Трамп всея Израиля...
Биньямин Нетаньяху поблагодарил США за выход из Совета по правам человека (СПЧ) Организации Объединенных Наций. Поводом для такого решения Вашингтон назвал недавние резолюции СПЧ с критикой политики израильских властей на Ближнем Востоке. По словам премьер-министра Израиля, «в течение многих лет СПЧ ООН был предвзятой, враждебной, антиизраильской организацией, предавшей свою миссию по защите прав человека». Впрочем, ничего удивительного не произошло: Вашингтон и Тель-Авив связывают давние партнерские отношения как в военной сфере, так и в политике. Можно скзать, что, по сути, это одна геополитическая команда.
Еще в годы холодной войны и в СССР, и в США Израиль, контуры которого напоминают обводы корабля, называли непотопляемым американским авианосцем. Только в Союзе такое сравнение чаще использовалось в подписях под карикатурами, а за океаном - исключительно в позитивном ключе. В целом же упомянутая фигура речи вполне отражает стратегический характер отношений между Вашингтоном и Тель-Авивом, сложившийся к началу 1960-х годов.
Кукловод или марионетка?
На протяжении долгих лет ровный характер отношений между США и Израилем не менялся. Впервые они опустились до самой низкой точки при Бараке Обаме, а потом так же резко взлетели вверх после прихода в Белый дом Дональда Трампа. Надо отметить, что никто из его предшественников не предпринимал таких шагов, как признание Иерусалима столицей Израиля и фактическая поддержка строительства еврейских поселений на оккупированных территориях, что де-факто означает отказ от формулы создания двух государств для двух народов.
Напор и безоглядность, с которыми действует глава США, продавливая свои решения в угоду израильтян и игнорируя мнение даже своих ближайших союзников, ставит вопрос: не стал ли нынешний хозяин Белого дома марионеткой в руках израильтян?
Многие объясняют этот феномен деловыми и семейными связями нынешнего президента. Как известно, его дочь Иванка, предварительно перейдя в иудаизм ортодоксального толка, вышла замуж за Джареда Кушнера - сына одного из руководителей нью-йоркской общины хасидов. И между тестем и зятем сразу же сложились очень доверительные отношения, настолько тесные, что Джаред, официально не занимая никаких должностей, по сути возглавил предвыборный штаб Трампа и сыграл со своей командой решающую роль в его победе.
Сделав ставку на продвижение Трампа главным образом через интернет и социальные сети, Джаред часто писал или редактировал не всегда толковые и политкорректные выступления тестя перед избирателями, а также защищал его от обвинений в расизме, связях с ку-клукс-клановцами и антисемитизме. Более того, ему удалось привлечь на сторону Трампа большинство консервативных произраильски настроенных евреев, в том числе почти 90% проголосовавших на выборах хасидов.
Не исключено, что симпатии к еврейским родственникам Трамп по-человечески вполне мог перенести если и не на весь Израиль, то, по крайней мере, на тех влиятельных израильтян, которые ему помогли. Во всяком случае, их нужно было хотя бы поблагодарить. Неслучайно после избрания Трампа президентом США тот же Джаред был назначен старшим советником, в чью зону ответственности вошел и Ближний Восток.
Американский аналитик Роберт Перри прямо пишет о Трампе как о марионетке, которую дергает «за ниточки» Нетаньяху для того, чтобы оказать влияние на президента США. Если бы Трамп был агентом Кремля, делает вывод Перри, он наверняка согласился бы вести переговоры для решения северокорейского кризиса, признал неконструктивность отношений с Ираном и прекратил бы поддержку боевиков, воюющих против Башара Асада. Однако вместо этого он движется в противоположном направлении.
…И все же довольно трудно представить напористого, почти буйного Трампа, обладающего несомненными лидерскими качествами, утверждающего что «Америка превыше всего», в качестве чьей-то послушной марионетки. Трамп совершенно не похож на человека, которого, например, поймали на компромате, а потом сделали предложение, от которого он не смог отказаться.
Всерьез рассчитывать на то, что такой прагматик и расчетливый делец, как Трамп целиком растворится в интересах еврейского государства, тоже вряд ли стоит. Интересно, что когда Джаред Кушнер оставлял тестя без присмотра, в Твиттере Трампа сразу же появлялись записи, изобилующие порой ксенофобскими высказываниями.
И вообще Трамп больше напоминает бульдозер, чем марионетку. Поэтому его ближневосточную политику вряд ли можно объяснить только семейными связями и влиянием произраильского лобби. У бизнесмена Трампа есть еще и экономические интересы.
Деньги - нерв войны
Вынесенные в подзаголовок слова Цицерона как нельзя лучше объясняют финансово-экономические причины выхода США из ядерной сделки с Ираном. Причем многие аналитики считают, что именно деньги, точнее - нежелание с ними расстаться, стали еще одной причиной решения Трампа выйти из ядерной сделки с Ираном
Во-первых, начиная с конца 1970-х годов, в банках США лежали замороженные иранские средства. Поскольку страна жила в основном в условиях различных санкций, за 40 лет их накопилось немало. Точную сумму вряд ли кто назовет, но, по оценкам специалистов, она достигала не менее 150 млрд долларов. Понятно, что эти деньги не лежали мертвым грузом в банковских хранилищах, а благополучно работали на американскую экономику, а заключенная в июле 2015 года сделка предусматривала постепенную выплату Тегерану замороженных средств.
