Андреевский флаг на катерной мачте
© fleetphoto.ru
ПДК «Курсант Кировец»

Андреевский флаг на катерной мачте

Малая, но вполне боевая единица и спустя 235 лет после создания Черноморского флота достойно продолжает традиции российских моряков
13 мая 2018, 07:30
Реклама
Андреевский флаг на катерной мачте
© fleetphoto.ru
ПДК «Курсант Кировец»
Читайте нас на: 

Черноморский флот начинался с того, что через два месяца после присоединения Крыма к России - 13 мая 1783 года в Ахтиарскую (ныне -  Севастопольскую) бухту Черного моря вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием адмирала Федота Клокачева. Они-то и составили основу нового русского флота. И вот уже 235 лет его моряки охраняют южные морские границы России и достойно демонстрируют российский военно-морской флаг на иных морских и океанских просторах.

Адмиральская серия

В 1785 году был впервые утвержден штат Черноморского флота: два 80-пушечных и десять 66-пушечных кораблей, 20 фрегатов, 3 камели и несколько мелких портовых и транспортных судов. В настоящее время в состав флота входит более 280 кораблей и судов. 56 из них - боевые. Черноморский флот - это  надводные ударные, сторожевые, десантные, ракетные, противолодочные, тральные корабли, подводные лодки, морская авиация, а также береговые ракетно-артиллерийские войска, морская пехота, спасательные силы и вспомогательные средства.

Сегодня наглядно проявляется будущее Черноморского флота: он динамично пополняется многоцелевыми кораблями класса «фрегат» - это «адмиральская» серия сторожевых кораблей проекта 11356, головным в которой стал «Адмирал Григорович», подводными лодками проекта 636.3, несущими на борту ракетные комплексы «Калибр», другими современными боевыми средствами.

История флота, начинавшаяся в Азовском море, сегодня сделала как бы круг, поставив в морской дозор на азовскую волну современные черноморские «вымпелы». И пусть это всего лишь корабли 4 ранга - противодиверсионные катера (ПДК) типа «Грачонок», но они по интенсивности своей морской службы вполне заслуженно носят на своих мачтах вымпелы боевых кораблей Черноморского флота. И, как в капле воды отражается целый океан, так и в напряженных морских буднях этих небольших кораблей четко отражается вектор жизнедеятельности всего флота.

Зубастый «Грачонок»

Тридцать один на семь с половиной метра - площадь верхней палубы, 139 тонн - размеры катера проекта 21980 действительно не очень масштабны. Но этот динамичный морской «спецназовец» - образец нового облика флота. Во-первых, по своему инновационному оснащению, во-вторых, по высокому профессионализму экипажа, который полностью укомплектован моряками контрактной службы.

Гидроакустический поисково-обследовательский комплекс (ПОК) «Кальмар»
© tetis-pro.ru
Гидроакустический поисково-обследовательский комплекс (ПОК) «Кальмар»

Инновационное радиоэлектронное вооружение катера позволяет чутко обнаруживать и пристально обследовать подводные объекты. Особой составляющей этой системы является гидроакустический поисково-обследовательский комплекс (ПОК) «Кальмар», в состав которого входят многолучевой гидролокатор, многолучевой эхолот, навигационная гидроакустическая станция с буями-ответчиками, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат. Эти новейшие разработки отечественной «оборонки» позволяют вести эффективный поиск объектов в толще воды. К примеру, подводные пловцы будут обнаружены на дистанции до 500 метров при скорости движения катера до 8 узлов и волнении моря до 3 баллов. В этих же условиях аппаратура позволяет основательно обследовать дно на глубине до 200 метров. «Кальмар» может также вести разметку поиска и обозначение обнаруженных объектов с привязкой к географическим координатам. А возможность отображения в реальном масштабе времени данных подводной обстановки, их обработки и сохранения придает катеру особую электронную зоркость и цепкость в борьбе с диверсионными замыслами противника.

