Погоны, салюты и память о героях
В 2018 году мы отмечаем 75-летие многих славных побед. Богатый на военные события 1943-й по праву считается годом «коренного перелома» - наши войска перестали обороняться и пошли вперед.
Битвы носили имена полководцев
Начался год операцией по прорыву блокады Ленинграда (12-30 января), вошедшей в историю под названием «Искра». 2 февраля пленением окруженной группировки немецких войск завершилась Сталинградская битва. В это же время (1 января - 4 февраля) проходила Северо-Кавказская стратегическая наступательная операция «Дон». В январе - марте наступательные и оборонительные операции проходили в районе Харькова. Летом 1943 года состоялась историческая Курская битва, включавшая в себя, как известно, оборонительную (5-23 июля) и наступательные Орловскую - «Кутузов» (12 июля - 18 августа) и Белгородско-Харьковскую - «Румянцев» (3-23 августа) операции. Затем были проведены Смоленская - «Суворов» (7 августа - 2 октября), Донбасская (13 августа - 22 сентября), Черниговско-Полтавская (26 августа - 30 сентября), Новороссийско-Таманская (10 сентября - 9 октября), Нижнеднепровская (26 сентября - 20 декабря), Киевская (3-13 ноября) и ряд других важных наступательных операций. Все они по-своему интересны и поучительны, каждая из них заслуживает отдельного рассказа.
Наряду с целой серией крупных боевых операций в том же 1943-м произошел ряд знаковых событий, существенно повлиявших на облик вооруженных сил нашей страны и моральное состояние ее бойцов и командиров. В армию и на флот вернулись незаслуженно забытые после революции традиции.
Воспитание патриотизма
10 января 1943 года приказом НКО № 24 было объявлено о принятии Указа Президиума Верховного Совета СССР от 06.01.1943 года «О введении погон для личного состава Красной Армии».
Погоны были неотъемлемым элементом формы военнослужащих нашей армии с далеких, еще петровских, времен, а упоминание великих побед русского воинства и великих русских полководцев в годы страшной войны стало одним из методов воспитания патриотизма.
Позволило воодушевить армию и присвоение почетных наименований соединениям, отличившихся в ходе окружения группировки фашистских войск под Сталинградом. В Русской императорской армии и на нашем флоте имелось множество частей и кораблей с вошедшими в историю наименованиями. Например, 62-й пехотный Суздальский полк и 11-й гренадерский Фанагорийский полк носили имя Суворова. Имя Кутузова - 11-й пехотный Псковский полк. Традиция эта, впрочем, не прерывалась и в советские годы - частям присваивались имена революционных деятелей и отличившихся на Гражданской войне бойцов и командиров.
На Великой Отечественной войне первыми почетных наименований в январе 1943 года были удостоены танковые и механизированные корпуса, авиационные дивизии, другие соединения и части, отличившиеся в боях в ходе Сталинградской битвы. 44 воинских формирования стали называться Кантемировскими, Котельниковскими, Среднедонскими, Сталинградскими, Тацинскими.
Победа наших войск в кровопролитной Курской битве была ознаменована присвоением 5 августа 1943 года ряду соединений и частей, отличившихся при освобождении Белгорода и Орла, почетных наименований Белгородский и Орловский.
Мирные залпы сотен орудий
5 августа 1943 года впервые прозвучал артиллерийский салют - в честь освобождения городов Орел и Белгород. Позднее было установлено три категории салютов: 1-я - 24 залпа из 324 орудий (освобождение столиц союзных республик, выход на Государственную границу СССР и других государств, а также в честь других особо выдающихся событий), 2-я - 20 залпов из 224 орудий (освобождение больших городов, форсирование крупных рек) и 3-я - 12 залпов из 124 орудий (овладение узлами железных и шоссейных дорог, крупными населенными пунктами, имевшими оперативное значение).
Всего за годы войны было произведено 354 победных салюта (1-й категории - 25, 2-й - 206, 3-й - 122).
Салют в День Победы 9 мая 1945 года был произведен 30 залпами из 1.000 орудий!
Герои в строю навечно
В 1943 году в Красную Армию была возвращена и еще одна традиция, родившаяся еще в Русской императорской армии - зачисление отличившихся воинов навечно в списки воинских частей. Сегодня на одной из стен зала Победы Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации можно увидеть начертанные золотом их фамилии. Свыше 350 героев Великой Отечественной были удостоены этой чести.
Традиция зачисления навечно в списки воинских частей наиболее отличившихся воинов, погибших при защите Отечества, имеет давнюю историю.
Первым зачисленным навечно в списки полка стал русский солдат, участник Кавказской войны 1817-1864 годов, рядовой Тенгинского полка Архип Осипов, взорвавший себя вместе с пороховым погребом укрепления Михайловское. К 1917 году в Русской императорской армии навечно в полки было зачислено 12 человек.
