Гиперзвуковой бросок «Кинжала»: конкуренты еще - в «пеленках»
Поэтому неудивительно, что теперь в западных СМИ валом пошла информация о том, что в США давно работают над гиперзвуком и никоим образом не отстают от России и Китая, а создают более сложные системы. Ну-ну...
Переполох в Пентагоне
Сейчас известно, что Пентагон и DARPA проводят исследования по краткосрочной программе High Speed Strike Weapon (HSSW), рассчитанной до 2020 года, которая включает в себя два проекта по определению облика гиперзвукового ракетного оружия: Hypersonic Air-breathing Weapon Concept (HAWC) для тактической авиации и Tactical Boost-Glide (TBG) для стратегической авиации. Проектом TBG занимается корпорация Lockheed Martin, а над HAWC параллельно работают Lockheed Martin и Raytheon.
Помимо этого Lockheed Martin ведет разработку еще по нескольким проектам. Air-Launched Rapid Response Weapon (ARRW) - это гиперзвуковой ракетный комплекс воздушного базирования, плюс создание гиперзвукового беспилотника SR-72 и авиационной ракеты по программе Hypersonic Conventional Strike Weapon (HCSW) - это гиперзвуковое неядерное ударное оружие. Армия США для своих нужд финансирует проект ракеты наземного старта с гиперзвуковой боеголовкой AНW. Компания Boeing с 2010 года разрабатывает гиперзвуковую ракету X-51A Wiverider, которая должна стартовать с наземных, морских и воздушных носителей.
Большинство программ США близки к технологическому прорыву в области гиперзвука, но до сих пор не вышли на стадию летных прототипов. Научные центры, такие как NASA Glenn Research Center, NASA Langley Research Center и University of Texas at Arlington (UTA), пока не завершили работы по созданию двигателей, материалов и систем управления, способных обеспечивать устойчивую работу изделий на гиперзвуковых скоростях.
До недавнего времени по этим проектам была плановая и спокойная работа, но теперь все изменилось. Вначале Пентагон заявил о смещении сроков по программе HSSW на 2019 год, а затем стало известно о выделении 1 млрд долларов корпорации Lockheed Martin на программы ARRW и HCSW.
Такой переполох в Пентагоне вызвало появление нашего гиперзвукового комплекса «Кинжал». Безусловно, интересен и другой вопрос: как 18 разведывательных организаций США «проспали» его появление? Кстати, видимо, из-за этого в США произошли в последнее время кадровые перестановки в силовых структурах.
Про подвиг наших спецслужб, обеспечивших «прикрытие», напишут мемуары лет этак через 50, а я же хочу дать ответ нашим оппонентам, как Россия с «разорванной в клочья» от санкций экономикой смогла создать гиперзвуковой «Кинжал».
Гиперзвуковой или нет?
Правду говорят: у страха глаза велики. Видимо, из-за этого «Кинжалу» уже начинают приписывать фантастические и чудесные свойства.
6 мая американское сетевое издание Military Watch сообщило, что в Пентагоне выразили обеспокоенность в связи с заступлением российских МиГ-31 с ракетами «Кинжал» на боевое дежурство. В частности, военные США обратили внимание на то, что «существующие комплексы ПВО армии и флота США не способны противостоять оружию, которое развивает скорость более 3 Махов, притом, что новые российские комплексы могут летать со скоростью от 10 до 20 Махов». Они также сказали, что «благодаря "Кинжалу" Россия может наносить удары по Европе, по всем кораблям в Атлантике и Тихом океане».
Почти одновременно The National Interest опубликовал статью своего эксперта Дэйва Маджумдара, который занял противоположную позицию. По его мнению, на самом деле «Кинжал» не является гиперзвуковым оружием, поскольку не оборудован гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ГПВРД).
Где же правда?
Ракета Х-47М2, входящая в состав ГАРК (гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс) «Кинжал», действительно не оборудована ГПВРД, в этом Маджумдар прав. Такие выводы он, скорее всего, делал, анализируя информацию по гиперзвуковым ракетам: российской Х-90 ГЭЛА и индийской «Брамос-2», в чьи конструкции входит ГПВРД. Только вот эксперт не обратил внимание на то, что ГЭЛА - это гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат, по сути - прототип, демонстратор технологий, на базе которого в России и создаются гиперзвуковые комплексы.
Специально для Дейва Маджумдара сообщаю: на Х-47М2 установлен твердотопливный ракетный двигатель (РДТТ). Ведь «прародителем» этой ракеты стала аэробаллистическая ракета 9М723 комплекса «Искандер-М», дальность полета которой - 480 км.
Теперь о скорости. Одноступенчатая ракета 9М723 комплекса «Искандер-М» совершает низковысотный полет в плотных слоях атмосферы с перегрузками в 20-30g на скорости 2,1 км/с, т.е. на 6,1 числа Маха. Поэтому 2/3 ракеты занимают топливный отсек и мощный РДТТ. На высотах 15-20 км плотность и температура воздуха ниже, чем у земли, поэтому та же самая ракета, стартующая в тропосфере, полетит дальше и быстрее. К тому же сам самолет (МиГ-31) перед стартом ракеты создает первоначальное ускорение в 2,5 числа Маха, что также влияет на дальность и скорость.
