрядах численностью около 30 человек.
В Литве, в которой на армейских учениях также отрабатывается защита территории от «оккупантов», сложилась несколько иная военная культура. Численность кадровых военнослужащих заметно превышает численность ополченцев (17 000 против 12 000 человек). Войска территориальной обороны Литвы представлены Добровольными силами охраны края. Кроме того, в 2015 году Вильнюс вернул отмененную в 2008 году призывную систему. Подобное решение было продиктовано «изменившейся геополитической ситуацией и возрастающей угрозой безопасности государства». Ежегодно в Литве призывается на военную службу около 3 500 молодых людей. Это 10% граждан, достигающих призывного возраста.
Гаубицы без снарядов
В рейтинге военной мощи портала Global Firepower армии прибалтийских республик из стран-членов НАТО расположились на самых низких позициях. Литва занимает 95-е место, Латвия - 103-е, Эстония - 110-е. Хуже всего в альянсе дела с вооруженными силами обстоят только у Словении (113-я строчка рейтинга).
Латвийский военный эксперт Юрий Мелконов отмечает, что у прибалтийских армий отсутствуют авиация, тяжелая техника, необходимая для переброски войск, инфраструктура и достаточное количество профессиональных военных кадров.
- Серьезной военной мощи балтийские армии не представляют, - рассказал эксперт еженедельнику «Звезда». - Дело не только в скромной численности кадровых офицеров и хорошо подготовленных резервистов. Прежде всего, сказывается нехватка бронетехники и транспортных средств. Особую проблему составляет пропускная способность латвийских дорог и состояние дорожного полотна. Отдельный вопрос - состояние мостов, которые уже много лет не видели ремонта.
В сфере сухопутных вооружений Эстония, Латвия и Литва предпринимают попытки ликвидировать очевидные бреши. Однако на этом пути государства региона столкнулись со множеством трудностей. В начале октября 2017 года в латвийский порт Лиепая прибыла из Австрии первая партия самоходных артиллерийских установок (САУ) M109 производства американской General Motors. В общей сложности Латвия получила 47 поддержанных машин по символической цене 6 млн евро. Примерно столько же на мировом оружейном рынке стоит одна новая современная САУ.
Но, как известно, бесплатный сыр бывает в мышеловке, а испорченный - на помойке. Наверное, именно поэтому минобороны Латвии ничего не сообщило о техническом состоянии поставленных гаубиц и планах по их эксплуатации. И местные СМИ воздержались от восторженных отзывов от этой сделки, отметив лишь, что Риге придется проводить закупку запчастей и боеприпасов. Между тем, только содержание 47 «поношенных» САУ будет ежегодно обходиться бюджету Латвии в десятки миллионов евро...
В конце 2017 года военное ведомство Латвии пошло на еще один неоправданный шаг, закупив у Великобритании 123 подержанных БТР семейства CVR(T), срок эксплуатации которых заканчивается в 2020 году. Лондон давно не производит ни проданные Латвии боевые машины, ни боеприпасы к их вооружению. Однако глава военного ведомства Латвии Раймонд Бергманис считает, что его стране под силу освоить производство боеприпасов для CVR(T).
Несколько лучше в Прибалтике обстоят дела с вооружением только у Литвы, которая тоже не брезгует приобретать побывавшее в эксплуатации западное вооружение. В частности, Вильнюс пользуется 200 подержанными американскими БТР M113A1 и 18 гаубицами М101A1. В ближайшие годы Литва должна получить также 21 б/у немецкую САУ PzH 2000, 26 бронемашин M577 и 6 ремонтно-эвакуационных бронированных машин Bpz-2. Немцы прагматичны: это будет стоить 16 млн евро.
Игра мускулами на публику
Покупка устаревшего вооружения во многом является вынужденным шагом. У прибалтийских государств очень скромные экономические возможности, а финансовая помощь западных друзей не превышает нескольких миллионов евро. Самый большие расходы на оборону в 2018 году заявлены у Литвы - порядка 900 млн евро. Эстония в текущем году потратит на свои вооруженные силы свыше 500 млн евро, Латвия - более 570 млн евро.
- Военные бюджеты трех государств растут впечатляющими темпами, но и этих денег недостаточно, чтобы ликвидировать стоящие на повестке дня вопросы, - констатирует Юрий Мелконов. - При этом дальнейшее увеличение расходов на армию неизбежно обернется ухудшением уровня жизни населения.
Справка
Лимитрофы (лат. limitrophus - пограничный; trophos - питающий) - прежде пограничные области Римской империи, которые должны были содержать войска, стоявшие на границе. В 20-30-х годах XX века так стали называть государства, образовавшиеся после 1917 года на западных окраинах бывшей Российской империи - Латвию, Литву, Эстонию, Финляндию и Польшу.
По мнению эксперта, основная проблема элит прибалтийских государств заключается в отсутствии адекватных и четких военных доктрин. Непонимание того, как должны развиваться вооруженные силы, приводит к тому, что республики совершают бессмысленные покупки подержанной западной техники, к которой, как случается, порой даже нет боеприпасов. Следствием такой военной безграмотности властей Латвии, Литвы и Эстонии стало постоянное присутствие на их территориях иностранных контингентов. С 2017 года в регионе базируются подразделения из государств Европы, США и Канады. К тому же, далеко не первый год контроль над воздушным пространством осуществляют ВВС США, Великобритании и Польши.
- Присутствие в Латвии, Эстонии и Литве натовских войск, как мне кажется, отражает интересы в большей степени США, - отметил Мелконов. - Американцы хотят играть мускулами в максимальной близости от границ России. Это создает необходимое для США геополитическое напряжение, не дает расслабиться европейским союзникам, в том числе, и балтийским странам, и, конечно же, самой России.
Эксперт убежден, что Балтия для НАТО - это плацдарм не оборонительный, а предназначенный только для демонстрации «сдерживания Москвы». В случае гипотетического конфликта, по его мнению, войска НАТО не будут ввязываться в полномасштабные боевые действия с российскими войсками. Сопротивление могут оказать только силы специальных операций, а не воинские части. Собеседник еженедельника «Звезда» полагает, что разношерстная межнациональная группировка в принципе не может отличаться высокой боеспособностью.