Адмирал Николай Евменов: «Ни у кого не должно быть сомнений, что Северный флот готов защищать интересы России от экватора до Арктики»
Северный флот, до недавнего времени считавшийся самым «молодым» из четырех флотов России, в 2014-м году добавил к своему возрасту ровно два века. 25 мая приказом Главнокомандующего ВМФ годом образования Северного флота был определен 1733 год. За основу взят период создания Архангельского военного порта и постройки эскадры кораблей, зоной ответственности которой стали Белое и Баренцево моря. Так была восстановлена историческая справедливость, и 1 июня нынешнего года Северному флоту исполнится ровно 285 лет.
Но не столько исторический возраст, сколько географическое положение имеет существенное значение для определения важности флота в системе обороноспособности государства. Учитывая возрастающий с каждым годом геополитический интерес различных стран к Арктике и необходимость защиты национальной безопасности России в этом регионе, Северный флот превратился в одну из мощнейших оперативно-стратегических единиц не только в масштабах ВМФ, но и вооруженных сил в целом. Об этом, а также о некоторых других сторонах службы на флоте еженедельнику «Звезда» рассказывает командующий Северным флотом адмирал Николай Евменов.
- Николай Анатольевич, как вы оцениваете сегодняшний уровень боеспособности частей и кораблей СФ, и какую задачу для себя, как командующего, считаете №1 на ближайшее время?
- Не хотелось бы отделываться стандартными формулировками на столь серьезный вопрос, но со всей ответственностью заявляю: уровень боеспособности подразделений Северного флота позволяет решать все поставленные задачи. Практика последних лет показывает, что нашим надводным кораблям и подводным лодкам вполне по силам действовать в любой обстановке и практически на любом театре военных действий от экватора до Арктики. В качестве подтверждения - недавнее успешное выполнение задач боевой службы большим десантным кораблем «Александр Отраковский» в составе группировки кораблей ВМФ России в Средиземном море. В начале марта, пройдя свыше 40 тысяч морских миль, корабль вернулся в родной Североморск.
Не менее успешны и походы наших надводников и подводников в северные моря. Чтобы не голословить на этот счет, могу привести несколько цифр. В прошлом году на флоте было проведено более 320 учений, что на 20 процентов больше, чем в 2016-ом. Почти на треть увеличилось и количество ракетных стрельб. По целому ряду показателей вырос уровень боевой подготовки сухопутных и береговых войск. В полтора раза стало больше тактико-специальных занятий по морской десантной подготовке. Почти на две трети возросло число ротных тактических учений. Личным составом армии ВВС и ПВО Северного флота в ходе боевой учебы выполнено свыше 140 воздушных стрельб и 51 практический пуск авиационных ракет.
Учитывая, что в нынешнем году атомному подводному флоту России, который начинался на Севере, исполняется 60 лет, отдельных слов заслуживают морские стратегические ядерные силы. В 2017 учебном году экипажи атомных подводных крейсеров «Юрий Долгорукий» и «Брянск» выполнили две стрельбы межконтинентальными баллистическими ракетами. Опыт эксплуатации новых многоцелевых подводных лодок с крылатыми ракетами проекта «Ясень» есть пока только у экипажей Северного флота. В этом году спланировано проведение залповой стрельбы баллистическими ракетами «Булава», а подводникам-североморцам предстоит побороться за семь призов Главнокомандующего ВМФ России по различным видам боевой подготовки.
Что касается главной задачи, у меня, как у командующего, так и у всего личного состава она одна - поддержание флота в нужной степени боеготовности. И здесь опять мне хотелось бы оттолкнуться от цифр. В прошлом году Северный флот в состязаниях профмастерства военнослужащих ВМФ России на «Кубок моря» победил в 21-й номинации из 38-ми, заняв общее 1 место. И если в этом году мы покажем худшие результаты, буду считать, что где-то мы не доработали.
- К освоению каких новых видов вооружения и техники следует готовиться морякам-североморцам уже в этом году?