Сегодня для «Грачонка» разработано новое программное обеспечение обработки сигналов, принимаемых антенной гидроакустической станции.  Это увеличило дальность обнаружения объектов в приповерхностном слое. Кроме того, возросла информативность интерфейса управления программой.

Еще одна инновационная фишка «Грачонка» - его судовой водолазный комплекс, который предназначен для обеспечения водолазных спусков, аварийно-спасательных и подводно-технических работ, лечения в барокамере специфических водолазных заболеваний, полученных водолазами при проведении спусков и подводных работ. На катере предусмотрены вполне комфортные условия размещения экипажа и водолазной группы.

Зубастости «Грачонку» придают 14,5-мм пулеметная установка МТПУ, противодиверсионные гранатометы ДП-64 и ДП-65. А на случай атаки с воздуха на катере предусмотрены четыре ПЗРК типа «Игла».

Командир ПДК «Курсант Кировец» мичман Сергей Вико
© Фото автора
Командир ПДК «Курсант Кировец» мичман Сергей Вико

Главный движитель - экипаж

Как пояснил командир ПДК «Курсант Кировец» мичман Сергей Вико, моряки небольшого экипажа прониклись техническим совершенством катера, у каждого здесь, как минимум, по одной смежной специальности. К примеру, в заведовании гидроакустика сержанта контрактной службы Алексея Тимофеева помимо инновационного комплекса «Кальмар», который успешно прошел испытания именно на головном катере проекта 21980, есть и телеуправляемый подводный аппарат «Фалькон», требующий в его использовании филигранно отточенных навыков пилота и телеоператора. Несколькими корабельными специальностями владеет и рулевой-сигнальщик старший матрос контрактной службы Владислав Ивасенко. Сам командир катера - тоже универсальный моряк. Сергей Вико срочную служил в ракетных войсках. Сверхсрочную - бортрадистом в военно-транспортной авиации. Потом по контракту стал старшиной команды зенитно-артиллерийского комплекса малого противолодочного корабля «Ейск». Сочинскую Олимпиаду охранял командиром скоростного катера типа «Баклан».  Месяцы интенсивной морской работы с досмотровыми и спецназовскими группами на борту добавили в его характер выдержку и мгновенную реакцию - обязательные командирские качества. А потом была Крымская весна 2014 года. Главстаршина контрактной службы Вико ушел в нее «вежливым военно-морским человеком» вместе со своим «Бакланом». Потом с завода принимал новый патрульный катер типа «Раптор». На этом скоростном морском «броневике» мичман Вико прошел не одну сотню миль учебно-боевых задач. Когда в базу пришел новый «Грачонок», вполне закономерно этому трудяге-моряку доверили быть командиром катера нового поколения.

«Курсант Кировец» в дозоре
© Фото автора
«Курсант Кировец» в дозоре

Служба морского дозора

Черноморские «Грачата» непривычны подолгу стоять у причала . Сегодня их можно увидеть в дозоре у масштабной стройки Керченского моста, на охране и обороне других важных объектов флота и страны. Мне не раз довелось наблюдать их совместную работу с бойцами отряда борьбы с подводными диверсионными силами и средствами. Еще в начале строительства моста совместными действиями они обезвредили сотни взрывоопасных предметов, оставшихся на дне пролива с военной поры. В этом боевом сотрудничестве сегодня выработаны эффективная тактика и методы противодействия диверсионным и террористическим действиям в прибрежной зоне.

 И поэтому их нынешняя боевая служба надежно гарантирует безопасность не только этого грандиозного транспортного сооружения, но и других не менее важных объектов в зоне ответственности моряков-черноморцев.

«Корабль к бою и походу приготовить!» - эта команда на «Курсанте Кировце» прозвучала буквально накануне Дня Черноморского флота. Его экипаж заступил на свою очередную сторожевую вахту там, где сходятся воды Черного и Азовского морей, откуда 235 лет назад начинал свою историю Черноморский флот России. И гордый Андреевский флаг на катерной мачте красноречиво дает понять, что эта малая, но вполне боевая единица большого флота достойно продолжает традиции российских моряков.

     

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама