Североатлантический альянс превращается в военно-финансовую корпорацию
Итоги саммита НАТО, прошедшего 11-12 июля в Брюсселе, оставили сложное и противоречивое впечатление. Никогда еще в истории этого альянса на публику не выплескивался острый конфликт между спонсором, куратором, потребителем и руководителем НАТО - Соединенными Штатами - и его союзниками-вассалами из европейских государств. Никогда раньше так не обнажалось скрытое от глаз публики за воинственной риторикой и мифами о потенциальной российской военной агрессии финансово-бюрократическое существо этой организации.
Никогда раньше, до июля нынешнего года, европейские страны так публично не восставали против своего заокеанского сюзерена, ни разу так дерзко его не критиковали. В СМИ и даже с трибуны саммита. И, как оказалось, было за что.
Поговорим и об этом. А пока о предыстории нынешнего конфликта в Брюсселе. Накануне проведения саммита президент США Дональд Трамп разослал лидерам европейских государств гневные письма, в которых потребовал срочно внести в бюджет Североатлантического альянса назначенные Уэльским саммитом 2% от внутреннего валового продукта каждой страны. Напомним, что саммит НАТО в Ньюпорте (Южный Уэльс) 2014 года рекомендовал государствам-членам довести свои взносы в общий военный бюджет организации до 2 процентов от ВВП к 2024 году, увеличивая их постепенно в течение 10 лет. Но Трампу военные подати нужны немедленно.
Среди союзников нашлись «передовики производства», и сегодня Великобритания, Эстония, Польша и погрязшая в долгах, как в шелках, практически находящаяся на иждивении у Европейского Союза Греция уже платят в общий военный котел по два процента. Есть и отстающие. Среди них - одна из самых высокоразвитых в техническом и экономическом отношении европейская страна - Германия.
Канцлер ФРГ Ангела Меркель и министр обороны германского государства Урсула фон дер Ляйен категорически отказываются вносить в брюссельскую копилку больше 1,5 процентов, да и то только к 2024 году.
Сегодня же они платят чуть больше процента, объясняя это тем, что Германия вносит вклад в общую оборону не только деньгами, но и направляя свои воинские контингенты в различные зарубежные миссии. Например, в Афганистан и Литву, что влечет за собой очень приличные расходы, которые целиком и полностью ложатся на бюджет страны. И вообще, по деньгам общий взнос ФРГ в бюджет НАТО второй после США. Почему надо платить больше?
Кстати, Вильнюс и Рига, которые больше всех в альянсе на каждом шагу (брюссельский саммит - не исключение) твердят о российской военной угрозе, устами президента Литвы Дали Грибаускайте просят Соединенные Штаты выстроить защитный забор вдоль прибалтийско-российской границы из американских средств ПРО\ПВО Patriot PAC-3, сами увеличивать свой взнос в общий котел не спешат. Обе страны на сегодняшний день платят чуть больше полутора процентов своего ВВП. И увеличивать собственный вклад не торопятся. Как и остальные двадцать государств-членов НАТО. И это, несмотря на грозное предупреждение Дональда Трампа о том, что США будут защищать только те страны, которые платят. Если не платят - пусть надеются только на себя...
Президент Трамп нашел и еще один аргумент, чтобы заставить своих союзников и вассалов раскошелиться, выбрав в качестве мальчика для битья ФРГ. «Это крайне прискорбно, что Германия заключает газовую сделку с Россией, - заявил президент США с трибуны брюссельского саммита. - Мы защищаем Германию, мы защищаем Францию, мы защищаем все эти страны, а между тем ряд государств заключает соглашение с Россией на строительство газопровода».
«Мы должны защищать вас, а вы отдаете миллиарды долларов в сундуки России. Мы должны защищать вас от России, а вы платите ей миллиарды, - возмущался Трамп. - Германия находится у нее (у России - Авт.) в заложниках. Мы определенно должны обратить на это внимание».