Вот здесь, по всей видимости, у Трампа и сработал эффект профессионального должника, когда кажется, что в долг ты берешь чужие деньги, а отдавать приходится свои. Тем более, что вывод из оборота иранских денег мог спровоцировать обвал валютной и кредитно-финансовой системы США.
Во-вторых, возобновление старых и ввод новых санкций против Тегерана наносит удар по экономике Китая и европейских стран, успевших вложить миллиарды долларов и евро в развитие Ирана. Дело в том, что сразу же после заключения ядерной сделки и частичной отмены санкций Иран многим казался настоящим Клондайком - в инвестициях нуждались практически все отрасли иранской экономики. Тегеран планировал привлекать до 50 млрд долларов ежемесячно. И хотя реальный приток денег оказался на порядок меньше (во многом из-за неготовности западных банков к масштабным инвестициям), но и тех инвестиций, которые удалось привлечь в течение 2016-2017 гг., хватило, чтобы в стране начался экономический подъем.
Не остались в накладе и инвесторы. Одна французская Peugeot-Citroen получила под свой контроль почти треть иранского автомобильного рынка. Иранцы договорились с Airbus о покупке сотни самолетов, в том числе двухпалубных гигантов А-380 и дальнемагистральных А-350. Общая сумма контракта оценивалась в 8,4 млрд евро. Всего же Тегеран планировал приобрести для обновления своего авиапарка до 400-450 самолетов. Не теряла времени и Германия: объемы немецких инвестиций в Иран составили около 60% от того, что вкладывал весь Евросоюз. Но особое место занимал Китай - крупнейший потребитель иранской нефти. Пекин и Тегеран планировали за 10 лет поднять объем торговли до полутриллиона.
Но вот вмешался Трамп… И теперь вследствие сорванных контрактов и инвестиций «в никуда» Китаю и европейским странам - особенно тем, чью экономику нельзя назвать сильной и стабильной - грозят проблемы, связанные с почти гарантированным ростом цен на нефть. Всего один пример.
По оценкам специалистов, если цены за баррель нефти превысят 80 долларов США, ВВП Испании упадет почти на 14%, а количество рабочих мест сократится на 550 тысяч.
Таким образом, приняв решение о выходе из сделки, Трамп собирается убить не двух, а целую ватагу зайцев. Кроме подрыва иранской экономики, так и не успевшей оправиться от предыдущих санкций, Трамп нанес чувствительный удар по европейцам и Китаю, продолжая подрывать их экономику.
Похоже, что ближневосточная политика Трампа стала последней каплей, переполнившей чашу терпения Европы. Слишком долго Старый Свет терпел во многом навязанные антироссийские санкции. Но хватит ли у старушки Европы духу, чтобы ответить на вызов США, покажет ближайшее время. Пока хорохорятся. Например, министр обороны Франции Флоранс Парли заявил, что ядерная сделка была «источником мира во взрывоопасном регионе». Глава европейской дипломатии Федерика Могерини подчеркнула, что ядерная сделка не является двусторонним соглашением и ни одна сторона не может ее отменить в одностороннем порядке.
В любом случае России сам бог велел использовать наметившийся раскол между Новым и Старым Светом, чтобы попытаться переформатировать структуру экономических связей с Евросоюзом в собственных интересах и в интересах Европы. Так во время встречи в Сочи президента РФ Владимира Путина и канцлера ФРГ Ангелы Меркель решалась проблема, как выстоять под давлением Трампа и сохранить сделку с Ираном, которая полностью отвечает интересам Европы. Следом за Меркель на экономический форум в Санкт-Петербург приехал и президент Франции Эмманюэль Макрон.
Несмотря на кислую мину Вашингтона, диалог продолжается. Но при этом не надо забывать и о других причинах американской ненависти к Ирану - таких, как неутоленная жажда мести за нанесенные Америке унижения во время иранской революции, и бешенство, которое испытывает Вашингтон из-за того, что бессилен поставить на колени Иран.
Повторная жажда власти
Представляется, что в качестве других наиболее вероятных мотивов Трампа можно рассматривать и страстное желание пойти на второй президентский срок.
Для этого необходима самая «малость» - Трампу надо убедить американцев в том, что он один из самых выдающихся президентов США, создать имидж Трампа Великолепного, непрестанно пекущегося об Америке и американцах, а то и заслуживающего Нобелевскую премию мира.
План реализации не такой уж сложный и уже претворяется в жизнь. Для начала Трамп приложил немало усилий, чтобы развенчать образ своего предшественника Обамы, разметать его политическое наследие - прежде всего на ближневосточном, самом, пожалуй, выгодном для Трампа направлении. Еще неплохо было бы разобраться с теми, кто унижал и продолжает унижать Трампа. Например, с актером Робертом де Ниро, назвавшим Трампа «неотесанным мужланом». И это самое невинное из того, что звезда Голливуда сказал о своем президенте.
Что же касается лидеров европейских стран, то они пока что предпочитают отзываться об американском президенте дипломатично. Впрочем, и так понятно, что Дональд Трамп успел многим надоесть за то непродолжительное время, пока он в Белом доме. Израиль, конечно же, не в счет.