В РККА первым был навечно зачислен в списки 1-й стрелковой роты 254-го гвардейского стрелкового полка Герой Советского Союза гвардии рядовой Александр Матросов, закрывший грудью амбразуру вражеского дзота.
Приказ НКО СССР от 8 сентября 1943 года гласил: «23 февраля 1943 года гвардии рядовой 254-го гвардейского стрелкового полка 56-й гвардейской стрелковой дивизии Александр Матвеевич Матросов в решающую минуту боя с немецко-фашистскими захватчиками за дер. Чернушки, прорвавшись к вражескому дзоту, закрыл своим телом амбразуру, пожертвовал собой и тем обеспечил успех наступающего подразделения. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 г. гвардии рядовому тов. Матросову посмертно присвоено звание Герой Советского Союза. Великий подвиг товарища Матросова должен служить примером воинской доблести и героизма для всех воинов Красной Армии. Для увековечения памяти Героя Советского Союза гвардии рядового Александра Матвеевича Матросова приказываю: 1. 254-му гвардейскому стрелковому полку 56-й гвардейской стрелковой дивизии присвоить наименование: «254-й гвардейский стрелковый полк имени Александра Матросова». 2. Героя Советского Союза гвардии рядового Александра Матвеевича Матросова зачислить навечно в списки 1-й роты 254-го гвардейского стрелкового полка имени Александра Матросова. Народный комиссар обороны Маршал Советского Союза И. Сталин».
Необходимо отметить, что случаи зачисления навечно в списки воинских частей были крайне редкими. За годы войны таких было всего три. Такой же чести, как Александр Матросов, был удостоен лейтенант Вольдемар Шаландин. Во время одного из боев на Курской дуге командир танкового взвода 1-й гвардейской танковой бригады на подожженной противником боевой машине таранил танк противника. Выполнив до конца свой воинский долг, молодой офицер погиб как герой. Шаландин был зачислен навечно в списки танкового училища, выпускником которого был.
Третьим, кто был в годы войны навечно зачислен в списки воинской части, был Дмитрий Николаевич Тяпин. Это единственный случай зачисления живого человека. Колхозник Дмитрий Тяпин был включен в списки одного из полков 24-й Бердичевской Самаро-Ульяновской дважды Краснознаменной железной стрелковой дивизии за сохранение Боевого знамени этого соединения. В августе 1941 года Дмитрий Николаевич оказался случайным свидетелем гибели в бою командиров Красной Армии, выходивших из окружения и выносивших с собой Боевое знамя. Бывший солдат Русской императорской армии (прошедший Русско-японскую и 1-ю Мировую войны, кавалер медали «За храбрость» и трех Георгиевских крестов), пренебрегая смертельной опасностью, сохранил реликвию. После освобождения его деревни нашими войсками он передал знамя в штаб одной из находившихся поблизости воинских частей.
За спасение Боевого знамени Дмитрий Тяпин был награжден орденом Красного Знамени и приказом, подписанным 20 февраля 1944 года маршалом Александром Василевским, зачислен в списки одного из полков дивизии. Однако оставаться просто «почетным красноармейцем» он не захотел, и в составе «своего» полка 65-летний старшина закончил войну в Праге, за мужество в боях был удостоен второго ордена Красного Знамени.
Большинство воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, были зачислены навечно в списки воинских частей за совершенные ими подвиги уже в послевоенное время. Погибшие герои и после своей смерти продолжали оставаться в строю, воспитывая на своем примере молодые поколения воинов.
Среди тех, кто был удостоен чести быть занесенным навечно в списки воинских частей, военно-учебных заведений и кораблей, - представители самых разных воинских специальностей. Есть здесь и пехотинцы, и танкисты, и артиллеристы, и моряки, и летчики, и саперы.
В списки частей были зачислены Герои Советского Союза, летчики, младший лейтенант Виктор Талалихин, совершивший один из первых ночных воздушных таранов, погибший в воздушном бою лейтенант Тимур Фрунзе и капитан Николай Гастелло, совершивший огненный таран в первые дни войны. Навеки в строю остались Герои Советского Союза рядовой Юрий Смирнов, замученный и распятый гитлеровцами на стене блиндажа, и командир отряда морских пехотинцев, отличившихся при освобождении Николаева, старший лейтенант Константин Ольшанский, все 67 десантников отряда которого были удостоены геройского звания...
Каждый из зачисленных в строй навечно заслуживает отдельного рассказа, каждый был героем и стал человеком-легендой.
Эта и другие возвращенные воинские традиции во многом способствовали подъему морального духа советских воинов и, в конечном счете, стали одним из факторов, приблизивших Великую Победу в мае 1945 года.
--
*Автор - главный научный сотрудник Центрального музея Вооруженных сил Российской Федерации, кандидат исторических наук.