Однако гневных слов ему показалось мало, и он решил усилить впечатление, добавив, что «Германия полностью контролируется Россией». «После строительства нового трубопровода более 70 процентов поставок природного газа будут поступать из России», - заявил Трамп. И тут же напомнил, что ФРГ «платит в бюджет НАТО только 1 процент от своего ВВП», а также о том, что глава совета директоров компании Nord Stream-2 - бывший канцлер Германии Герхард Шредер. «Скажите мне, это справедливо? - гневно вопросил Трамп и тут же сам дал ответ. - Это неприемлемо!» Он отметил, что «Германия - богатая страна», и что, по его мнению, Берлин может «увеличить свои военные расходы немедленно». Президент США потребовал от ФРГ и от других государств-членов НАТО платить в общий котел уже не 2% ВВП, а все четыре. Пытаясь превратить альянс в «свинью-копилку», о которой говорил еще в Вашингтоне.
Кончено, платить 4 % ВВП в эту бездонную копилку никто не будет. Хотя и сильно возражать Трампу тоже готовы далеко не все государства, входящие в НАТО. Генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг на завтраке с американским президентом заявил тому, что вопрос строительства газопровода в Германию не входит в компетенцию Североатлантического союза. Глава Евросоюза Дональд Туск сказал, что европейские государства и так вносят в бюджет НАТО денег больше, чем тратит на свою оборону Россия. А канцлер ФРГ Ангела Меркель напомнила, что Германия, в отличие от ГДР, в которой она выросла, сегодня самодостаточное и суверенное государство и сама может принимать те решения, которые считает для себя правильными.
По поводу суверенитета стран, входящих в НАТО, есть большие сомнения. У них его скорее нет, чем есть. Но спорить не будем. Обратим внимание на другую деталь.
Требуя от стран-членов НАТО повышать финансовый вклад в общую оборону, США повышают заградительные пошлины на поставляемые из Европы за океан сталь и алюминий. Для стали на 25 %, для алюминия - на 10%. В общем, ведут торговую войну против своих же союзников.
В ответ государства Европейского союза - а страны НАТО и страны ЕС практически одни и те же, за исключением Финляндии, которая входит в ЕС, но не входит в НАТО, и Турции, что входит в НАТО и не входит в ЕС - повысили пошлины на американские товары, поступающие в Европу. На виски «Бурбон», джинсы «Леви Страус» и товары других фирм, даже на брендовые мотоциклы «Харлей Дэвидсон».
Мотоциклетный концерн тут же решил по этой причине перевести свое производство на европейский континент, за что получил от Трампа клеймо «предателя американских интересов». Но факт остается фактом - никакого единства среди североатлантических союзников, о чем продолжают убеждать своих читателей и слушателей европейские и заокеанские СМИ, нет и в помине.
Причина требований Трампа к своим европейским вассалам вкладывать больше средств в общую оборону раскрывается довольно просто. Она вовсе не в том, что «кто платит больше, тот получит большую гарантию защиты от России», нет.
Главе Белого дома, как настырному и нахальному бизнесмену, крайне необходимо заталкивать в Европу, как и в другие части света, американскую боевую технику, продукцию военно-промышленного комплекса США, которому он, сражаясь за кресло президента, обещал всячески способствовать.
Вот и нынешний саммит НАТО принял решение о срочной замене боевой техники и вооружений восточноевропейских стран, которая им досталась от Советского Союза. Якобы устаревшая (если говорить правду, она не такая уж и устаревшая, что доказывает опыт Сирии) боевая техника мешает оперативной совместимости с самыми передовыми образцами боевой техники, которые стоят на вооружении западных стран, мешает «внедрять инновации» и «поддерживать технологическое преимущество».
Угадайте с трех раз, чью боевую технику и вооружение должны будут закупать Варшава, Прага, Будапешт, Бухарест и София? Вряд ли шведскую, немецкую, французскую и английскую, хотя какие-то крохи от американского пирога обломятся и им.
А основные приоритеты от перевооружения получит «железо» с лейблом «Made in USA» и стоящие за ним фирмы - General Motors, Northrop Grumman, Raytheon и т.д. И что там такое говорит о российской военной угрозе генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг?..
«Мы не видим сейчас со стороны России никакой непосредственной значительной угрозы», - заявил он. Хотя и предостерег: «Россия становится все более уверенной и может представлять опасность». Но те, кто продолжает верить в этот миф, конечно же, должны платить. А натовская «военно-финансовая корпорация», тем временем, превращающаяся в своеобразную свинью-копилку, куда складывается звонкая монета для заокеанского сюзерена. Это и есть главный итог нынешнего брюссельского саммита НАТО.
*Военный обозреватель ТАСС