При создании Х-47М2 нашим конструкторам пришлось поиграть с весами, габаритами и мощностями РДТТ, чтобы создать оптимальный вариант, который имел бы максимальную дальность и скорость, управляемость по высоте и курсу, а также мощность боевой части (БЧ), гарантированно уничтожающей корабли - от эсминца до авианосца.
Получилась ракета с дальностью применения до 2.000 км, массой обычной БЧ около 500 кг и возможностью нести специальную БЧ (термоядерную боеголовку). На маршруте ракета использует ИНС с возможностью корректировки от системы ГЛОНАСС. Профиль корпуса Х-47М2 был выбран так, что на скорости в 10 чисел Маха не требуется специальная тепловая защита, а также не накладываются ограничения на работу головки самонаведения (ГСН). Цели ракета ищет с помощью оптической корреляционной ГСН, которая позволяет ей поражать их с отклонением около 1 метр.
Это не «чудеса». Это - реальность.
Ракета + самолет = ГАРК
Когда показали первые кадры МиГ-31К с ракетой Х-47М2, то некоторых специалистов удивило ее расположение под фюзеляжем самолета. Но такое размещение вооружения известно достаточно давно. В ОКБ Микояна ранее были разработаны проекты МиГ-31Д с противоспутниковой ракетой 79М6 «Контакт» и МиГ-31И с ракетой для выведения спутников в космос (проект «Ишим»). В этих проектах ракеты размещались как раз под фюзеляжем.
Помимо этого на Западе утверждают, что МиГ-31 морально устарел, давно не производится и требует замены на более современный самолет. Всем этим критикам отвечаю, что МиГ-31 не раскрыл до конца тот потенциал, который в него заложили его создатели - авиаконструкторы Г.Е. Лозино-Лозинский и К.К. Васильченко.
Да, у этого самолета была непростая судьба. Первоначально он планировался как дневной перехватчик на больших скоростях полета - до 7.000 км/час. Для этого его корпус сделали из титановых сплавов. На деле скорости оказались вполовину меньше, так как вместо специально разработанного двигателя самолет получил Д-30Ф6, доработанный на основе гражданского двигателя Д-30 от Ту-134. С парой этих двигателей максимальная скорость МиГ-31 составила 3.400 км/ч.
Теперь «ОДК-Пермские моторы» и «ОДК-Стар» на основе аддитивных технологий смогли восстановить производство узлов и агрегатов двигателя Д-30Ф6 на новом качественном уровне. Есть надежда, что они смогут создать и «родной» двигатель для МиГ-31 с учетом перспектив его новой боевой службы. С «родным» двигателем летно-технические характеристики самолета могут стать значительно лучше.
Почему же выбор пал на МиГ-31, а не на другие самолеты? Во-первых, МиГ-31 - самый быстрый самолет российских ВКС, то есть он быстрее всех доставит ракету Х-47М2 в зону пуска. Во-вторых, он самый высотный самолет, что является решающим фактором для того, чтобы ракета «Кинжала» смогла выйти на гиперзвуковые показатели полета на высотах около 20 км.
Благодаря бортовой радиоэлектронной аппаратуре МиГ-31 может обмениваться целевой информацией с самолетом ДРЛОУ А-50 и наземными комплексами ПВО. На вооружении ВКС России находится 250 таких самолетов, из которых десять МиГ-31К стоят на опытном боевом дежурстве в ЮВО с ГАРК «Кинжал».
Зона безопасности - до 2.000 километров
Сочетание МиГ-31 и Х-47М2 определяет боевой радиус ГАРК «Кинжал» дальностью в 2.700 км. Это исключает возможность применения противником крылатых ракет морского базирования, таких как TacTom (тактический «Томагавк») кораблями типа «Арли Берк» и «Тикондерога». Таким образом, ГАРК «Кинжал» может создать зону A2/AD (зону воспрещения доступа и маневра сил противника) вдоль морских границ России шириной в 1.500-2.000 км, что делает развертывание авианосной ударной группы (АУГ) противника перед ударом невероятно сложной боевой операцией.
Как известно, по принятой доктрине «Глобального мгновенного удара», ВМС США на это отводится 96 часов. Сколько боевых вылетов за это время совершит ГАРК «Кинжал», известно только командованию ВКС РФ. А вот командованию ВМС США теперь придется серьезно подумать над тем, сколько кораблей АУГ смогут вернуться домой...
Так что страх у военачальников Пентагона небезоснователен. Основной ударной силой у США по-прежнему остается военный флот, у которого, как оказалось, нет средств противодействия российскому ГАРК «Кинжал».
Ассиметричный ответ России спутал все планы и бюджеты Пентагона. Сейчас его представители утверждают, что у них есть силовой ответ России и с гиперзвуком у них все хорошо. Мол, не сомневайтесь, но показать это нельзя - засекречено. Привычные американские сказки в стиле highly likely...
Верно лишь одно: бросок «Кинжала» застал США и их союзников врасплох. Как метко сказал президент России Владимир Путин: «Сдержать Россию не удалось!»
Поэтому если США продолжат и дальше играть в «мирового гегемона» и «гонку вооружений», то ошибаться, удивляться и пугаться им придется еще часто, очень часто.