- Прежде всего, хочу отметить, что на протяжении последних пяти лет к нам ежегодно поступает новая техника. Как было недавно отмечено министром обороны РФ генералом армии Сергеем Шойгу, доля современного вооружения и военной техники на Северном флоте превышает 50 процентов. Это один из самых высоких показателей технической оснащенности воинских формирований нашего уровня, который обязывает всех североморцев - от матроса до адмирала - быть в состоянии постоянного тренажа. Мы все время что-то испытываем, осваиваем, одновременно совершенствуя свои боевые навыки.
В прошлом году на флот поступило свыше одной тысячи единиц новой военной техники, среди которой - боевые катера, суда обеспечения, авиатехника, радиолокационные комплексы ПВО. Впервые за несколько последних десятилетий вспомогательный флот пополнился ледоколом «Илья Муромец», построенным специально для нужд нашего флота. После завершения госиспытаний, в состав Северного флота войдут фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», большой десантный корабль «Иван Грен» и морской танкер «Академик Пашин». В программу испытания новейших кораблей входят также стратегический ракетоносец проекта Борей-А «Князь Владимир» и многоцелевая крейсерская подлодка «Казань».
В силу специфики задач, возложенных на Северный флот, в числе приоритетных остается арктическое направление. Помимо освоения специальной техники, сюда входит каждодневная работа по развитию и совершенствованию арктической инфраструктуры…
- Извините, что перебиваю, но Арктические войска - это большой и отдельный пласт вашей деятельности. Хотелось бы поподробнее узнать, как они себя «чувствуют»? С каким настроением молодые люди идут туда служить, насколько решены задачи по укомплектованности и бытоустроенности? Как ведет себя техника в условиях сверхнизких температур?
- Выражаясь вашей терминологией, Арктические войска чувствуют себя абсолютно нормально. И в первую очередь потому, что укомплектованы они россиянами. Потомками тех солдат, которые вдохновляемые Суворовым форсировали швейцарские Альпы; которые под командованием Кутузова гнали французов из России почти через всю Европу; которые под командованием Жукова разгромили и гитлеровские полчища. И ни разу - ни сверхнизкие температуры, никакая стужа, в отличие от тех же европейских солдат, не мешала нашим ни воевать, ни побеждать. Уверяю, тот же самый настрой сегодня присутствует и среди личного состава арктической группировки войск.
Тем более, что и бытовые условия, и форма одежды, и питание организованы с акцентом на особые условия службы на Крайнем Севере. Например, для личного состава разработано специальное многослойное обмундирование и обувь, различные системы обогрева, что обеспечивает бойцам вполне комфортные условия.
Гораздо более серьезной проблемой суровых арктических будней является однообразие и монотонность. Когда полярная ночь длится около шести месяцев, военнослужащим сложно нести службу в таких условиях. Это, кстати, касается всего личного состава Северного флота. Роль своеобразного релакса здесь играют развлекательные сооружения (спортивные площадки, бассейны, кинозалы и т.п.), которые строятся не только в военных городках, но и непосредственно на военных базах. Из разговоров с военнослужащими, а на Севере служат молодые люди из самых разных уголков страны, узнаю, что многие только на службе впервые искупались в бассейне и побывали в аквапарке.
Особое отношение уделяется оснащению группировки боевой техникой и вооружением. Российские разработчики хорошо постарались, чтобы суровый арктический климат не стал помехой для ее функционирования. И, насколько мне известно, ни одного отказа техники по причине низких температур, пока еще не было. Очень неплохо, к примеру, зарекомендовали себя зенитно-ракетные комплексы ближнего действия «Панцирь-СА» и «Тор» на плавающей платформе. Одна из отличительных особенностей этих комплексов - работа в морозы при температуре -40 градусов и ураганных ветрах.
Примерно в таких же погодных условиях работает и новый трассовый радиолокационный комплекс «Сопка-2», сконструированный для Заполярья. Аналогичные комплексы, работающие в более южных регионах страны, имеют ограничение по ветру при 25 м/с. Специально для Арктических войск создан и многоцелевой вертолет Ми-8АМТШ-ВА. Экипаж этой машины способен выполнять поставленные задачи даже при температурах до -50 градусов. Кроме того, управлять винтокрылым аппаратом, благодаря приборам ночного видения, можно в полной темноте. А встроенный автопилот осуществляет самостоятельную посадку арктического вертолета при порывах ветра до 15 м/с. Дальность полета на одной заправке составляет до 1 300 км. Стандартный вертолет Ми-8, для сравнения, способен пролететь без дозаправки почти в 2,5 раза меньше.
Комплекс противовоздушных средств обороны представлен зенитными ракетными системами на базе С-400 и С-300. Для эффективного передвижения по снегу и льду армейские подразделения оснащены вездеходами «Трекол», «Витязь» и «Алеут»… Я могу еще долго продолжать этот рассказ про специальное арктическое вооружение и технику, но думаю, что и вышеперечисленного достаточно, чтобы ни у кого не возникло даже тени сомнений в отношении готовности нашей группировки защищать интересы России в Арктике. Именно защищать, потому что склонность к актам агрессии к кому бы то ни было - абсолютно не наша тема.
- Известно, что Северный флот из-за погодных условий - самое специфическое формирование, поэтому внимание здоровью и физподготовке военнослужащих требуется особое. Как это осуществляется на практике?
- Отвечая на этот вопрос, мне удобнее было бы оперировать цифрами: и про количество проведенных спортивных мероприятий в ходе боевой учебы, и про достигнутые результаты. Поверьте, их достаточно. Но главным, на мой взгляд, является не это. Сегодня на флоте, в целом, взят курс на здоровый образ жизни. И я лично, не сочтите за нескромность, стараюсь подавать в этом пример. Так, у нас впервые в Вооруженных силах России в 2017 году была создана Северная военная хоккейная лига. Регулярным стал чемпионат на Кубок командующего флотом, к участию в котором с каждым годом привлекается все больше команд. И если в сезоне 2016-2017 годов их было - 13, в этом уже - 20.
Возможно, кому-то может показаться это малозначительной деталью, но с развитием хоккея на Северном флоте, популярность этого вида спорта значительно возросла. Помимо создания новых команд, в гарнизонах стали появляться хоккейные коробки. В вечернее время на них работает освещение, играет музыка, и молодежь длинные полярные вечера все чаще проводит именно на льду, а не в кубриках и казармах в обнимку со своими гаджетами. Дополнительный интерес к хоккею подогревается еще и тем, что он всевозрастной - на площадке все равны. И матрос-первогодок, к примеру, может на равных биться с командующим флотом.
Впервые за долгие годы у нас был проведен чемпионат по волейболу. Надеюсь, что и его мы сделаем регулярным и подтянем к этому делу максимально возможное количество участников. Естественно, что традиционной, проводимой ежегодно, остается и флотская спартакиада по прикладным видам спорта, куда входят гребно-парусное двоеборье, плавание и ныряние в длину, поднятие гирь, перетягивание каната - всего 16 видов. С определенной долей оптимизма хочу отметить, что уровень физподготовки североморцев всех возрастных категорий вырос. Ну и, наверное, как следствие, меньше стало военнослужащих, находящихся под диспансерным наблюдением врачей.
- Николай Анатольевич, из нашего разговора получается, что все на Северном флоте хорошо, или близко к тому. А есть ли у вас «тонкие места», которым нужно уделять особое внимание?
- «Тонкие места» есть даже в самом отлаженном механизме. И если где-то их нет, значит, кто-то что-то просто не договаривает. Вместе с тем, я убежден, что критерием деятельности любого воинского подразделения является не знание этих самых мест, а способность командиров своевременно и правильно на них реагировать. Только при таком подходе - там, где тонко, не порвется. Именно так мы строим работу и стараемся держать в поле своего внимания все направления.
*Интервью подготовлено при помощи пресс-службы Северного флота